Креативные технологии на уроках литературы
учебно-методический материал (10 класс) по теме

Ниткалеева Надежда Андреевна

Что дают креативные технологии?

- Формируют умение самостоятельно ставить и решать творческие задачи;

-создают условия для самореализации;

-способствуют формированию креативности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnye_tekhnologii.docx63.76 КБ
Office presentation icon kreativnye_tekhnologii_na_urokakh_literatury.ppt775 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне, и я  забуду;

покажи мне, и  я,  может быть,  запомню;

Вовлеки меня,  и я пойму.

                                                        Конфуций

      Основной формой организации учебного труда учащихся в современной школе служит урок. Как ни велико значение внеклассной и внешкольной работы, самостоятельной деятельности учащихся дома, как ни значителен объём информации, получаемый современным школьником посредством телевидения, средств масс-медиа и из книг,- всё же систематизированные знания по основам наук, умения  и навыки формируются у школьников на уроках. Уроки представляют собой систему строго продуманных, педагогически обоснованных элементов целостно-воспитательного процесса в школе.                                                                                                                                                                    

Каждый урок - шаг вперёд и вверх по пути умственного развития школьников, на каждом уроке целенаправленно, то есть в соответствии с перспективным, «стратегическим»  замыслом учителя, у учащихся формируются учебные умения и навыки. В этом состоит практическая  направленность современного урока.                                                                                             

Каждый урок должен быть таким, чтобы учитель, оценивая его мог без колебаний сказать, что на этом уроке основное  внимание было направлено на реализацию приоритетной цели образования  на современном этапе - развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненных   ситуациях с учетом и на основе освоенных учебных действий, оценивать свои достижения.                                                                                          

Непременным условием успешности учителя, я считаю, является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику: дебаты, образовательное путешествие.

Дебаты - технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

Отличительный признак дебатов – высокая степень стандартизированности  (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания).

В дебатах любое явление, событие, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные, на первый взгляд, истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах лежит спорный тезис – утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд.

Непосредственно в дебатах участвуют две команды по три человека, которых традиционно называют спикерами. Одна из команд представляет систему доказательств в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить в правильности своей позиции.

Вторая – критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис.

 Игра начинается выступлением первого спикера команды утверждения. Затем игра переходит на сторону команды отрицания. Далее следует «дуэль» вторых спикеров. Речи третьих спикеров  подводят итог игре.

        Стадия вызова пробуждает интерес к теме, создаёт установку на её актуальное и творчески-поисковое изучение, активизирует имеющиеся знания.

Ведущий

После выхода в свет романа Тургенева «Отцы и дети» споры о нём не утихали долгие годы. «Я не помню, чтобы какое-нибудь произведение вызывало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети»», - вспоминала А.Я.Панаева. В центре ожесточённых споров оказалась фигура главного героя. Ведь его – героя времени жаждала увидеть русская публика. «Ну и досталось же ему за Базарова…», - писал позже Фёдор Михайлович Достоевский.

Размах спора и разница во мнениях были огромны: кто такой Базаров – пример для подражания или же «фига и карикатура»? Вот как был понят разными критиками главный герой:

М.А. Антонович: «Сердца у него вовсе нет…. О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо…»

Д.И. Писарев: «Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа… Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким….»

Н.Н. Страхов: «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна….Он отрицается от жизни, а между тем живёт глубоко и сильно».

Предоставим слово автору: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»

В связи с тем, что оценка личности Базарова с момента выхода романа в свет всегда было разноречива, тема сегодняшних дебатов видится  актуальной.

Стадия осмысления  предполагает соотнесение новой информации с собственными знаниями, представлениями, получение новой информации активными способами, более глубокое прочтение текста, исследование текста с опорой на литературоведческие и критические работы. Создание собственного критического текста (устный вариант).

