Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
материал (5 класс) по теме

Алёхина Таисия Александровна

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.
Закрепляется умение делить текст на части; составлять предложения; выделять главные члены предложения.
Для учащихся 5-6 класса коррекционной школы VIII вида.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Членение текста на части21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА НА ЧАСТИ

***

 В белых сугробах мягкого снега стоит пушистая ёлка. Наверху горит звезда, на ветках качаются игрушки.

 Вокруг прыгают, бегают, играют, танцуют зайчики, белочки, лисички. Это ребята нарядились в костюмы.

 У ёлки стоит Дед Мороз: большой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. (51 слово).

                                                                         ( По Н. Калининой)

  1. О чем идет речь в рассказе? Опишите ёлку.
  2. 2. Как вы понимаете выражение горит звезда? Какими словами мы можем заменить слово горит? (Сияет, искрится). В какие костюмы нарядились дети? Как передается радость детей? (…вокруг прыгают, бегают, играют…) Кто стоит у ёлки? Как одет Дед Мороз? Почему Дед Мороз понравился ребятам?
  3. Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ. О чем идет речь в первой части? Как мы ее озаглавим? («Нарядная ёлка».) о ком говорится во второй части? В третьей? Как мы их озаглавим? («Веселье у елки». «Дед Мороз».) К какому празднику мы наряжаем елку? Как можно озаглавить рассказ?

Синичка.

 Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату.

 Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной ребята выпустили её на волю.

                                                                                                        (47 слов).

                                                                            ( из «Спутника букваря»)

  1. Почему синичка прилетела к окну? Как поступили дети? Почему? Как вела себя синичка? Долго ли жила она у детей? Почему дети выпустили синичку весной? Правильно ли они поступили?

На какие три части можно разделить текст? Подумайте, как озаглавить каждую часть. («Синичке холодно». «Выручили дети». «На волю».) Озаглавьте рассказ.

(«Синичка». «Заботливые дети». «Друзья птиц».)

  1. К словам стояли, влетели подберите слова, противоположные по смыслу.

Воробьиный термометр.

 У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку – и уже знаю, тепло на улице или холодно.

 Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.       (58 слов.)

                                                                                           ( Н.Сладков)

  1. Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?

Сколько частей в рассказе? Как вы озаглавите вторую часть? («Воробьишки не подвели»)

  1. Как вы понимаете слова поджарый ( синонимы: сухощавый, худой), взъерошенные             (синонимы: взлохмаченный, лохматый)?

Волшебные краски.

 В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

 _ Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

 Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

 Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

 Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

 -Какие чудесные картины. Какие волшебные краски!- говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.              (72 слова.)

                                                                                    (По Е.Пермяку.)

  1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом? Как рисовал мальчик? Кем он стал? Почему краски казались волшебными? Что помогло мальчику стать настоящим художником? Как об этом говорится в рассказе?
  2. На сколько частей можно разделить рассказ? О чем говорится в первой части? Озаглавьте её. («Подарок»). Как вы озаглавите вторую и третью части? («Настоящий художник». «Волшебные краски».)

Март.

 Ещё вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне.

 Сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весеннему, громко. По ночам морозу иногда удается остановить их бег.

 Посветлел лес. Он стал воздушным и прозрачным. Прилетели грачи, важно расхаживают по проталинам. Не сегодня-завтра запоют за окном синицы. Будит весна природу.                          (62 слова.)

                                                              (Из журнала «Юный натуралист»)

  1. Какие признаки весны описаны в рассказе? Какие изменения произошли со снегом? Что говорится о ручейках? Как изменился лес? Как ведут себя прилетевшие грачи?

Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ.

2.        Почему лучи мартовского солнца названы слепящими? Сопоставьте слова слепой и слепящий. (Слепящий – Яркий, ослепительный.) Что означает слово пушистый? (Легкий, как пух.)

      Какое слово, противоположное по значению, употребляется для описания тающего снега? (Тяжелый.) Почему лес стал воздушным и прозрачным? Что означает слово воздушный? (Легкий.) Есть ли разница в значении слов расхаживают и ходят?             ( Расхаживают – в данном тексте важно ходить, прохаживаться уверенно, чувствуя себя хозяином.)

