Тринадцать этапов в проектировании урока.
статья на тему

Динейкина Оксана Николаевна

   Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемы для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

    Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Тринадцать шагов в проектировании урока.

Динейкина О.Н.

МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района.

      В.А.Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогическая работа приносила учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». Необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии, что нельзя развиваться, ничего не меняя, в том числе и в себе, что наша школа по разным причинам, зависящим или независящим от нас, отстает от развития общества, а должна бы опережать, или, по крайней мере, идти в ногу с ним, потому что её воспитанники, ученики, вступят в самостоятельную жизнь уже совсем скоро…

   Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемы для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

    Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой.

Особенности проектирования урока и его отличиях от традиционного планирования:

проектирование - совместная многопозиционная деятельность;

проектирование предполагает обсуждение открытой задачи (проблемы), которая не имеет однозначного решения, планирование предполагает, что урок - это элементарно, просто, понятно: надо научить тому-то и тому-то и делается это так-то и так-то;

проектирование должно задавать вариативность и значительный "запас содержания", покрывающий несколько конкретных уроков;

в отличие от плана, который ставит учителю жесткие условия ограничений, проект должен расширять возможности учителя - учитель должен иметь набор признаков, по которым он понимает, что происходит на уроке и куда двигаться дальше;

проект должен быть прогностичным - т.е. в идеале должен предвидеть все возможные сценарии событий;

в центре проекта - деятельность учащихся, в центре  плана - деятельность учителя.

    В основе проекта лежит теоретическая проработка, базирующаяся на точной информации. Проект возможен только для конкретных условий, отличается точностью, алгоритмичностью и реализуемостью. В.В.Гузеев выделяет 13 этапов проектирования урока.

1 этап - роль урока в структуре изучения темы.

Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Это связано с главной дидактической задачей урока. Можно выделить следующие задачи: ввести учащихся в проблематику курса, раздела, темы; показать значимость проблем, начать изучение наиболее общих понятий; обеспечить первичное осмысление нового содержания.

2 этап – постановка целей.

При проектировании должны выполняться следующие требования к цели: цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна;  цель должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению; цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет. Важный момент - выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока.

3 этап – планирование результатов обучения.

Что должны знать учащиеся после изучения темы урока(понятия, персонажи, факты, явления). Что должны уметь(характеризовать, объяснять и др.)

    4 этап - определение начальных условий.

Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы.

5 этап - выбор метода обучения.

Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, исследовательский, програмированный).

6 этап - отбор подходящей организационной формы обучения.

Определение формы урока связано с возможностями учебного материала, источников информации, местом урока в теме, его связью с другими уроками, уровнем образованности учащихся, учебным временем, отводимым на изучение темы. Исходя из этого, определяется форма урока:

Традиционные, лекция, семинар, лабораторное занятие, практические занятия, итоговое (зачетное) собеседование, ученическая конференция, урок – диспут, игровые формы.

7 этап - разработка структуры урока.

На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа - плана или схемы. Прописывается план изучения нового материала. Определяется время каждого этапа урока, деятельность учителя, деятельность учащихся на уроке.

    8 этап - содержательное наполнение урока (здесь формируются тексты: что рассказать, какие задать вопросы, какие задачи предложить).

9 этап - отбор средств обучения

    Далее следует выяснить, какое материально- техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами.

10 этап - обдумывание организационной схемы урока.

 Кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.

11 этап - создание измерителей

 Это требование помогает понять первое требование - конкретности. Если поставлена абстрактная цель, измерители к ней подобрать невозможно и в самом процессе поиска таких измерителей становится очевидной абсурдность такой постановки цели.  В проекте обязательно должны предусматриваться те или иные диагностические процедуры, демонстрирующие уровень достижения поставленных целей.

12 этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники (они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт).

13 этап - имидж урока

Возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя - от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.

   По своим целям и дидактической структуре урок очень подвижная и гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их, достижения.              Методическая карта проекта урока. В процессе проектирования заполняется методическая карта урока, схему которой мы предлагаем (см. табл. 1).

Таблица 1.

Предмет, класс

Тема урока

Цели урока

обучающие        

развивающие

воспитательные

        

Вид используемых на уроке средств.

Организационная структура урока (примерная схема)

Этап урока

Деятельность

учителя

ученика

Указывается название этапа, формулируется цель

Формулируются основные виды деятельности учителя, его функции на данном этапе, методы, приемы, педагогические техники.

Представлена деятельность учащихся, направленная не только на предметный результат в ходе урока, но и на процесс достижения результата.

Литература

1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на-   Дону, 2004.

2.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

3.Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией    Е.С. Полат - М., 2003.

5.Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.

6.Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы проектирования урока

Данный материал предназначен для организации второго занятия Школы молодого специалиста и раскрывает последовательной действий учителя в ходе проектирования урока....

Этапы проектирования урока. Презентация

Презентация сопровождает текстовый материал "Этапы проектирования урока". Разработана для очередного занятия Школы молодого специалиста....

Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлена технологическая карта анализа урока по химии в 10 классе по теме "Аминокислоты", в соответствии с требованиями ФГОС. В анализе урока дана характеристика деятельности ученика и уч...

Этапы проектирования урока-исследования «Эволюция человека»

Этапы проектирования урока-исследования "Эволюция человека" 8 класс по программе Сонина Н. И....

Проблемы проектирования урока на современном этапе развития образования

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»                   ...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...