Первый выступающий (команда утверждения)

Мы считаем, что прежде чем отвечать на этот вопрос, надо определиться, что за личность  Базаров? А затем уже думать над тем, нужен ли Базаров России. Да и когда нужен? В то время, когда был написан роман? Сейчас? Всегда?

        Аркадий Кирсанов называет Базарова нигилистом.

Для того чтобы понять историческое значение Базаровых, нужно  представлять себе значение слово «нигилист». Слово это имеет сложную историю. Образованное от латинского «nihil» (ничто), оно появилось в печати в конце 20-х годов XIX века и первоначально относилось к невеждам, которые ничего не знают и не хотят знать. Позднее, в 40-е годы, слово «нигилист» стали употреблять как бранное, именуя им людей с материалистическими взглядами на жизнь, революционеров. В 50-е годы в это слово был вложен иной смысл. Герцен утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли и стремление к точному научному знанию.

Базаровский нигилизм, отрицавший устаревшие авторитеты, родился в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением прежде всего материалистического миросозерцания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Плодотворным было стремление ничего не брать на веру, все проверять экспериментальным путем. По Герцену, нигилизм – это «наука без догматов»,  следование опыта и поверка опыта разумом.

Добролюбов писал о людях базаровского склада ещё до появления образа Базарова, что «они решаются ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». Их конечная цель – «принесение как можно больше пользы человечеству».

 Посмотрим, что характерно для программы нигилистов:

1 – отрицание устаревших авторитетов. Базаров – позитивист, а русские позитивисты, опираясь на науку, пытались объяснить мир. У позитивистов главный принцип  - утилитаризм, принцип пользы, отсюда второй принцип –

2 –  утверждение принципа пользы;

3 – увлечение естественными науками. У прогрессивных людей середины XIX века появилась надежда, что естественные науки помогут решить и социальные вопросы;

4 – отстаивание прав личности. Особенно примечательным было то, что нигилисты на первый план выдвигают понятие личности: если ты стремишься к совершенству, мечтаешь добиться всего своим трудом, – ты личность.

Не кажется ли вам, что нигилисты могли во многом изменить сложившуюся ситуацию в России к лучшему?

Оппонент первый (команда отрицания)

Несомненно, в программе нигилистов были свои положительные стороны. Однако для нас важно разобраться в том, что же значит это слово в понимании героев романа? Приведём цитату из романа:

«- Он нигилист, - повторил Аркадий.

- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. –Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признаёт?

- Скажи, который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович…

- Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий».

         С точки зрения Павла Петровича и Николая Петровича, главное во взглядах Базарова  - разрушение и отрицание. Обратимся к высказываниям  Базарова:

« - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

   - Всё?

   -Всё.

    Как? Не только искусство, поэзию…но и…страшно вымолвить…

   - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров»

        Нельзя, конечно, утверждать, что Базаров здесь совершенно искренен, так как виновником резкости его суждений является отчасти и его противник, Павел Петрович, провоцирующий собеседника. Но даже учитывая всё это, отметим:

          во-первых, полное отрицание авторитетов. Получается, нужно забыть великую историю великой страны, забыть веками создававшиеся произведения искусства, начать все с нуля. Но ведь на пустом месте ничего не построишь!

 Во-вторых, нельзя забывать о душе человека. Несомненно, следует уделять внимание естественным наукам, но нигилисты, увлекаясь физиологией, совершенно забывали о том, что человек – существо с душой. Они полностью исключали сферу искусства, а ведь искусство во многом формирует нашу нравственность и духовность.

В-третьих, как бы Базаров ни противился любви, это чувство захватило его, и  Он, Базаров (!) оказался во власти любви и, более того,  несостоятелен в поединке с любовью.

Разве может быть за таким человеком будущее?

 Вопрос к залу

Вы сейчас выслушали разные мнения об образе Базарова и о том, есть ли будущее у героя. Чье мнение вам ближе и почему?

