Развитие Творческих способностей учащихся
учебно-методический материал по теме

Горпенко Людмила Анатольевна

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способ­ностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. По­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается ис­кать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зам директора по УР

Горпенко Л. А.

2012 год

Нет на свете людей, у которых бы не было ни одного таланта. 

Творчество – универсальный язык, который понимают во всем мире, на котором сама Вселенная разговаривает с каждым из нас. Вот только иногда таланты погребены под толщами бесплодных пород, как зарытые некогда сокровища. Неважно, виновато ли здесь консервативное воспитание или природная застенчивость. Вытащить на свет божий все наши таланты и способности – непростая, но очень интересная игра, из которой вы обязательно выйдете победителем.

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Учитель – один из немногих людей, дающих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.

«Школа – святое место гуманности, добра и правды»       В.А.Сухомлинский

Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится школа. Один ученик отличается от другого, прежде всего способностями. Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми человек может успешно осуществлять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, живописи, математике, спорту, литературе и т.д... От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще развиваться способности. Учитывая природные задатки, необходимо развивать способности.

Учителю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способности учащихся. Для полноценного развития ребенка необходимо погрузить его в различные виды творческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Учитель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Необходимо освоение таких форм воспитательной работы, которые выявляют  индивидуальные свойства личности, развивают эмоциональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритетные для современных школьников игровые, театрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. «Детская одаренность».  Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одаренными чаще всего называют:
     – детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
     – детей с высоким уровнем творческих способностей;
     – детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
     – детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.

                            

                        Этапы организации работы классного руководителя

     1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ продукции. Учащиеся ведут текущие записи в творческих книжках, журналах личных достижений примерно по следующим направлениям: что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг?
     Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание).
     
2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы.
Необходимо провести психологическую диагностику,  в процессе которой выявляется:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).
     Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. По результатам диагностики классный руководитель определяет, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.

     
3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.
 Одна из задач школы – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей, подготовленности и интересов ученика.  Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием.
     Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов.

      Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Таким образом, классный руководитель побуждает ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

                               Условия успешного развития творческих способностей:

  • Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
  • Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).
  • Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей  заключается в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.
  • Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
  • Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика  к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни.

   

Классному руководителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

          Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может строиться по логике объект - субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

  Обязательные условия проведения занятия, 

направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1.     Педагог должен принимать все ответы и реакции детей (устные и   письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2.     Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3.     Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.

4.     Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

5.     Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.

6.     Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.

7.     Следует шире использовать в воспитательной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого занятия - помочь раскрыть собственные возможности ученика.

     Примеры занятий по развитию творческого потенциала подростков:

«Волшебные звуки». Ученикам дают прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру Скрябина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) передать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания. Под музыку можно так же попытаться представить пейзаж за окном электрички и подробно рассказать о нём.

«Новая жизнь».     Учеников просят принести из дома сломанные игрушки и передать их соседям по парте, чтобы те придумали, как и где её можно использовать. Должны появиться самостоятельные идеи по поводу применения каждого предмета.

«Мой жизненный путь».   Ученикам предлагается изобразить путь своей жизни, используя известные нам дорожные знаки,  и, конечно, придумывая новые. Анализируя переживания собственной жизни, каждый  ребёнок должен  выбрать тот путеводный знак, к которому он стремится.

       Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Формы работы по развитию творческих способностей учащихся

 

1.  Обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, диспутов, творческих отчетов, сборников работ, выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов).

2.  Разработка совместно с учащимися программ клубов по интересам,  кружков, творческих объединений; привлечение школьников и выпускников к созданию авторских программ учебных курсов в соответствии с интересами, склонностями детей.

3.  Создание системы работы с родителями по привлечению их творческих способностей для решения проблем совершенствования УВР с детьми.

4. Разработка системы взаимодействия с центрами развития творческих способностей  детей.

5. Участие в городских, районных конкурсах, смотрах, программах, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

 Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  5. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам в трудной, но очень интересной работе.
  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

Только у талантливых педагогов бывают талантливые ученики.



Предварительный просмотр:

Тест на определение творческих наклонностей

да

нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Можете ли вы жить в неуютной скучной квартире?

Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты картинами?

Вы любите рисовать?

Вы любите чертить геометрические фигуры?

Любите ли вы бывать в музеях?

Нравится ли вам долго гулять по незнакомым улицам в незнакомых городах?

Остановитесь ли вы полюбоваться красивым закатом?

Надолго ли вы запоминаете красивые пейзажи?

Вам кажутся красивыми морские камни?

Любите ли вы одиночество?

Любите ли вы новые встречи и знакомства?

Часто ли вы меняете прическу?

Одеваетесь ли вы в одной цветовой гамме?

Переставляете ли вы мебель в своей комнате?

Слушаете ли вы музыку ради развлечения?

Нравится ли вам читать стихи вслух?

Вам смешно, когда кто-то начинает читать стихи вслух?

Пишете ли вы стихи?

Приходится ли вам сочинять песенки?

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

Если у вас более 15 очков.

Можно совершенно определенно сказать: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре творческой и, безусловно, есть артистические наклонности.

8-15 очков.

Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хоть красота вам и небезразлична, вы, скорее, рационалист. Короче г7оворя, вы везде сочетаете приятное с полезным.

Менее 4 очков.

Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь.

Есть ли у вас фантазия?

да

нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Занимаетесь ли вы рисованием?

Часто ли грустите?

Когда рассказываете о чем либо, стараетесь ли приукрасить рассказ вымышленными подробностями?

Размашистый ли у вас почерк?

Когда вам скучно, рисуете ли одни и те же фигурки?

Любите ли писать письма?

Снятся ли вам необычайные сны?

Представляете ли себе место, в которое хотите попасть, но знакомое вам лишь по рассказам знакомых?

Вы плачете, когда смотрите фильмы?

Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией?

2

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

2

0

0

1

1

0

0

0

0

10-12 очков.

У вас буйная фантазия. Если сумеете ею воспользоваться умело, жизнь может стать гораздо богаче и принести вам много радости.

8-10 очков.

Ваша фантазия – не из самых слабых, и только от вас зависит, сумеете ли вы ее доразвить.

5-8 очков.

Вы реалист, не витаете в облаках, но вам не мешало бы почаще встречаться с искусством.

АНКЕТА

  1. Что такое музыка?_____________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Любите ли вы музыку?_________________________________________________
  2. Как часто вы слушаете музыку?__________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Какую музыку вы предпочитаете?________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Согласны вы с утверждением, что музыка существует только для развлечения?__________________________________________________________
  2. Где вы предпочитаете слушать музыку?___________________________________
  3. _____________________________________________________________________
  4. Какие виды музыки вы знаете?__________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, чем отличается легкая музыка от серьезной?__________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Приходилось ли вам слушать серьезную музыку, где?________________________

_________________________________________________________________________

  1. Какое впечатление произвела на вас такая музыка?__________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Есть ли у вас дома диски или кассеты с записями классической музыки?________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Бывали ли вы в оперном театре, на концертах классической музыки?__________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...