Активные методы обучения
методическая разработка по теме

Кудаева Нариннэ Борисовна

АМО сообщения новой информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablonam_komandy_no2_courser.rar2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru 

Факультет образования взрослых - www.train2.ru 

Программа подготовки методистов-модераторов

Дистанционный семинар-тренинг «Технология АМО»

Форма описания инпута[1] 

с использованием АМО сообщения новой информации [2].

Организационная информация

Название команды

“Courser”

Авторы инпута

Кудаева Нариннэ Борисовна

Резвых Александра Владиславовна

Тимофеенкова Галина Алексеевна

Описание активного метода обучения

(заполняется для каждого АМО сообщения новой информации, включенного в инпут).

Содержание инпута по теме

«Технология АМО – технология ФГОС»,

сообщающееся при помощи данного АМО.

Название метода

«Фемида»

Уважаемые коллеги!

Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС начального общего образования утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Остальные только на стадии разработки (планируется введение с с 2015 г в основной школе, с 2020 – на ступени среднего (полного) основного  образования). В публикациях часто фигурирует как стандарт второго поколения.

Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.  
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Приложение 1

ФГОС и государство

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Задача современной школы согласно требованиям ФГОС – развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

ФГОС и ученик

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Таким образом, новые требования ФГОС определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

ФГОС и учитель

Согласно требованиям ФГОС у учителя должны  быть  сформированы  основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения  обучающимися  планируемых результатов  освоения  основной  образовательной программы общего образования

Виды компетенций

  • Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
  • Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
  • Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .
  • Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
  • Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
  • Общекультурная компетенция:
  • знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
  • умение рефлектировать личностную систему;
  • толерантность к разным этнокультурам.
  • Компетенция личностного самосовершенствовании:
  • потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
  • способность к саморазвитию.
  • Познавательно-творческая компетенция:
  • умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
  • развитость творческих способностей;
  • способность самостоятельно приобретать новые знания.
  • Ценностно-смысловая ориентация личности:
  • осознание своей роли и предназначения
  • потребность и способность самореализации
  • увлеченное построение жизни и профессиональной  
  • деятельности
  • Коммуникативная компетенция:
  • владение технологиями устного и письменного общения,
  • включая общение   через Интернет
  • Информационная компетенция:
  • · умение самостоятельно искать, анализировать и   отбирать   необходимую информацию;
  • нормативно-правовое обеспечение педагогической
  • деятельности;
  • владение информационными технологиями
  • Социально-трудовая компетенция:
  • способность взять на себя ответственность;
  • проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
  • подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
  • Профессиональная компетенция педагога:
  • активная жизненная позиция
  • профессиональные знания и умения
  • профессиональные личностные качества
  • творческие умения.

Таким образом, современного учителя должны отличать высокая креативность,  направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Приложение 2

АМО и технология

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. К активным методам обучения относятся:

  • Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг). Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.
  • Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
  • «Круглый стол» — одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
  • Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
  • Дебаты – метод, нацеленный на получение определённого результата и формирование собственной позиции.
  • Дискуссия - метод, активизирующий процесс обучения при изучении сложной темы, теоретической проблемы.

Таким образом, технология АМО насыщена коммуникативными действиями: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Цель применения активных методов - достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье.

АМО и ученик

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Применение АМО кардинально меняет устоявшееся положение тем, что учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу.

Обучение в системе АМО - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в совместной работе возникает эффект группового взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки.

В группе участников АМО результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, где групповому способу преподнесения знаний противостоит индивидуальный способ контроля и оценки их усвоения (учат всех вместе, спрашивают каждого в отдельности, оценки одного не влияют на оценки других). Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде.

Технология АМО нацелена на:

  • формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции;
  • формирование информационной компетентности обучаемых;
  • воспитательный процесс: работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества;
  • развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.;
  • повышение мотивации обучающихся: самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • обучение рефлексии – осмыслению новых знаний, умений, качеств и ценностей, критическому анализу информации, генерации ответов на вызовы окружения, а также самооценку себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировку своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы;

Таким образом, технология АМО позволяет организовать самостоятельное добывание знаний учащимися на уроке, что и соответствует деятельностному подходу, что позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта.

АМО и учитель

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя».

(К.Д. Ушинский).

При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом. В идеале преподаватель становится руководителем самостоятельной работы детей, реализуя принципы педагогики сотрудничества. Педагог - уже не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения.