Ответы из зала

         - Несомненно, можно разделить некоторые позиции нигилистов, назвать верными, но некоторые их мысли действительно заставляют усомниться в правильности их теории. Ведь человек – существо гармоничное, и, по моему мнению,  можно сочетать  увлечение науками с увлечением искусством.

- Мне кажется, что появление нигилизма в России было вполне закономерным, ведь не следует забывать, что в шестидесятые годы Россия находилась в состоянии глубокого сна, из которого ее мог вывести только деятельный человек, а именно такими людьми и были нигилисты.

Второй выступающий (команда утверждения)

        С нашей точки зрения, люди, подобные Базарову, просто необходимы России, особенно в переломные годы, какими и являются конец 50-х – начало 60-х годов XIX века.

Обратимся к биографии Базарова. Она восстанавливается из реплик героев и описания родителей Базарова. Евгений – сын уездного лекаря, всего в жизни своей добившийся сам. Чего стоит его высказывание, подтверждённое делом: «Человек сам себя воспитать должен»! Разве не заслуживает такой человек уважения? От его хладнокровия и спокойствия веет необыкновенной душевной силой. Он действительно способен на великие свершения. Это новый человек, не аристократ, который боится запачкать свои руки, а человек, способный изрядно потрудиться на благо общества. Недаром его так не принимает Павел Петрович Кирсанов: Базаров с удивительной точностью дал определение всей российской аристократии. «Позвольте, Павел Петрович, Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для общественного блага?» - резонно замечает Базаров. Для него ценен лишь тот человек, который приносит народу пользу. Нигилисты – штучный товар, они не терпят обобщений: «Для нашей терпкой бобыльей жизни ты не годишься», - говорит Базаров Аркадию. Может быть, поэтому Базаров и одинок?

Базаров понимает народ, видит все его недостатки: темноту, суеверность, но при этом народ тянется к нему, достаточно вспомнить, как быстро сошелся он с дворовыми мальчишками или как благосклонна была к нему Фенечка.

Вот и получается, что будущее народа в руках у Базарова, а не у тех, у кого на столе серебряная пепельница в виде лаптя.

Заранее предугадывая заявление о черствости Базарова, отметим, что он способен на сильное чувство, на любовь. А человек, способный любить, способен и созидать, творить, способен мир перевернуть.

 Евгений Базаров – новый тип человека, необходимый России для дальнейшего развития.

Оппонент второй (отрицающая сторона)

  Конечно, Базаров – личность выдающаяся, но разве не глубоко заблуждающаяся? Его стремление к естественным наукам похвально, но как при этом он относится к природе? «И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - довольно цинично заявляет он. 

          Вспомним теперь об отношении Базарова к искусству. В одном из разговоров с Аркадием он просит заменить томик стихов Пушкина на книгу немецкого врача, естествоиспытателя и философа Бюхнера. Но почему нельзя совместить науку и искусство?  

          Вы говорили о том, что, подвергшись испытанию любовью, Базаров смог бы созидать и творить. Но вспомним слова самого героя, что нужно сначала место расчистить, а строить другие будут. Да, герои неоднозначны, в каждом из них есть нечто, что делает конкретный образ лучше других. У Базарова есть взгляды, но они хрустят под напором жизни, и Базаров не выдерживает этой жизни.

Не способен этот человек к созиданию, творчеству, скорее, он разрушитель. Что может дать России человек, обладающий такой разрушительной силой? Новые бедствия, новые испытания, появление новых Базаровых, новых разрушителей.

С чьим мнением может согласиться и может поспорить зал?

Ответы из зала

 - Мне кажется, однозначно оценивать героев мы не можем. Хорош Базаров? Да, хорош, потому что не хочет мириться с рутиной и невежеством, стремится к процветанию России, у него высокие жизненные цели. Плох Базаров? Да, плох, он посягает на вечные ценности – красоту, религию, любовь. Я считаю, что накануне отмены крепостного права такие люди, как Базаров, нужны России.

