Игровые технологии во внеурочной деятельности по математике
статья (9 класс) на тему

Петрова Елена Геннадьевна

Методическое описание использования игровых технологий для развозрастных групп учащихся во внеурочной деятельности.

Благодарю за помощь в подготовке данного материала учителей математики ГБОУ СОШ №551 Лейтан Н.К.,Логинову И.А.,Шкалову Т.Ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии во внеурочной деятельности по математике

 

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка ,

 средство усвоения социальных установок.

Л.С.Выгодский

Одна из отличительных особенностей  образовательного стандарта нового поколения – предъявление  особых требований к организации внеурочной деятельности школьников.  Организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

На сегодняшний день существуют различные формы проведения внеурочной деятельности по математике с учащимися. Среди всех форм внеклассной работы по математике мы хотим выделить математическую игру, как наиболее яркую и любимую для большинства школьников. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль не только в развитии познавательного интереса учащихся к математике, но и в развитии личности обучающихся, их социализации.

Под «игровыми технологиями»  мы будем понимать организацию учебных действий учащихся  по преодолению «полосы препятствий»  с   четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.[1]

Идея применения игровых технологий в  педагогической практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. [2]

В организации учебной игры все должно быть продумано до мелочей. Продумывая математические игры, своей целью мы видели: развитие творческой мысли и способностей учащихся, создание устойчивого нравственного микроклимата в школе и активизация интереса к предмету. К педагогическим задачам относили:         

  • Формирование и развитие познавательного интереса;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие навыков проектной деятельности;
  • Установление межпредметных связей;
  • Создание условий для социализации учащихся;
  • Воспитание толерантного поведения;
  • Создание ситуации успеха.

Выделим структурные этапы подготовки и проведения математических игр, которые мы проводим в нашей школе уже на протяжении нескольких лет. К ним относятся[4]:

  • Выбор общей концепции (тематики) игры.

Мы  выбираем общую тему, которая будет актуальна и понятна учащимся разных возрастных категорий, соответствовать программному содержанию.  Математические игры, которые традиционно проводятся в нашей школе, как правило,  охватывают учащихся  нескольких параллелей. Например: игра «Путешествие из Петербурга в Москву» проходила в несколько этапов в течение недели и были охвачены учащиеся с 5 по 11 класс. В игре « В царстве красоты и гармонии» участвовали учащиеся 9-11 классов, основная тематика этой игры симметрия.

  • Подготовка  игры.

После определения общей концепции и тематики  происходит оформление замысла, игровых действий, содержание и формулировка правил, хода игры, продумывание необходимого оборудования. Фактически написание сценария. Например, в сюжете игры «Магия числа 7»  - космическое путешествие экипажей учащихся 9-11 классов вокруг числа 7  через  « полосу  7 препятствий»:

  • название корабля;
  • взлет – старт;
  • расчет траектории;
  • метеоритный дождь;
  • выход в открытый космос;
  • научные исследования;
  • подарок инопланетян;
  • Введение в игру учащихся.

На этом этапе учителя математики предлагают учащимся выбранных параллелей стать участниками игры. Объявляется тематика игры, ее правила, предлагается сформировать команды, с помощью лотереи распределяются домашние задания между классами. Все это способствует созданию игрового эмоционального настроения. По нашим наблюдениям учащиеся с легко включаются в игру и с удовольствием выполняют нестандартное творческое домашнее задание. В последнее время с учетом активного внедрения в образовательный процесс информационных технологий, домашние задания представляли собой проектную работу учащихся на основе ИКТ – презентации, видеоролики и т.д. Например, в игре «В царстве красоты и гармонии» в качестве домашнего задания команды должны были выполнить мультимедийный проект по теме: «Симметрия в ……»(химии, литературе, физике и т.д.).

  • Проведение игры.

Для достижения поставленных целей помимо продуманного содержания игры,  важное значение имеет зрелищность, динамичность  и темп игры,  поддержка эмоционального напряжения  и концентрации внимания учащихся и зрителей. Например, кульминацией игры «Магия числа 7» являлся этап «Метеоритный дождь». Суть задания заключалась в том, что командам по кругу задавались различные вопросы; команда должна дать ответ на поставленный вопрос не более чем через  три секунды; в случае неверного ответа или отсутствии ответа команда выбывала из игры. Среди предлагаемых школьникам вопросов были как чисто математические: «Назовите математический объект, который  характеризуется не только величиной, но и направлением» или «Чему равно произведение корней уравнения х2 – 17х – 70 = 0?»; так и вопросы с юмором и общей эрудицией: «Назовите автора сказки «Цветик – семицветик»  или «Кто выше «Мальчик с пальчик» или Дюймовочка?». Для успешного выполнения данного задания учащиеся требовались большая концентрация внимания, высокая степень реакции каждого из участников, умение работать в команде в экстремальных условиях и конечно знание предмета.