      Обратить внимание детей на слова, которые связывают части текста и указывают на временную последовательность событий ( вчера, сегодня, не сегодня-завтра).

                                         

Сила не право.

 Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

 Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

 Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.                        

                                                                                  (57 слов.)

                                                                     (К.Ушинский.)

1.        Почему плакала Таня? Что сделал старший брат Серёжа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Серёжи? О чем говорится в конце рассказа? Как вы думаете, что сказал Мише отец? Почему неправы оба мальчика?

Почему у рассказа такое название? На какие три части можно разделить рассказ?

2.        Назовите слова, которыми можно заменить слово отнял? (Отобрал, выхватил, вырвал.) Можно ли употребить вместо слова отнял слово взял, Вместо выражения поскакал с куклой по саду – побежал с куклой по саду?

***

 Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

 _ Не разоряй гнезда,- сказал мальчику отец.- Весной ласточка опять прилетит.

 Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела – и скоро гнёздышко было отделано заново.

 А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!            (62 слова.)

                                                                                     (По К.Ушинскому.)

  1. Что хотел сделать мальчик осенью? Как отнесся к этому отец? Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду? Чему радовался мальчик? Как понять выражение работа закипела?

Озаглавьте рассказ. На сколько частей его можно разделить? О ком рассказывается в первой части? Как назвать эту часть? (Такая же работа проводится и с остальными тремя частями.)

  1. Сравните слова: сделано – отделано – переделано.Почему здесь подходит слово

отделано?

 ***

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

 Они выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

 - Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

 - Угу!- отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.

 Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба.       (82 слова.)

                                                                                (По В.Осеевой.)    

  1. Как вели себя за столом Вова и Миша? Можно ли сказать, что мальчики внимательные и заботливые? Почему? Что вам не понравилось в поведении детей? Разделите рассказ на части. Озаглавьте их. Подумайте, как бы вы озаглавили рассказ.
  2. Какие слова, отвечающие на вопрос ч т о  с д е л а л и? или ч т о  с д е л а л?, характеризуют поведение Вовы и Миши? (Уселись, выгребли, похлопал, вылез из-за стола)

Подберите к словам последний, посмотрел близкие по значению. (Оставшийся, поглядел, взглянул.)

***

Вася и Ваня решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.

  Вот и решили два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков. А строить их непросто. Скворцы – птицы разборчивые: не во всяком доме живут.

 Знают это Вася и Ваня. Доски отстругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вби-

вают. Сразу видно – хорошие строители вырастут из этих ребят.

                                                                                                  (73 слова)

                                                                                    (По Е.Пермяку.)

                                                                                       

1.        Кем решили стать Вася и Ваня? Почему они решили мастерить птичьи домики? Просто ли строить домики для скворцов? Как делали ребята скворечники? Какие строители вырастут из Васи и Вани? Как лучше озаглавить рассказ? («Птичьи домики», «Настоящие строители», «Мастера».) Разделите рассказ на три части. Подберите к каждой части заглавие, используя слова текста. («Строить хочется»,

«Скворцы – птицы разборчивые», «Хорошие строители вырастут».)

      От каких слов образованы слова строитель и скворечник?

                                   

О временах года.

 А времена года тоже ходят в гости. Вы замечали это? То летом вдруг холод. То зимой вдруг тает снег.

 А сколько раз весной бывает мороз! Или осенью стоят теплые деньки, как летом. Случайно ли так получается? Нет. Просто времена года ходят в гости. Не на других посмотреть, а себя показать.  (50 слов.)

                                                                                  (По В.Хмельницкому.)

  1. Прочтите заглавие текста. Как вы думаете, о чем будет текст? Прочитайте текст. Подтвердились ли ваши предположения?
  2. Как вы понимаете выражение «ходить в гости»? почему автор текста думает, что времена года ходят друг к другу в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

План воспитательной работы в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Этот план работы поможет в составлении годового планирования воспитательной работы...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

План воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Действующий план воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы 8 вида. Приложение к плану четыре рабочие программы....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

конспект урока по русскому языку в 9 классе коррекционной школы VIII вида Глагол как часть речи

Урок предназначен для учащихся  коррекционной школы 9 класса VIII вида.Цель урока-познакомить с новой частью речи -глаголом,дать понятие о глаголе,знать грамматические признаки (что обозначает,на...