Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта". Игровые технологии во внеурочной деятельности. Этимологический анализ.
статья по теме

Гришина Елена Михайловна

В работе представлены карточки для одного из туров игры по этимологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_po_etimologii.8_klass._1_tur.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

1. С каким глаголом по происхождению связано существительное ВЛИЯНИЕ?

2. Определите этимологию существительного ДВОРНЯГА и объясните свою точку зрения.

3. В дореволюционной России у каждого более или менее обеспеченного армейского офицера был денщик, за незначительную плату служащий ему и живущий, как правило, в одной с ним квартире. В современном русском языке в слове ДЕНЩИК только одна морфема – корень, но первоначально морфем было больше. Попробуйте объяснить этимологию этого существительного.

4. Этимологически существительные ГРАНАТ и ГРАНИТ родственны. Пришли они к нам из латинского языка и образованы от существительного granum (гранум). Как оно переводится на русский язык?

5. В современном русском языке есть два слова, очень похожих по звучанию, но, на первый взгляд совершенно не связанных друг с другом: ДЕЛИКАТЕС и ДЕЛИКАТНЫЙ. Деликатесом мы привыкли назвать что-то необычное, редко попадающее на наш стол, а деликатным называем человека, особенно чуткого, внимательного к людям. Тем не менее это родственные слова, образованы они от французского прилагательного delicat (деликат). Как вы считаете, как переводится это прилагательное на русский язык? (Подберите два-три синонима.) Учтите, что эти прилагательные должны относиться и к человеку, и к еде.

? 6. В существительном КОНУРА первоначально выделялась приставка КО, ныне исчезнувшая, и корень НУРА. С каким известным современному русскому языку существительным связан этот корень? При ответе учтите чередование гласных. Объясните свою точку зрения.

7. Существительные КОПЬЕ, ОКОПЫ и КОПЫТО этимологически родственны. С каким глаголом они связаны по происхождению? Объясните свою точку зрения.

8. С каким прилагательным по происхождению связано существительное КОСЫНКА?

9.Определите этимологию существительного БЕСТОЛОЧЬ.

10. Определите первоначальное значение существительного МАКУШКА.

11. С каким словом по происхождению связано существительное ОБЕД?

 ? 12. Существительные ЧЕПУХА и ОТЩЕПЕНЕЦ этимологически родственны. С каким существительным, известным современному русскому языку, они связаны? Объясните свою точку зрения.

13. Существительные ИНТЕРВЬЮ, ИНТЕРНЕТ, ИНТЕРВАЛ, ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ этимологически родственны, все они пришли из латинского языка. Как переводится на русский язык их общая часть ИНТЕР? Объясните свою точку зрения.

14. «Весь луг был испещрен цветами». С каким прилагательным по происхождению связано слово ИСПЕЩРЕН? Объясните свою точку зрения.

15. С каким глаголом по происхождению связано существительное ИСТОК?

16. Существительные КВАРТИРА, КВАРТАЛ И КВАРТЕТ этимологически родственны, все они пришли к нам из латинского языка. Как переводится на русский язык латинское существительное guarta (кварта)?

17. Существительные АЛЬБАТРОС, АЛЬБИНОС И АЛЬБОМ этимологически родственны, все они пришли к нам из латинского языка. Как переводится с латинского прилагательное albus?

18. Существительное БИНОКЛЬ пришло к нам из латинского языка, его проявление – результат сращения двух слов: bini и  oculus. Последнее из них переводится как «глаз». Как    переводится первое?

19. Определите первоначальное значение существительного БОЯРИН.

? 20. В Древней Руси поцелуй означал нечто вроде приветствия, пожелания быть здоровым. Только вместо «будь здоров» наши предки имели в виду «будь…». Каким?

21. Определите этимологию существительного ВАЛЕЖНИК.

  1. вливать, лить
  2. двор
  3. день
  4. зерно
  5. нежный, изысканный, тонкий
  6. нора
  7. копать (раньше было значение: бить, ковырять, копье – первонач. колющее оружие)
  8. косой
  9. без толку
  10. головка мака
  11. еда, первонач. – время до и после еды.
  12. чепа – щепа, очистки, мусор
  13. между (Интернет – сеть между людьми)
  14. пестрый
  15. течь
  16. четверть (квартира – раньше солдатам предоставлялась часть жилого помещения)
  17. белый
  18. пара, два
  19. бой, т. е. воин
  20. целым, невредимым

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...

Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"

В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....

Игровые технологии во внеурочной деятельности по математике

Методическое описание использования игровых технологий для развозрастных групп учащихся во внеурочной деятельности.Благодарю за помощь в подготовке данного материала учителей математики ГБОУ СОШ №551 ...

Методы и приёмы игровой технологии во внеурочной деятельности

Игровая технология - одна из интересных технологий в современной школе. Предлагаю из опыта работы некоторые приёмы данной технологии, которые играют немаловажную роль в педагогической деятельности....

презентация к мастер-классу по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности по истории и обществознанию»

В данной презентации представлены примеры нескольких игр по истории и обществознанию, проводимых во внеурочной работе по данным предметам....

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов

Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...

Презентация "Плюсы и минусы игровых технологий во внеурочной деятельности"

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пыт...


 

Комментарии

Божко Ольга Ивановна

здОрово, Лен! Я этимологией крайне мало занимаюсь, буду исправляться с твоей помощью!:))