Технология АМО помогает учителю формировать систему учебных действий: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создающих условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; способствующих успешному усвоению знаний, умений и навыков, формированию картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Технология АМО позволяет организовать диалог в широком его толковании, направленный на совместный поиск истины. При этом, конечно, будет иметь место и отстаивание своей

позиции, убеждение в своей правоте с целью повлиять на изменение взглядов, мнений, решений оппонента. Педагогу важно показать, что диалог, являясь одной из форм речевой деятельности и представляющий собой сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов, обеспечивающее ее структурные компоненты и позволяющее реализовать воздействующую функцию речи, должен быть процессом совместной выработки единого, скорее всего нового, для участников акта общения значения всех производимых и воспринимаемых действий и их мотивов.

Обязанность учителя - организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Технология АМО предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:

•  педагогическую любовь к детям;

•  оптимистическую веру в ребенка;

•  сотрудничество, мастерство общения;

•  отсутствие прямого принуждения;

•  приоритет положительного стимулирования;

•  терпимость к детским недостаткам.

•  право ребенка на свободный выбор;

•  право на ошибку;

•  право на собственную точку зрения;

•  стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Технология АМО требует от учителя организации учения и воспитания без принуждения:

•  требовательность без принуждения, основанная на доверии;

•  увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

•  замена принуждения желанием, которое порождает успех;

•  ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

•  применение косвенных требований через коллектив.

Этап образовательного мероприятия

Фаза 2. Работа над темой
Этап: интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Количество участников

15-20 человек

Цели  задачи использования метода

представление и структурирование нового материала, активизация внимания участников семинара.

Продолжительность проведения

15 минут

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

  1. Две планеты, нарисованные на листе ватмана:1 планета «ФГОС» и 2 - «АМО»,
  2. Цветные маркеры;
  3. Раздаточный материал Приложение 1 «ФГОС» и Приложение 2 «АМО».
  4. Подготовленная презентация ppt.;
  5. Аппаратура: мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска (для варианта проведения);
  6. Картинки - жребии - планеты ФГОС и АМО для деления участников на две группы;
  7. Столы и стулья в аудитории;
  8. Лист ватмана для каждой команды, на каждом из которых изображены планета ФГОС, которая поделена на три сектора: на одном написано «государство», на втором «ученик», на третьем «учитель», а у другой команды планета АМО с секторами: «технология», «ученик», «учитель».

Предварительная подготовка (если требуется)

  1. Заранее подготовить презентацию ppt.;
  2. Настроить аппаратуру: проектор, экран:
  3. Подготовить картинки - жребий - планеты ФГОС и АМО  для деления на две группы;
  4. Учесть расположение столов и стульев в аудитории;
  5. Лист ватмана для каждой команды, на каждом из которых изображены планета ФГОС, каждая поделена на три сектора: на одном написано «государство», на втором «ученик», на третьем «учитель», а на другом и планета АМО: «технология», «ученик», «учитель»;
  6. Две планеты, нарисованные на листе ватмана:1 планета «ФГОС» и 2 - «АМО»,
  7. Цветные маркеры;
  8. Размножить раздаточный материал Приложение 1 «ФГОС» и Приложение 2 «АМО» по количеству участников в аждой группе.

Подробная технология проведения

Модератор сообщает вступительное слово и делит с помощью жеребьёвки картинок участников на две группы. Одна группа работает с планетой ФГОС, а другая с планетой «АМО»

По мере изучения в двух группах  теоретического материала участники записывают ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран:

  1. Опередите «цель(и)», которую ставит перед нами Стандарт / АМО?
  2. Какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО?
  3. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к ученику?
  4. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к учителю?

Теоретический материал представлен наглядно и четко в строго структурированном виде.

Затем группы высказываются, «взвешивая чаши весов», сравнивая оба круга, попеременно добавляя аргументы, как с одной, так и с другой стороны.  Модератор называет по очереди критерии, например – «цель». Группа, изучавшая материал ФГОС сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО сообщает цель технологии АМО. Происходит сравнение, насколько они схожи или отличны друг от друга. Следующая характеристика для сравнения: «задачи», затем «ученик», «учитель». Модератор делает общий вывод.

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Вступительное слово модератора:

Уважаемые коллеги! Как Вам известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.  
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Сегодня мы с Вами попытаемся ответить на вопрос, отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС. А поможет нам в поисках решения справедливая и беспристрастная ФЕМИДА. (на экране Фемида и весы)

Вы видите чаши весов. Я предлагаю Вам на одну чашу весов поместить требования, которые предъявляет ФГОС, а на другую характеристики технологии АМО. И вместе мы постараемся найти ответ на наш сегодняшний вопрос: «Отвечает ли Технология АМО требованиям ФГОС?»

