Иванов В.В. Преподавание истории в сельской малокомплектной школе
статья на тему

В статье описаны особенности преподавания истории и обществознания в сельской малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание истории в сельской малокомплектной школе

«История – наследство, урок, незаконченный процесс, словно вечный закон… Не зная истории, мы не можем понять, зачем мы пришли на этот свет, зачем мы живём, к чему стремимся».

В. С. Ключевский.

Главной задачей современной школы является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, гражданина, социально активного члена общества. И в решении этой задачи огромную роль играют уроки истории и обществоведческих дисциплин.

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит  духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности, используя богатый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Огромную  роль  в  воспитании  подрастающего  поколения играет  историческое  краеведение.  На  уроках  истории,  на    внеклассных  занятиях  учитель истории и классные руководители уделяют большое внимание  краеведческому  материалу. Краеведение – «ведать  о  крае»,   знание  о   малой  родине, об истоках  своего  народа.

 Для  историка  важны  любые   документальные   свидетельства,  письменные  источники,  рассказывающие  о  разных  событиях.  Старшее  поколение,   живущее  рядом  с  нами,  люди,  пережившие  грозные  военные  годы,  испытавшие  много  тягот  и  лишений,  могут   о многом  рассказать  нам.  Мы, учителя МОУ ООШ с.Студеновка Воскресенского района Саратовской области  в  своей   работе   используем  различные формы  деятельности,  направленные   на  изучение  истории  родного  края.  В младших  классах  на  уроках  истории  ученикам   даём  задание  составить  генеалогическое  древо  своей   семьи.  Только    человек  знающий  свои  корни,  истоки  родства,  способен  понять традиции,  моральные  основы  своего  рода и других народов.

   Предлагаются   следующие  задания:

 1. Самый  известный  человек   моего  рода.  Чем  прославился  этот  человек?

 2. Опишите   самую  старинную   вещь  в   вашем  доме. Как  она   к  вам  попала?

 3. Как  называется  ваше  село   и  почему?

 4. Как  называется  ваша  улица  и  почему?

 Такие  задания  развивают  творческие   и  умственные   способности  учащихся,  их   познавательную   активность.

          В    старших  классах  ученикам  предлагаются  более  сложные  задания:

 1.  Взять   интервью  у  людей  пожилого  возраста  на  такие  темы,  как 

«Коллективизация  в  моей  жизни.» ,  «Воспоминания  о  грозных  военных  годах.» ,  «Об  особенностях  и  трудностях   обучения  в  школе в  довоенные  и  военные  годы.»   и  др.

 2.Работа  с  фотографиями  из  семейного  архива.  Задание:  какое  неповторимое  мгновение на  ней  запечатлено?  Чем  интересна эта  фотография?

 3. Собрать материалы  о  бывших  выпускниках   школы  для  школьного  музея.

 4. Знакомство  с  интересными  людьми  нашего  района,  передовиками производства.

 5.  Ознакомление  с  архивными  документами, в  частности,  с  материалами    районной 

         Исторические вечера, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, посещение музеев, поисковая работа, участие в различных конкурсах – это только часть большой, очень  актуальной на сегодняшний день работы  по сохранению приемственности поколений, нравственных ценностей, духовности народа.

    В  последние  годы информационные,  в  том  числе  и   компьютерные  технологии  всё  активнее  внедряются в образовательный  процесс.  Становятся  неотъемлемой  частью  учебной  деятельности.

    Интерес  к  предмету  проявляется  при  проведении  школьных  и  районных  олимпиад.   Так  в  прошедшем  году  учителями  истории  было  проведены  олимпиады  по  5  предметамистории  России, истории Средних веков, основам  права, ,  экономике,  обществознанию. Эффективно использовали на школьных олимпиадах  компьютерное тестирование. Учитель  и  его учащиеся в 2005 –2014 гг.  принимали  активное  участие   в различных Всероссийских и Региональных  творческих  конкурсах и показали неплохие результаты, что является отражением работы преподавателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....

Иванов В.В. Способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе.

В статье представлены способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе....

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...