Главные вкладки

    Перспективы культурно-исторической психологии в образовании
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Небольшое эссе о роли культурно-исторической психологии в современном образовании и будущих образовательных проектах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Корпачёв Вячеслав Викторович, ГБОУ СОШ № 1987 г. Москвы

    Перспективы культурно-исторической психологии в образовании

             Культурно-историческая психология предполагает особенное внимание к индивидуальному развитию ребёнка, понимаемому как усвоение форм социокультурной деятельности человечества в личностном мире ребёнка, как интериоризация ребёнком, подростком всего богатства культуры, накопленного человечеством за всю его историю.

         Конечно, такое усвоение невозможно без деятельной работы всех субъектов образовательного процесса, особенно без напряжённого труда педагога, являющегося посредником между миром культуры и миром ребёнка. Учитель является и транслятором и творцом культурного богатства, усваиваемого ребёнком, причём усваиваемого также в своеобразном историческом процессе, где онтогенетическое развитие повторяет филогенетическое, ступени познавательного онтогенеза уподобляются стадиям когнитивного филогенеза человечества.

           Культурно-историческая психология  применительно к образовательным программам предполагает скорее обобщающее, теоретически наполненное знание, которое усваивается и осваивается на высоком уровне понятийного обобщения и абстрагирования. Это каркасное, опорное знание (генетически исходное отношение какой — либо познаваемой системы, схемы, класса задач) служит той мыслительной, понятийной опорой, которой и будут пользоваться школьники в дальнейшем процессе обучения и научения. Важно только, чтобы именно это первично, приоритетно преподаваемое и усваиваемое школьниками знание, теоретически обобщённое знание было ими в полной мере воспринято, понято, пропущено через себя, интериоризировано, послужило обкатанной моделью для восприятия нового знания в рамках этой теоретической модели, этого понятийного аппарата. В данном контексте важно отобрать именно те теоретические концепты в разных предметных, межпредметных и метрапредметных областях знания, которые действительно послужат смысловыми, смыслопорождающими эвристичными когнитивными схемами для дальнейшего развития познавательной активности учащихся — уже на самостоятельной основе.

          Задача культурно-исторической психологии — помочь педагогической науке разработать и составить такую концепцию педагогического метода и практики педагогической деятельности, которые, учитывая индивидуально-личностные, психические и даже физиологические особенности детей разных школьных возрастов и разных социокультурных групп и страт (в том числе этнонациональное деление, социально-классовое членение общества), обекспечила бы дифференцированные подходы к преподаванию школьных предметов как в общеобразовательных школах, так и в специализированных учебных учреждениях.

          Дифференциация обучения — очень важное понятие, вносимое в образовательную среду культурно-исторической психологией. Эта дифференциация обусловлена, как уже было показано культурно-исторической психологией неоднократно (см. критику Выготским тестовых измерений уровня развития интеллекта у среднеазиатских земледельцев в 1920-е годы), скорее уровнем социокультурного развития того социума, в котором живёт и действует человек, в нашем случае — ребёнок. Следовательно, культурно-историческая психология выступает как своего рода диагност текущей образовательной среды, диагност, самим фактом правильной диагностики указывающий путь и способ дальнейшего движения , выбор метода продвижения по образовательной траектории.

       Поэтому задача для культурно-исторической психологии — увязать образовательные программы с данной социокультурной традицией (при прочих равных условиях — если речь идёт о средне-нормальных детях), не элиминировать эту традицию при обучении и научении, а всегда учитывать её — особенно в мониторинге образовательных результатов. Только так — учитывая как социокультурные факторы, так и факторы личностного развития - будет достигнута  главная цель образования как социального института — образование человека как личности.

     

         

       

     

         

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании

    Становление и развитие  личности  современного  школьника  происходит на фоне  изменений ценностных ориентаций  российского общества, растущей  в нем  потребнос...

    Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

    Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

    Перспективы развития культурно-исторической психологии и деятельностного подхода

    Эссе об исторических корнях и возможном будущем культурно-исторической теории и теории деятельности в писхологии...