Давайте разделимся на две группы. Предлагаю вам вытянуть жребий (картинки  - планеты ФГОС и АМО).

Одной группе предстоит изучить вопросы, связанные с требованиями ФГОС на уровне государства, ученика и учителя, а другой - вопросы, связанные с характеристиками АМО, предъявляемыми к технологии, ученику и учителю. Выпишите ключевые слова или фразы в соответствующий сектор, опираясь на вопросы выведенные на экран.

Вам даётся 5 минут на изучение вашего материала и поиска ответов на вопросы:

  1. Опередите «цель(и)», которую ставит перед нами Стандарт / АМО?
  2. Какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО?
  3. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к ученику?
  4. Какие же требования ФГОС/АМО предъявляет к учителю?

По мере изучения теоретического материала записывайте ключевые фразы или слова в соответствующие секторы, формулируя ответы на вопросы, выведенные на экран.

Теперь давайте попытаемся «взвесить» обе чаши. (слайд)

Давайте сравним «цель», которую ставит перед нами Стандарт и АМО. (слайд «ЦЕЛЬ»)

Участники группы высказываются, опираясь на свои шаблоны. Группа, изучавшая материал ФГОС, сообщает цель Стандарта и группа, изучавшая АМО, сообщает цель технологии АМО и записывают их на планетах ФГОС и АМО перед всей аудиторией.

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: мы видим, что и ФГОС и АМО преследуют одну и ту же цель – овладение обучающимися не только предметными, но и метапредметными, личностными навыками, т.е. формирование новой модели выпускника школы.

А теперь давайте посмотрим, какие задачи ставит перед нами стандарт, а какие АМО?

(слайд заголовок «Задачи»)

(Высказывания участников)

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, чтобы «научить учиться» и стандарт и АМО предполагают деятельностный и личностно-ориентированный подход.

Какие же требования ФГОС предъявляет к ученику и помогает ли технология АМО выполнить эти требования? (слайд заголовок «Ученик»)

(Высказывания участников)

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом,

технология АМО позволяет ученику перейти из роли объекта в роль субъекта, что полностью соответствует требованию ФГОС.

Какие же требования ФГОС предъявляет к учителю и помогает ли технология АМО выполнить эти требования?

(слайд заголовок «Учитель»).

(Высказывания участников).

ВЫВОД МОДЕРАТОРА: таким образом, технология АМО полностью соответствует требованиям ФГОС и формирует у учителя основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта. Учитель играет роль куратора, направляющего: он, в первую очередь, помощник, сотрудник. Кроме  того технологии АМО позволяют проводить занятия в нетрадиционной форме, повышают мотивацию, а значит и повышается уровень образования.

Сам процесс обучения переходит на новый уровень коммуникации и интерактивности.

Учитель становится профессионалом, владеющим современными технологиями обучения.

В конце модератор поводит итог:

Итак, мы начали с вопроса: «Зачем нужен стандарт?», а закончить мы можем, ответив в на вопрос: «Зачем нужны АМО?».

  • Как и стандарт, технология АМО является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Как и стандарт, технология АМО – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.  
  • Как и стандарт, технология АМО – становится объективным измерителем квалификации педагога. (слайд)

Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода)

  1. Инпут сопровождается мультимедийной презентацией.
  2. Совет модератору: следите за своими позами, жестами, мимикой и модуляцией голоса. Их грамотное использование поможет вам привлекать внимание участников.

Варианты проведения метода

Учитель может не раздавать материал для изучения в группах, а преподать его в виде лекции (сопровождая презентацией), во время которой участники записывают основные понятия в соответствующий сектор на своём листе.

Вместо ватмана использовать интерактивную доску, на которой изображены планеты и вписывать аргументы сразу на доску.

Приложение

Здесь Вы можете представить необходимые приложения для проведения метода.

(это могут быть примеры раздаточного или дополнительного материала, заготовки и шаблоны, реквизит, требующийся для проведения метода, ссылки на необходимые ресурсы или источники)

Приложение 1 и Приложение 2 см. во вложении.

http://www.free-power-point-templates.com/justice-powerpoint-template/ - бесплатный шаблон презентации можно скачать здесь.

Варианты планет три сектора выделяются вокруг планет на белом фоне.

________________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012

© Образовательный портал «Мой университет»

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2012


[1] Продолжительность инпута 15-20 минут.

[2] Если инпут содержи несколько АМО, каждый АМО описывается по предложенной таблице. Для этого делается копия таблицы. Таблицы с частями инпута должны быть выстроены в логической последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...