 - Я считаю, что Базаров – герой своего времени, как человек труда нужен России, как нигилист – опасен, потому что нигилизм – путь к катастрофе, в чём мы  смогли убедиться на протяжении всей истории России. Интересный факт, о котором пишет  известный литературовед Ю.М.Лотман: все в России считают, что нигилизм пришёл с запада, на западе люди уверены в том, что нигилизм – сугубо российская ментальность.

- Нигилизм по своей нравственной сути опасное явление. От нигилизма можно прийти к сверхчеловеку Ницше (за Базаровым в этой цепочке последует Раскольников), а дальше – тоталитарные режимы XX столетия. Базаров - сверхчеловек  может быть опасен. Может быть, Базаровы и нужны России на переломном моменте жизни России, но они всё-таки опасны  своей прямолинейностью.

Как вы думаете, как можно трактовать финал романа?

  - В  финале романа нам представлена своеобразная пейзажная зарисовка, кладбище, где похоронен Базаров, его безутешные родители. По нашему мнению, финал романа философичен. Рассматриваются проблемы бытия человека, человек – лишь частичка той великой и могучей природы, которая будет жить вечно. Приходят и уходят люди, рождаются и умирают политические теории и лишь могучая природа, красота, любовь родителей, взаимопонимание людей, любовь между мужчиной и женщиной, дружба – вечные ценности в этом мире.

- Финал романа должен соотноситься с художественным замыслом писателя. Базаров был обречён. По мнению Тургенева, нигилизм – тупиковый путь развития.  Интересно, разделил бы Базаров точку зрения Писарева на свою смерть: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что совершить подвиг»? Наверное, нет. Вспомним слова Базарова: «Я думал, что гигант, а сейчас одна из задач гиганта умереть поприличней». В финале у Базарова, скорее, печаль, грусть. Перед какой-то высшей силой он оказался бессильным…

Третий выступающий  (утверждающая сторона)

Перед тем как подвести итоги, хочется обратиться к продолжателям идеи Базарова. Вспомним Аркадия, молодого человека, восхищающегося Евгением. Аркадий тонко чувствует красоту природы, именно его глазами  мы смотрим на пейзаж в начале романа, способен любить, ценит искусство, одновременно он ценит человеческую личность, увлекается наукой. То есть благодаря Евгению Аркадия можно назвать новым современным человеком. По нашему мнению, если Базаров помог хотя бы одному человеку найти свою дорогу, то он нужен России.

  Теперь подведем итоги.

Во-первых, Евгений Базаров – молодой ученый, а России необходимо было движение вперёд особенно на описываемом в романе этапе жизни героев. Во-вторых, он в первую очередь расценивал личность человека с точки зрения его полезности обществу, что было актуальным в шестидесятые годы XIX века.

В-третьих, он помог Аркадию найти свой путь в жизни.

  Таким образом, мы доказали, что человек такой нужен России.

Оппонент третий (отрицающая сторона)

Мы тоже обратимся к «ученикам» Базарова и вспомним о Ситникове и Кукшиной. Эти люди «нахватались» верхушек теории, сами не понимают, чем занимаются. Ситников, которого Тургенев сравнивает с птицей, глуп, перескакивает с одной мысли на другую, не задерживаясь ни на чем. Кукшина – несчастная женщина, которую покинул муж, и она еще и хвалится этим. А как относится к ним сам Базаров? Он сам их не любит, но, по его словам, «не боги горшки обжигают».

Литературовед Ю.В.Лебедев так охарактеризовал этих героев: «Образам этих людей выпадает задача быть пародией некоторых черт, присущих нигилизму». Мы пойдем еще дальше и скажем, что они – жестокая пародия на нигилизм.

        Что получается в целом? Базаров не понимает истинной России, с ее исконной верой в духовность. Он способен только разрушать, ничего не созидая. Получается, что появление таких людей гибельно для России.

