Активные методы обучения
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Программа подготовки методистов-модераторов
Дистанционный семинар-тренинг «Технология АМО»
Форма описания инпута[1]
с использованием АМО сообщения новой информации [2].
Организационная информация | |||
Название команды | “Courser” | ||
Авторы инпута | Кудаева Нариннэ Борисовна Резвых Александра Владиславовна Тимофеенкова Галина Алексеевна | ||
Описание активного метода обучения (заполняется для каждого АМО сообщения новой информации, включенного в инпут). | Содержание инпута по теме «Технология АМО – технология ФГОС», сообщающееся при помощи данного АМО. | ||
Название метода | «Фемида» | Уважаемые коллеги! Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС начального общего образования утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Остальные только на стадии разработки (планируется введение с с 2015 г в основной школе, с 2020 – на ступени среднего (полного) основного образования). В публикациях часто фигурирует как стандарт второго поколения. Зачем нужен стандарт?
Приложение 1 ФГОС и государство Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Задача современной школы согласно требованиям ФГОС – развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС и ученик Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Таким образом, новые требования ФГОС определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». ФГОС и учитель Согласно требованиям ФГОС у учителя должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования Виды компетенций
Таким образом, современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность. Приложение 2 АМО и технология Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. К активным методам обучения относятся:
Таким образом, технология АМО насыщена коммуникативными действиями: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Цель применения активных методов - достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье. АМО и ученик Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Применение АМО кардинально меняет устоявшееся положение тем, что учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Обучение в системе АМО - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в совместной работе возникает эффект группового взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки. В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, где групповому способу преподнесения знаний противостоит индивидуальный способ контроля и оценки их усвоения (учат всех вместе, спрашивают каждого в отдельности, оценки одного не влияют на оценки других). Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Технология АМО нацелена на:
Таким образом, технология АМО позволяет организовать самостоятельное добывание знаний учащимися на уроке, что и соответствует деятельностному подходу, что позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта. АМО и учитель «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». (К.Д. Ушинский). При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом. В идеале преподаватель становится руководителем самостоятельной работы детей, реализуя принципы педагогики сотрудничества. Педагог - уже не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Технология АМО помогает учителю формировать систему учебных действий: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создающих условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; способствующих успешному усвоению знаний, умений и навыков, формированию картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Технология АМО позволяет организовать диалог в широком его толковании, направленный на совместный поиск истины. При этом, конечно, будет иметь место и отстаивание своей позиции, убеждение в своей правоте с целью повлиять на изменение взглядов, мнений, решений оппонента. Педагогу важно показать, что диалог, являясь одной из форм речевой деятельности и представляющий собой сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов, обеспечивающее ее структурные компоненты и позволяющее реализовать воздействующую функцию речи, должен быть процессом совместной выработки единого, скорее всего нового, для участников акта общения значения всех производимых и воспринимаемых действий и их мотивов. Обязанность учителя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Технология АМО предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: • педагогическую любовь к детям; • оптимистическую веру в ребенка; • сотрудничество, мастерство общения; • отсутствие прямого принуждения; • приоритет положительного стимулирования; • терпимость к детским недостаткам. • право ребенка на свободный выбор; • право на ошибку; • право на собственную точку зрения; • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Технология АМО требует от учителя организации учения и воспитания без принуждения: • требовательность без принуждения, основанная на доверии; • увлеченность, рожденная интересным преподаванием; • замена принуждения желанием, которое порождает успех; • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; • применение косвенных требований через коллектив. | |
Этап образовательного мероприятия | Фаза 2. Работа над темой | ||
Количество участников | 15-20 человек | ||
Цели задачи использования метода | представление и структурирование нового материала, активизация внимания участников семинара. | ||
Продолжительность проведения | 15 минут | ||
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода |
| ||
Предварительная подготовка (если требуется) |
| ||
Подробная технология проведения | Модератор сообщает вступительное слово и делит с помощью жеребьёвки картинок участников на две группы. Одна группа работает с планетой ФГОС, а другая с планетой «АМО» По мере изучения в двух группах теоретического материала участники записывают ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран:
Теоретический материал представлен наглядно и четко в строго структурированном виде. Затем группы высказываются, «взвешивая чаши весов», сравнивая оба круга, попеременно добавляя аргументы, как с одной, так и с другой стороны. Модератор называет по очереди критерии, например – «цель». Группа, изучавшая материал ФГОС сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО сообщает цель технологии АМО. Происходит сравнение, насколько они схожи или отличны друг от друга. Следующая характеристика для сравнения: «задачи», затем «ученик», «учитель». Модератор делает общий вывод. | ||
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Вступительное слово модератора: Уважаемые коллеги! Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Зачем нужен стандарт?
