Дифференциация в школе
статья по теме

Рассмотрены различные направления и формы дифференциации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_v_shkole.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация в школе.

Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах.

Первый выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциации  получил распространение термин уровневая дифференциация, вошедший в педагогический лексикон взамен термина внутренняя дифференциация.

Второй вид дифференциации – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой включенных вопросов. Этот вид дифференциации называют профильной дифференциацией или внешней дифференциацией.

Теоретически уровневая дифференциация обучения может осуществляться по следующим направлениям:

- психолого-педагогические различия учащихся;

- содержание обучения;

- уровень базовых знаний на момент начала изучения темы;

- применение знаний;

- оценка знаний, умений и навыков;

- виды учебной деятельности.

Уровневую дифференциацию можно реализовывать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, от особенностей класса, от возраста учащихся и др.

Выделим некоторые из них:

  • Групповая форма работы.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения можно выбрать формирование групп, деление на которые осуществляется, прежде всего, на основе выбранного направления, например, критерия достижения уровня обязательной подготовки. Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.

  • Дифференцированно-групповая форма работы.

Работа организуется следующим образом: сначала учащиеся выполняют упражнения в группах, советуясь друг с другом, затем учитель дает всем одинаковые задания, но дифференциация осуществляется за счет оказания помощи учителя: более сильные ученики работают самостоятельно, нуждающимся выдаются карточки – консультации, позволяющие успешно выполнить задание.

  • Индивидуальная форма работы.

Предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, без помощи учителя. Например, учитель может предложить учащимся самостоятельно прочитать параграф и составить к нему план или решить задачу.

  • Индивидуализированная форма работы.

Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет специфическое задание с учетом возможностей. Обычно учитель определяет задания разного уровня трудности, которые оформляются на специальных карточках. Учитель, наблюдая за деятельностью учащихся, в крайних случаях оказывает помощь тому, кто испытывает затруднения. В отдельных случаях задание может быть заменено на более легкое.

  • Индивидуализировано-групповая форма.

При формировании у учащихся знаний сначала учебный материал объясняется всем, далее учитель выясняет, как поняли тему самые слабые ученики. Если устанавливает, что тема не усвоена, с ними повторно разбирается материал, учитель беседует с ними, приглашает их к доске, подходит к партам. Основная часть класса выполняет задания, в необходимых случаях консультируясь с товарищами. При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, учитель подготавливает специальные задания на карточках для одного-двух учеников с высшими учебными возможностями. С основным составом класса преподаватель разбирает новый материал обычным способом.

Учебные возможности школьников различны по разным предметам. Кроме того, они могут меняться, что может быть связано с разнообразными обстоятельствами. В процессе обучения необходимо учитывать разносторонние интересы и склонности школьников, различие их жизненных планов, связанных с их будущей деятельностью, условиями жизни, возможностью дальнейшего продолжения образования. Решение данного вопроса, а также проблемы перегрузки учащихся и повышения их интереса к учебе следует искать в глубокой дифференциации обучения. Это означает, что уровень обучения, глубина приобретаемых знаний и формируемых навыков могут быть различными для разных категорий учащихся в соответствии с их возможностями, интересами, склонностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация в процессе обучения математике в вечерней школе

Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Сегодня вечерняя школа имеет контингент учащихся, весьма разнородный по ва...

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Педагогическая дифференциация учащихся коррекционной школы на уроках истории в соответствии с характеристиками В.В. Воронковой

Учащиеся с нарушением интеллекта вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения. Существующая неоднородность в уровня...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная техноло...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...