Подготовка учащихся к самообразованию в процессе обучения
статья на тему

Сегодня только ленивый не педалирует идею о непрерывном образовании. Однако первопричина отсутствия во многих головах готовности к непрерывому образованию(т.е. готовности к смене профессии), кроется на наш взгляд, не столько во влиянии в сознании многих постсоветского наследия, но прежде всего в отсутствии в школьном образовании последовательной работы по привитию школьникам навыком самообразовательной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_-_2.docx12.35 КБ

Предварительный просмотр:

                     Подготовка учащихся к самообразовательной деятельности

      В концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года отмечалось, что существует острая потребность «в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности». Однако как говорится: «А воз и ныне там!» Как отмечают Усова А.В., Беликов В.А., владение рациональными приёмами деятельности, важно не только в школе, но и «в жизни для практической деятельности, для самообразования, то есть для самостоятельного углубления, расширения объёма знаний по вопросам будущей специальности». Мы выделяем четыре основных направления в подготовке учащихся к самообразовательной деятельности: а)достижение стандарта базовых знаний; б)освоение способов деятельности по приобретению знаний; в)развитие личностного самовыражения учащегося; г)межличностную и отношенческую деятельность.  Важно отметить, что на качество навыков самообразовательной деятельности учащихся большое влияние оказывают учебники. Не умаляя достоинств учебников физики авторов А.В. Перышкина и Е.М. Гутник для основной школы, к сожалению, приходится констатировать, что многие параграфы рекомендованных учебников физики информационно перегружены, стиль изложения нередко не соответствует возрастным особенностям восприятия тех школьников, для которых они и предназначены. Поэтому самостоятельная работа учащихся с указанными учебниками без помощи учителя не даёт ожидаемых результатов. Нам представляется более рациональным и эффективным применение планов обобщенного характера, разработанных доктором педагогических наук А.В. Усовой. Кроме того, предлагаемая в указанном учебнике методика выполнения лабораторных работ не способствует формированию качественных навыков самообразовательной деятельности, приобретению навыков исследовательской деятельности. Не способствует активной самообразовательной деятельности и отсутствие дидактического материала, который позволил бы дифференцировать работу учащихся в соответствии с личным выбором обучающегося. Сборники задач по физике из чисто информационных должны стать учебными, пригодными как для образовательной, так и  для самообразовательной деятельности обучающихся. В своей практической работе мы исходим из положения, что основу любого знания составляет понятие. Поэтому всю образовательную и самообразовательную деятельность обучающегося мы выстраиваем на всестороннюю отработку физических понятий. При этом предпочтение отдаётся разрабатываемым нами активным формам обучения: деловые игры, дидактические тренинги, семинары, анализ ситуаций, защита докладов, рефератов, рефератов-исследований и т.д.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся гуманитарных классов в процессе обучения математике и информатике

В статье рассказывается об особенностях организации проектной деятельности по математике и информатике в гуманитарных классах, в качестве примера описывается  работа учащихся над проектом, ц...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения

Обощение опыта работы проектной деятельности обучающихся в рамках предмета "Музыкальная литература"  в ДШИ...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Подготовка учащихся к самообразованию

Внеклассное чтение в 5 классе...

Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности

В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся....

Развитие перцептивных компетенций учащихся дошкольного возраста в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в условиях детской художественной школы

Значительная роль в решении задач развития перцептивных компетенций отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (далее – ДПИ) как богатому источнику духовных, эстетических,...