Ведущий

Подводя итоги, хотелось бы ещё раз вернуться к теме дебатов «Нужны ли такие люди, как Базаров, России?» Чтобы ответ на этот вопрос прозвучал корректно, посмотрим на него с позиции соотношения исторического и общечеловеческого аспектов. Нужны ли такие люди накануне отмены крепостного права в России? Да, нужны. Нужны ли такие люди, как Базаров, сейчас, всегда? Дадим слово самому герою: «Я нужен России? Нет, видно не нужен».

Во время работы над романом Тургенев увлекается философией А.Шопенгауэра, который считал, что страдание и зло в мире неизбежны, а человечество обречено на вечные мучения. Идея Шопенгауэра состояла в том, что в основе всего лежит слепая стихийная сила - Мировая Воля. Она руководит всем бытием. Базаров решил выступить против силы, которая предопределяет судьбу родины и мира. Это роман об обретении истины, смысла жизни.

Стадия размышления  (рефлексии)

Целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Коллективное создание синквейна, самостоятельное сочинение даймонда.

Синквейн как прием интерпретации.

Примеры синквейнов, созданных учениками:

Нигилизм

несогласный, одинокий,

работает, спорит, отрекается,

«От копеечной свечи вся Москва сгорела» -

Тупик.

Нигилизм

Несогласный, воинственный,

Работать, спорить, отрекаться,

Это явление переходной эпохи –

Болезнь.

                                             Пример даймонда, созданного учениками:

Нигилизм

Отрицающий, разрушающий,

Отстаивает, противоречит, не принимает,

Отрицание ценностей, но труд ценность!

Учит, отстаивает, развивает,

Разумный, целеустремленный –

Благо.

      Образовательное путешествие как креативная  технология позволяет трансформировать  окружающую среду в среду развития личности посредством выявления культурных смыслов и значений, заложенных в текстах культуры, которые, в свою очередь, являются отражением мировидения и мироощущения человека, их создавшего.

      Образовательные путешествия дают возможность участникам самоактуализироваться, приобщиться к семантическому пространству культуры, понять культурные смыслы, отражённые в текстах.

       Идею образовательного путешествия разработали и внедрили в образовательную практику сегодняшнего дня учёные кафедры прикладной культурологи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Л.М. Ванюшкина, Л.К. Ермолаева, Е.Н. Коробкова.

        Образование понимается исследователями и нами как процесс и результат приобщения человека к культуре. Объектом изучения в образовательных путешествиях является текст культуры.         В основе образовательного  путешествия лежит событие – совместное проживание какого-либо факта, бинарное взаимодействие, в результате которого человек создаёт что-либо сам и одновременно  создаётся Другим.

         Обращение к произведениям искусства в ходе образовательного путешествия позволяет решить ряд проблем:

 - расширить общую картину мира  студента и школьника и успешно самоопределиться в ней;

-   привить исследовательский навык работы, умение работать в команде;

 - получить знания, умения, навыки и ориентацию на их дальнейшее использование в пространстве культуры в процессе самостоятельной деятельности.

        При этом следует отметить, что важно не достижение с одинаковым успехом определённого результата всеми участниками образовательного путешествия на пути решения проблем, а личностный рост каждого сообразно его силам и возможностям. У одних школьников образовательное путешествие вызывает интерес к исследовательской работе; кто-то из школьников, осмысляя текст культуры, написал эссе, кто-то  - исторические диалоги, у кого-то возник интерес к определённому пласту культуры.

        Технология образовательного путешествия обращается  к таким нетрадиционным способам познания, как культурное собеседование, переживание, фантазирование. Такое многообразие форм познания позволяет воссоздать в процессе путешествия многомерную картину мира.

        Исследование артефакта, наполненное личностным переживанием, позволяет «прожить» определённый период жизни, пусть даже и чужой. Данная технология направлена на раскрытие творческого потенциала личности  в процессе освоения мира культуры.

