Работа над текстом.
статья на тему

Пономарёва Юлия Васильевна

Насколько мне известно, люди, занимающиеся театральной педагогикой, всегда ищут «новое творческое горючее». Новые впечатления, новые идеи, методики, упражнения, задания. Если их приток прекращает вливаться в творческую жизнь, то начинаешь терять ощущение полноты жизни, тонус, необходимый, чтобы заряжать энергией творчества других.

 

Древнее классическое определение В. Шекспира не только связало жизнь и театр в некое диалектически воспринимаемое единство, но и подтвердило многообразие исполняемых нами ролей – «…и каждый – не одну играет роль…». Это и является отправной точкой для нашего мастеркласса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_teksto.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над текстом.

Цели и задачи:

- стимуляция творческой работы группы с помощью театральной игры, импровизации, поощрения спонтанности.

Насколько мне известно, люди, занимающиеся театральной педагогикой, всегда ищут «новое творческое горючее». Новые впечатления, новые идеи, методики, упражнения, задания. Если их приток прекращает вливаться в творческую жизнь, то начинаешь терять ощущение полноты жизни, тонус, необходимый, чтобы заряжать энергией творчества других.

Древнее классическое определение В. Шекспира не только связало жизнь и театр в некое диалектически воспринимаемое единство, но и подтвердило многообразие исполняемых нами ролей – «…и каждый – не одну играет роль…». Это и является отправной точкой для нашего мастеркласса.

Способность к творчеству – креативность, это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Наше ежедневное рутинное существование обусловлено множеством правил и законов. Часть из них выполняются автоматически, рефлекторно.

Специалисты по обучению креативности предлагают преодолевать «функциональную фиксированность». Иными словами, учиться искать необычные способы применения обычных вещей.

Итак, одна из первых сложностей, возникающих во время работы с малым театральным коллективом это поиск подходящей идеи для развернутого представления, тоесть написание сценария. Чаще всего за основу сценария берется готовый текстовый материал: сказка, стихотворение, юмористическая пьеса. Но гораздо более интересно, когда история будущего миниспектакля пишется самими участниками театральной группы. Это дает не просто простор развитию креативных качеств детей, но и делает будущую пьесу ближе и роднее артистам.

Не стоит забывать о том, что в основе каждого сценарного каркаса чаще всего лежат реальные события. Самое главное, чтобы факты были близки театральной группе. Это могут быть как сцены, взятые из жизни, так и вымышленная ситуация. В любом случае ваш сценарий должен отвечать теме представления.

Тема – это круг жизненных явлений, которые подлежат сценическому исследованию. С чего же начать? О чем рассказать? О дружбе и любви? Об одиночестве? О предательстве? О службе в армии? Об отношениях между детьми и родителями? О вредных привычках? После того, как вы определились с темой можно переходить к формулированию сценической проблемы.

Проблема – это жизненный вопрос, требующий сценического разрешения. Тема и проблема всегда неразрывно связаны. Например, выбранная тема «Дружба или любовь?». Проблема, которая требует сценического разрешения, может формулироваться так: «Почему старшеклассники не обращают внимания на девушек из младших классов» или так «Почему одноклассники в старших классах редко влюбляются в одноклассниц». Таких проблем может быть множество, но лишь  одна будет восприниматься как актуальная на данный момент. Только осмысливая проблему, получится выйти на необходимые факты жизни и факты искусства, раскрывающие выбранную проблему с разных сторон.

Как же построить работу над будущим текстом, так необходимым для написания сценария? Можно опираться на следующий алгоритм действий:

Учитель (далее тренер) или кто-то из участников группы формулирует проблему, которая требует решения;

Каждый в нескольких словах высказывает свой взгляд на эту проблему. Тренер записывает на доске имена участников и тезисы их идей. Участники также записывают тезисы выступающих, в свои блокноты.

После того, как последний участник выскажет свое отношение к проблеме, дается 1 – 2 минуты для осмысления услышанного.

После паузы участникам необходимо объединиться в группы по принципу совпадения мнений и равенства отношения к возникшей проблеме.

Если кто-то считает  свое мнение единственно верным, он остается стоять на месте.

Тренер просит группу оценить возникшие взаимоотношения людей и идей. Каждая группа высказывается и подводится итог – выбирается наиболее сильный вариант решения проблемы.

В итоге группа получает интересную, близкую ей историю с непростой проблемой и решением этой проблемы. Остается оформить текст графически и придумать название пьесы.

Еще один вариант работы с текстом будущей пьесы. Упражнение «Четыре слова». Для выполнения этого задания участникам необходимо объединиться в группы, тройки, пары или вообще остаться одному. На доске записываются четыре слова, как можно менее связанные друг с другом логически, и представлять имена существительные нарицательные в единственном числе. Например: стол, ночь, лужа, монета. За определенное время, 15-20 минут, участникам необходимо придумать историю, объединяющую все эти четыре слова логически и разыграть связанное действие с конфликтом.

Еще одно упражнение, по своей структуре совершенно несложное, но продуктивное. «Чудо – стул».

В мире театра возможно все. Вот, например самый обыкновенный стул. Но ведь можно не говоря не слова превратить его….(можно сесть и изобразить водителя; или качать ее так, словно это коляска с младенцем). Во что я превратила стул силой воображения? Совершенно верно! Но ведь я не сказала ни слова, а вы меня все равно поняли. Благодаря бесконечным возможностям фантазии человека мы можем воспринимать вполне известные нам предметы иначе, создавать новые образы и менять к предмету свое отношение, каждые раз воспринимая его по-новому.

Задание: необходимо превратить стул в любой предмет или живое существо. Зрители отгадывают. После каждого показа я начинаю отсчет до трёх, и если, до цифры «три» на площадке не окажется новый участник со своим вариантом чудесного превращения, то последний из игроков будет признан победителем.

И самое главное, необходимо поощрять участников, подчеркивать успешное использование формы стула в предполагаемых образах, поддерживать интонационно и темпом счета соревновательный элемент игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...