Сегодня мы с Вами попытаемся ответить на вопрос, отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС. А поможет нам в поисках решения справедливая и беспристрастная ФЕМИДА. (на экране Фемида и весы) Вы видите чаши весов. Я предлагаю Вам на одну чашу весов поместить требования, которые предъявляет ФГОС, а на другую характеристики технологии АМО. И вместе мы постараемся найти ответ на наш сегодняшний вопрос: «Отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС?» Давайте разделимся на две группы. Предлагаю вам вытянуть жребий (картинки - планеты ФГОС и АМО). Одной группе предстоит изучить вопросы, связанные с требованиями ФГОС на уровне государства, ученика и учителя, а другой - вопросы, связанные с характеристиками АМО, предъявляемыми к технологии, ученику и учителю. Выпишите ключевые слова или фразы в соответствующий сектор, опираясь на вопросы выведенные на экран. Вам даётся 5 минут на изучение вашего материала и поиска ответов на вопросы:
По мере изучения теоретического материала записывайте ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран. Теперь давайте попытаемся «взвесить» обе чаши. (слайд) Давайте сравним «цель», которую ставит перед нами Стандарт и АМО. (слайд «ЦЕЛЬ») Участники группы высказываются, опираясь на свои шаблоны. Группа, изучавшая материал ФГОС, сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО, сообщает цель технологии АМО и записывают их на планетах ФГОС и АМО перед всей аудиторией. ВЫВОД МОДЕРАТОРА: мы видим, что и ФГОС и АМО преследуют одну и ту же цель – овладение обучающимися не только предметными, но и метапредметными, личностными навыками, т.е. формирование новой модели выпускника школы. А теперь давайте посмотрим, какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО? (слайд заголовок «Задачи») (Высказывания участников) ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, чтобы «научить учиться» и стандарт и АМО предполагают деятельностный и личностно-ориентированный подход. Какие же требования ФГОС предъявляет к ученику и помогает ли технология АМО выполнить эти требования? (слайд заголовок «Ученик») (Высказывания участников) ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, технология АМО позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта, что полностью соответствует требованию ФГОС. Какие же требования ФГОС предъявляет к учителю и помогает ли технология АМО выполнить эти требования? (слайд заголовок «Учитель»). (Высказывания участников). ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, технология АМО полностью соответствует требованиям ФГОС и формирует у учителя основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта. Учитель играет роль куратора, направляющего: он, в первую очередь, помощник, сотрудник. Кроме того технологии АМО позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме, повышают мотивацию, а значит и повышается уровень образования. Сам процесс обучения переходит на новый уровень коммуникации и интерактивности. Учитель становится профессионалом, владеющим современными технологиями обучения. В конце модератор поводит итог: Итак, мы начали с вопроса: «Зачем нужен стандарт?», а закончить мы можем, ответив в на вопрос: «Зачем нужны АМО?».
| ||
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода) |
| ||
Варианты проведения метода | Учитель может не раздавать материал для изучения в группах, а преподать его в виде лекции (сопровождая презентацией), во время которой участники записывают основные понятия в соответствующий сектор на своём листе. Вместо ватмана использовать интерактивную доску, на которой изображены планеты и вписывать аргументы сразу на доску. | ||
Приложение | |||
Здесь Вы можете представить необходимые приложения для проведения метода. (это могут быть примеры раздаточного или дополнительного материала, заготовки и шаблоны, реквизит, требующийся для проведения метода, ссылки на необходимые ресурсы или источники) | |||
Приложение 1 и Приложение 2 см. во вложении. http://www.free-power-point-templates.com/justice-powerpoint-template/ - бесплатный шаблон презентации можно скачать здесь. Варианты планет три сектора выделяются вокруг планет на белом фоне. |
________________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012
© Образовательный портал «Мой университет»
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2012
[1] Продолжительность инпута 15-20 минут.
[2] Если инпут содержи несколько АМО, каждый АМО описывается по предложенной таблице. Для этого делается копия таблицы. Таблицы с частями инпута должны быть выстроены в логической последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-201937-1365489943.jpg)
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-244851-1366283776.jpg)
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-151570-1512028323.jpg)
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС
Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-781727-1462527560.jpg)
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/08/picture-1415950-1659979273.jpg)
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...