        «Чужие» тексты, интерпретированные участниками образовательного путешествия, наполняются  переживанием и содержанием  «собственных» культурных текстов. Пушкинский текст способен  вызвать диалог прошлого и настоящего, создать поле сотворчества. В итоге в сознании учащихся возникает целостный фрагмент картины мира, который они реконструировали.

        Обратимся к трём дням пребывания А.С. Пушкина в Оренбурге, попытаемся восстановить хронологию событий тех дней и интерпретировать некоторые события романа А.С. Пушкина  «Капитанская дочка». С этой целью обратимся к книге В.Л. Савельзона « Пушкин и Оренбуржье», которая имеет ещё один подзаголовок «Над страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва». Это роман-эссе, в котором автор проводит интересные расследования, ищет взаимосвязи реальных исторических лиц с героями двух произведений А.С. Пушкина, указанных в названии.

        Подготовка к  образовательному путешествию имеет два аспекта: содержательный и методический. Содержательный аспект предполагает введение в тему, определение основных понятий, методический – приобретение необходимых умений и навыков, опыта творческой деятельности для работы на образовательном маршруте.

       До путешествия школьники перечитывают роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», знакомятся с книгой В.Л. Савельзона, с исследованием А.Г. Прокофьевой «Пушкин и Оренбургский край. Документы. Записи. Письма. Воспоминания. Исследования» , обращаются к десятому тому полного собрания сочинений А.С. Пушкина в десяти томах , в котором  представлены письма А.С. Пушкина 1831-1837 годов.   Путешествие предполагает очное и заочное участие. Очное участие – самостоятельное путешествие по предполагаемому маршруту прогулки А.С. Пушкина и В.И. Даля по осеннему Оренбургу 1833 года. Заочное путешествие – догадки и открытия, сделанные участниками в процессе прочтения названных книг.

Вопросы и задания могут быть представлены в такой последовательности:

        - Когда А.С.Пушкин прибыл в Оренбург?

18 сентября по старому стилю (30 сентября по новому стилю) 1833 года, так как в письме к жене из Оренбурга поэт сообщает: «Я здесь со вчерашнего дня. Насилу доехал, дорога прескучная, погода холодная, завтра еду к яицким казакам, пробуду у них дни три – и отправляюсь в деревню через Саратов и Пензу»

       - В какое время суток прибывает А.С. Пушкин в Оренбург, если он выехал из Симбирска утром 15 сентября, а прибыл в Оренбург 18 сентября, при условии, что самое большее  проезжали в то время 100-120 вёрст в день?

В результате логических рассуждений можно предположить, что Пушкин приехал в Оренбург 18 сентября ещё засветло, часов в 17-18.

          -  В какие дни недели А.С. Пушкин был в Оренбурге?

Приехал он в понедельник, уехал в среду, что подтверждается и пушкинским письмом к жене 2 октября из Болдина: «сегодня понедельник», то есть ровно через две недели после приезда в Оренбург

         - Какой чин имел Пушкин ко времени поездки в Оренбург?

Два года числился титулярным советником. Это относительно невысокий чин. По петровской «Табели о рангах» - это IX класс.

         - Долгий путь проделал Пушкин, направляясь в Оренбург, конечно же, встречался со станционными смотрителями. Как звали станционного смотрителя из одноимённой повести А.С. Пушкина? Какова его судьба?

- Каким увидел А.С. Пушкин Оренбург?

- Каким был А.С. Пушкин в эту пору?

- Как прошли три пушкинских дня в Оренбурге?

- Докажите, что в главе XI «Мятежная слобода» романа «Капитанская дочка» имеются явные бёрдинские приметы, о которых А.С. Пушкин не мог прочитать в петербургских архивах. Почему глава получила такое название?

- Пройдите по маршруту прогулки А.С. Пушкина и В.И. Даля, которую они совершили вечером 19 сентября (по старому стилю) 1833 года.

