Игра и учебная деятельность
статья на тему

Бантус Галина Николаевна

О целесообразности использования дидактических игр и игровых приёмов на уроках математики в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_uchebnaya_deyatelnost.docx69.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра и учебная деятельность»

Автор: Бантус Галина Николаевна, учитель  математики и информатики  ГБОУ СОШ №382 Красносельского района  города Санкт – Петербурга.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.

В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Часто то, что на обычном уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Совершенствует  умственное развитие детей, их мышление, внимание, творческое воображение.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не  приневолить, и приохотить к учению. Вместе с тем, нельзя преувеличивать образовательное значение дидактических игр и играть постоянно, так как они не могут стать источником систематических и точных знаний.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения.

Требования к организации игр в школе:

  1. Свободное творчество и самостоятельная деятельность учащихся.
  2. Доступность игры для учеников данного возраста, красочность оформления, равные возможности для достижения целей игры.
  3. Эмоциональность, игра должна вызывать удовольствие, повышать настроение.
  4. Элементы  соревнования.
  5. Активность учащихся во время игры.
  6. Значимость роли учителя при организации игр, учитель должен положить начало творческой работе учащихся и руководить игрой.

Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Игру следует считать подготовленной только в то случае, когда к ней составлена контрольная карта.  Дидактически игры должны быть разнообразными и по содержанию и по форме проведения.

Можно выделить три типа игр:

  1. Творческие.
  2. Игры-соревнования.
  3. Игры с раздаточными материалами.

В связи с возрастными особенностями детей и насыщенностью программы дидактические игры на уроках целесообразнее давать ученикам 5-6 классов.  С учащимися более старшего возраста такие игры лучше проводить во внеурочное время.  

Следует заметить, что старшеклассники могут самостоятельно разрабатывать игры  и изготавливать дидактические материалы.

В старших классах можно объявить конкурс на создание лучшей игры. Каждую придуманную игру нужно проверять в действии во внеурочное время. Учитель не должен отвергать замыслы учеников, не должен навязывать им своё мнение.

В подростковом возрасте происходит становление личности ребёнка. Именно в это время он учится отстаивать свои интересы, иметь собственное мнение. Поэтому учитель, безусловно, авторитет и судья во всех спорах, но не диктатор, а возможно, что и участник игры.

Дидактические игры в 5-6 классах.

Работа в 5-6 классах имеет свою специфику,  так как наряду с учебной деятельностью, игровая занимает в ней важное место. На уроках математики игры и игровые приёмы могут использоваться с различными целями:

А) как способ объяснения цели урока;

Б) развитие потребности в умениях и навыках;

В) воспитание самоконтроля и т.д.

Часто учитель просто записывает на доске тему урока и сразу же начинает объяснение, что не возбуждает у учеников особого интереса. Можно поступить иначе, например, при изучении деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. предложить выполнить следующее задание:

  1. Догадайтесь, как быстрее выполнить деление:

138,5:10   138,5:100    138,5:1000

  1. Объясните, почему    8,45:100 = 0,0845

Если не можете, то прочтите  в учебнике правила деления.

  1. Придумайте сами похожий пример и предложите решить товарищу по парте.

Для осмысления целей игровые приёмы могут быть различными, но главными приблизить содержание деятельности к ученику, раскрыть её значимость.

В 5-6 класса ученикам нравятся задания, в которых участие принимаю сказочные герои. Например, Знайка и Незнайка, Три поросёнка и т.п.

Развить интерес учащихся к другим предметам на уроках математики помогут задания, содержащие данные о животных, растениях, исторических событиях. Например, узнать высоту, длину тела и массу африканского слона:

        _        +        +

                   см                                              см                                        кг

Все игровые приёмы, дидактические игры могут способствовать усвоению учащихся элементов разной учебной деятельности, воспитывать у них сознательное, более заинтересованное отношение к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...

Урок-игра как средство активизации учебной деятельности

Как педагог, заинтересованный в активизации познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению биологии и химии, я активно использую игровые технологии на своих уроках. Одной из любимых мной и д...

Игра как форма учебной деятельности на уроке обществознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Одной из её форм является игра (ученики её очень любят)....

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"

Формирование приемов учебной деятельностиМетодика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурокЭтап 1: Диагностика....