Владение ИКТ-технологиями - одно из условий для достижения нового образовательного результата.
опыты и эксперименты на тему

Тутаева Тамара Викторовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vladenie_ikt_tekhnologiyami_vystuplenie_na_pedsovete.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тутаева Т.В.

Выступление на педагогическом совете от 09.01.2013 по теме:

«Владение ИКТ – технологиями – одно из условий для достижения нового образовательного результата».

Компетентность учителя в использовании Информационно-коммуникационных технологий   - это способность  целенаправленно, самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности. В результате использования ИКТ создаются условия для:

  • повышения качества образования,
  • улучшения образовательных результатов, т.е. совершенствования способностей выпускников  применять полученные знания и навыки в условиях реальной жизни;
  •  повышения  конкурентности   на рынке образовательных услуг
  • формирования критического и проблемного мышления.

Использование ИКТ в образовательном процессе  позволяет развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивать учащихся необходимой информацией, развивать общеучебные  и предметные компетенции.

Условия введения стандартов нового поколения требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения. Среди различных результатов (личностных, метапредметных, предметных) можно выделить группу результатов, успешность достижения которых зависит от эффективности использования ИКТ, или сами результаты являются некоторым уровнем владения ИКТ. Поэтому в условиях перехода на новый образовательный стандарт необходимо не только переосмыслить многие подходы в традиционном обучении, но и освоить многие современные образовательные технологии, в том числе, активно использующие ИКТ.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. Все это направлено на формирование базовой ИКТ-компетентности педагогов.  В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Информатизация образования требует от учителя не только владения основами компьютерной грамотности, но постоянного совершенствования уровня компетентности в сфере использования ИКТ и новых технических средств. Поэтому учителя нашей школы (Захватова, Каирова, Кузнецова, Тутаева, Левина, Загидулина, Исупова) стараются овладеть всеми тонкостями информационных и коммуникационных технологий с помощью дистанционных курсов, самообразования. И как результат, на уроках все чаще можно увидеть использование электронных учебников и электронных лабораторных практикумов, обучающих систем, интерактивных моделей. Многие кабинеты нашей школы оборудованы мультимедийными проекторами и интерактивными досками, которые позволяют использовать на уроке аудио-видео информацию, цифровые ресурсы.

Основная идея моего опыта – использование на уроках математики интерактивной доски.

 Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру.  Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка,  а также гиперссылки к мультимедийным файлам,  задают уроку бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Всем известен тот факт, что изучение математики и её преподавание имеет свои трудности. Например, такие как большой объем изучаемого материала (геометрия в 8 классе), тематические модули трудные для восприятия и понимания (тема «Функция и ее график», тема «Правила преобразования графиков функций» и т.д.). Предмет «Математика», в силу своей специфики, содержит много тем, которые не вызывают интереса у обучающихся при их изучении, поэтому возникает ещё одна проблема – это повышение мотивации обучающихся.

Применение средств ИКТ на уроках математики, в частности интерактивной доски, позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, повысить интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, а также познавательную активность обучающихся. Помимо всего этого, использование интерактивного оборудования позволяет оптимизировать процесс преподавания математики. На уроках математики можно использовать такие свойства интерактивной доски как обучающие, контролирующие, тренировочные, творческие и демонстрационные. 

1. Обучающие свойства:

- возможность изображать объемные и плоские геометрические фигуры (треугольники, четырехугольник, окружности, многогранники и др.) позволяет изучать геометрический материал: изучение элементов фигур, периметра, площади и объема фигур. Функция интерактивной доски, позволяющая изменять размеры фигур, оставляя без изменения форму, помогает в изучении темы «Подобие фигур». Функцию клонирования объекта можно использовать при изучении понятия равных фигур или многократного использования одной и той же фигуры при решении математических задач;

- программы преобразования графиков функций, например, таких как, линейная, обратная пропорциональность, тригонометрических функций, позволяют обучающимся усвоить правила преобразования графиков функций и применять при их построении;

- изучение тем «Координатная прямая», «Координатная плоскость» обеспечивается возможностями интерактивной доски с помощью мобильного построения координатной прямой, координатной плоскости на соответственно разлинованном поле экрана. В случае допущения, каких- либо ошибок в изображении или построениях, можно воспользоваться функцией ластика и начать построения сначала;

- возможность использования цветовой гаммы позволяет более наглядно показать построение части графика функции на заданном промежутке, а также при изучении свойств функции: область определения, область значений, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, умение находить наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке.

2. Контролирующие свойства:

-. По названию закона можно восстановить его математическую модель (и наоборот);

- с помощью перемещающихся шариков с буквами по предложенным формулам математических функций можно определить название графика соответствующего заданным функциям;

- эффект лопающихся воздушных шариков поможет учителю проверить умения, например, переводить обыкновенные дроби в десятичные (и наоборот);

 - показать сортирование дробей из предложенного перечня на две группы: правильные и неправильные дроби.

Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» использую упражнение на нахождение соответствия.

Для лучшего усвоения графического изображения, названия функций и уравнений, описывающих эти функции, тоже используется подобное упражнение.

Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым  и интересным.

 И т.д.

3. Тренировочные свойства:

- в программе интерактивной доски имеется множество рисунков математической направленности, например, круги, разделенные на равное количество частей (две, три, четыре и т.д.) с помощью цветовой заливки или цветного пера можно использовать при изучении темы «Доли» в 5 классе; шаблон тригонометрического круга, который можно использовать в серии уроков при изучении темы «Тригонометрические функции и их значения»;

- функция множественного клонирования позволит, например, строить множество параллельных прямых, что наглядно показывает условие параллельности графиков линейных функций или позволит отработать правила преобразования графиков функций;

- функции движения и закрепления объекта можно использовать при выполнении заданий на нахождение соответствия между двумя или более категориями понятий (предметов);

- функция выделения определенного объекта («лупа») позволит учителю обратить внимание обучающихся на особо значимых моментах изучаемого материала;

- «шторкой» можно скрыть часть экрана, где предложены ответы к тренировочным упражнениям с их дальнейшей само- или взаимопроверкой;

- функция распознавания объектов позволяет эстетично оформить используемый на уроке материал;

- возможность изменять порядок объектов позволяет перемещать их на задний или передний план экрана. Например, при составлении или отработке алгоритма решения математического задания;

4. Творческие свойства:

- инструменты рисования интерактивной доски позволяют более увлекательно проводить уроки по решению творческих задач, что вызывает неподдельный интерес к изучению математики.

5. Демонстрационные свойства:

- использование поля доски как демонстрационный экран для ранее заготовленных к урокам учебных презентаций. Но использование  доски даже в таком режиме дает  массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др.

Разнообразие функций интерактивной доски позволяет учителю-предметнику проектировать урок в соответствии с поставленными учебными, развивающими и воспитательными задачами. Но необходимый эффект может быть достигнут при методически грамотном моделировании структуры учебных занятий.

Таким образом, использование программного обеспечения интерактивной доски на уроках математики очень широки. Я это показала лишь на небольшом количестве примеров. Свойства интерактивной доски дают неограниченные возможности учителю математики применять её как эффективное средство обучения и повышать качество математического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

проект «Освоение технологии обеспечивающей достижения новых образовательных результатов обучающихся»

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:-разбудить активность детей;-вооружить их оптимальными спосо...

Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра пробле...

"Внедрение технологий системно - деятельного подхода в иноязычное образование и достижение новых образовательных результатов"

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением...

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов

Материал будет полезен и интересен заместителю директора, руководителю кафедры и председателю методического объединения...