  • Подведение итогов игры.

Это один из наиболее сложных психологических моментов. Чтобы не спровоцировать нездоровый эмоциональный фон в ученических коллективах, огромное значение имеет продуманные и открытые  критерии оценки успешности выполнения каждого заданий во время игры и  тщательно подобранное жюри, состоящее из педагогов школы (не математиков), пользующихся наибольшим авторитетом и доверием учащихся. Например, в игре « В царстве симметрии и гармонии» при решении «Проблемы Бабы-Яги» (один из этапов игры) команды  выполнили проект  реконструкции замка. С помощью инструментов  и клеящего карандаша на выданных листах построить второй флигель в соответствии с заданием:

Проект 1: Построить флигель симметричный данному относительно оси.

Проект 2: Построить флигель симметричный данному относительно центра.

Проект 3: Построить флигель параллельным переносом данного.

Проект 4: Построить флигель поворотом  данного на  600 относительно точки.

Проект 5: Построить флигель поворотом данного на 1200 относительно точки.

Проект 6: Построить флигель поворотом данного на 900 относительно точки.

Проект 7: Построить флигель поворотом данного на 1800 относительно точки.

Время выполнения задания – 3 мин.

Критерии оценки: каждый правильный проект – два балла.  

По истечении времени команды сдают свои «проекты» в жюри.

После каждой математической  игры обязательно оформляется  информационный стенд, в котором показаны все этапы игры с использованием раздаточного материала и фотографий, а также выделены команды победителей и призеров.

  • Рефлексия.

Обсуждение игры и оценка собственного эмоционального состояния проходят после всех этапов игры индивидуально с каждой командой со своим учителем математики и классным руководителем. Одним из важных моментов  в игровых технологиях является заключительное ретроспективное обсуждение, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.[5] В ходе таких бесед мы со всей тщательностью обязательно отмечаем   как положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест, так и то, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

При проведении рефлексии мы обращаем  внимание на следующее:

– оценку игре должны давать непосредственные ее участники, а не эксперты, которые непричастны к процессу;

– необходимо оценивать наблюдаемые, значимые и конкретные действия, решения, поведение;

– обсуждение должно касаться тех вопросов, которые вызывают заинтересованность участников.

Мы считаем, что  результаты применения игровых технологий во внеурочной деятельности по математике могут рассматриваться в следующих ракурсах:

  • изменение отношения у предмету ( повышение мотивации и интереса);
  • изменение установок (например, формирование участником своего положительного образа);
  • изменения в умениях, которые проявляются в конкретных действиях (например, умение
  • слушать);
  • развитие чувства уверенности в себе, которое проявляется в психологической готовности к самопрезентации.

Разновозрастное сотрудничество в процессе математических игр усиливает эффективность внеклассной работы,  так как соответствует притязаниям более младших участников игры на равноправные, «серьезные» отношения со старшеклассниками и служит профилактикой подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных).

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета.  С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением игрового обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности[3]. Школа должна способствовать развитию личности, потому что именно через образование общество может и должно получить людей нравственных, самостоятельно мыслящих, уважающих собственное достоинство и личность другого человека. Анализ нашего педагогического опыта приводит к выводу, что математическая игра в значительной степени не только способствует развитию у школьников познавательного интереса к математике, но и является сильнейшим средством социализации ребенка.

Литература:

  1. Мерлина Н.И., Сушенцова Н.В. «Игровое моделирование во внеурочной деятельности по математике» - «Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского», 2012 , №4(1)
  2. Тыртышная М.А. «Новые технологии воспитания в работе классного руководителя» - М.: Центр «Педагогический поиск», 2009
  3. Поляков С.Д. « Педагогическая инноватика: от идеи до практики.»- М.: Центр «Педагогический поиск», 2007
  4. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008
  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В. Иваньшина и др – СПб.: КАРО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...

Методы и приёмы игровой технологии во внеурочной деятельности

Игровая технология - одна из интересных технологий в современной школе. Предлагаю из опыта работы некоторые приёмы данной технологии, которые играют немаловажную роль в педагогической деятельности....

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почув...

презентация к мастер-классу по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности по истории и обществознанию»

В данной презентации представлены примеры нескольких игр по истории и обществознанию, проводимых во внеурочной работе по данным предметам....

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов

Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...

Презентация "Плюсы и минусы игровых технологий во внеурочной деятельности"

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пыт...