О чём они могли беседовать, если утром этого дня была незабываемая поездка в Бёрды?

Составьте возможный диалог А.С. Пушкина и В.И. Даля.

Специфическое образовательное пространство – результат продуманного педагогического воздействия – представляет собой развивающую среду, способную изменить целевые установки личности. Диалог- встреча с Личностью, Эпохой, Текстом состоялась  в проблемной, информационно насыщенной, комфортной среде, где личность чувствует себя уверенно, защищено во всех видах исследовательской, познавательной, творческой деятельности. 

Что дают креативные технологии?

 - Формируют умение пользоваться приёмами построения нового знания;

 -  самостоятельно ставить и решать творческие задачи;

 - формируют критичность мышления;

 - создают условия для творческого саморазвития личности, самореализации;

- способствуют формированию креативности личности

       Творческая деятельность обучающихся открывает большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету. Креативная образовательная среда формирует и развивает у учащихся исследовательские умения: работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать; формулировать выводы; составлять сообщения, доклады, рефераты.

         Систематическое отслеживание, сравнительный анализ образовательных достижений школьников позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции развития их личностной культуры.

За последние три года наблюдается положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по литературеувеличение количества призёров и победителей школьных, муниципальных, региональных.

Креативная образовательная среда является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий, здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно–психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Для учеников это «учение с увлечением».

Приложение.         Материалы к дебатам по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

(группа утверждения)  

 

Ф.И.О.

Содержание

Структура

Способ

    баллы

                   

 (группа отрицания)

Ф.И.О.

Содержание

Структура

Способ

баллы

 

             

                                          КРИТЕРИИ

Содержание: оценка работы с определениями и вопросами зрителей,

                                наличие фактических ошибок в выступлении,

                               анализ приведенной аргументации (отношение аргументов к теме        

                               игры, их разнообразие, глубина и доказательность)

Структура: соответствие спикера заданной роли и степени выполнения им игровых за дач, наличие в выступлении логики и структуры, соответствие регламенту

                          игры

Способ: оценка культуры речи и культуры общения спикера, степени корректности

                    его замечаний и ответов на вопросы

ИТОГИ ИГРЫ:    - личный рейтинг спикера в игре

                             - командный рейтинг

Литература

1.Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

2.Волина В.В. Русский язык / В.В.Волина. – Екатеринбург: Арго, 1996.

3.Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995.

4.Ладыженская Т.А. Творческие диктанты / Т.А.Ладыженская. – М.: Учпедгиз, 1963.

5.Машарова Т.В.Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1997.

6.Мельникова Е.Л. От теории мышления – к технологии обучения // Психология и школа.2008.№1.

7.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М., 2008.

8.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М., 2009.

9.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под. редакцией С.М.Смирнова. – М.: Академия, 1999.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

11.Юнина Е.А. Парадигма современного образования // Школьные технологии. 2005. №2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы"

Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся...

Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе

Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе....

Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках литературы как средство повышения продуктивности урока

ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования....

Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективн...

Проектная работа по теме «Использование креативных технологии на уроках татарского языка в формировании морфологических навыков учащихся»

Хәзерге заман мәктәп эшчәнлегенең төп максаты – белем алу күнекмәләре формалаштыру, ягъни субъектның үз-үзен камилләштерүгә аңлы рәвештә, яңадан-яңа социаль  тәҗрибәләр туплау аша барырга с...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках литературы при подготовке обучающихся к ОГЭ по литературе

1. Здоровьесберегающая технология, как средство реализации ФГОС.2. Примеры использования технологии на уроках литературы в 9 классе приподготовке к ОГЭ.3. Результаты использования здоровьесберегающих ...

Мастер-класс по теме "Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе"

Новый ФГОС и инструмент оценки уровня качества образовательных достижений учащихся PISA диктуют в обязательном порядке формировать креативное мышление, как основной компонент функциональной грамо...