Главные вкладки

    Можно ли в образовании ставить задачу на формирование действия
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о деятельностно-развивающем подходе в педагогике

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Корпачёв Вячеслав Викторович

     Можно ли в образовании ставить задачу на формирование действия

            Обычное, рутинное, общепринятое понимание образования — это передача знаний, накопленных человечеством, от «действующего» поколения поколению формирующемуся, развивающемуся, «будущему» поколению — в том смысле, что ему ещё предстоит активно действовать в социокультурной среде и брать на себя заботу и ответственность о социальном миропорядке.

             Уже из этого понимания образования вытекает то важное следствие, что не только и не столько механическая передача знаний по принципу «передатчик-приёмник» должна господствовать в образовательных программах и методах научения, а скорее — и по больше части — должны быть восприятие и практика образования как процесса трансляции способов и методов получения знаний, передача умений по их «добыванию» и освоению, по их извлечению из безбрежного массива информационного мусора.

          Поэтому даже по сию пору общепринятое, господствующее понимание образование как научение знанию, как обучение социальным навыкам (а никто никогда в здравом уме не отрицал воспитательной цели образования) не противоречит и не может принципиально противоречить идее приоритета деятельности самого ребёнка в процессе познавания, концепции деятельностного подхода в психолого-педагогических методиках, применимых в образовательных программах. Уже само, казалось бы, пассивное усвоение ребёнком того или иного «куска» знания (таблица умножения, стихотворение, запоминание и пересказ параграфа учебника — я беру по видимости самые «механические» учебные операции) требует и подразумевает работу разума, интеллектуальную деятельность внимания, концентрации памяти, понимания выученного, прочитанного, услышанного. Ум работает всегда — даже когда он не работает; деятельность разума беспрестанна, как бессонное движение акул, ибо, как говорят нейрофизиологи, полностью мозг никогда не отдыхает, не «отключается» - он перераспределяет рабочие функции.

          Следовательно, вопрос, вынесенный в заголовок, может считаться риторическим. В образовании не только ставятся учебные задачи на формирование действия, но, по сути, всё образование — целиком и полностью, по определению, есть такая задача и есть формирование действия — когнитивного, личностно-значимого, социально-личностного, развивающего или воспитательного. Даже «тупая» зубрёжка по типу средневековых школ — это тоже формирование учебного действия — на развитие механической памяти, концентрации внимания (а и это очень важно для интеллектуально-личностного развития человека).

          Другое дело, что вопрос можно было бы поставить иначе, а именно — какие учебные, развивающие и воспитательные действия надо развивать в первую очередь, а какие могут быть подчинёнными и вспомогательными, как выстроить деятельностные приоритеты, какие методы и способы формирования действий дадут наибольший образовательный, развивающий и воспитательный эффект в успешном достижении основных целей образования, будут иметь наибольший образовательный КПД и, имея в виду историческую и социокультурную обусловленность образовательных систем — какие деятельностные концепции и принципы востребованы именно здесь и сейчас, в данной стране (культурной, цивилизационной парадигме) и в данное время.

         Смотря на образовательное дело с этой точки зрения, понимаешь, что система зубрёжки, механического научения, традиционного наглядно-образного обучения, необходимого, приемлемого и адекватного в эпоху индустриализации, перехода от всеобщей неграмотности к всеобщей грамотности — безнадёжно «запылилась» и устарела.

         Сейчас — все грамотны. Но при этой всеобщей, повальной грамотности и «образованности» (скоро у всех будут дипломы о высшем образовании) — поразительная интеллектуальная беспомощность, потерянность и несамостоятельность мышления, результатирующаяся в личностную беспомощность и несостоятельность. Политики, экономисты, чиновники — все действуют вслепую, раздираемые противоречивыми информационными сигналами, будучи не в силах противостоять внешнему воздействию, даже и губительному для интеллектуального и нравственного здоровья личности — я говорю, конечно, прежде всего об информационном, пропагандистском воздействии. Люди теряют стержень — не укреплённый в них образованием и воспитанием — и сдаются на милость манипуляторов, плывут по течению. Как гласит старая истина, беда в том, что имея высшее образование, часто не имеют среднего — того образовательного уровня, который и выводит личностно-этическое и интеллектуально-познавательное начало в человеке на уровень самостоятельности и ответственности. Несамостоятельность и безответственность — чума современного общества.

         А самостоятельности и ответственности мы можем научиться только в деятельности — только делая что-то, мы пытаемся и приучаемся делать это сами. Вот такое действие должно быть приоритетным в образовании — учебная деятельность по формированию самостоятельных интеллектуально-когнитивных и, вследствие, практико-ориентированных действий у учеников, деятельность, развивающая мышление, понятийный аппарат и абстрагирующую способность мышления, концентрирующаяся на логическом аспекте познавательного процесса — ибо именно интеллектуальная теоретическая логико-предметная деятельность, научение методам анализа и синтеза, индукции и дедукции, личностной и познавательной рефлексии (а в плане морального поведения рефлексия означает ответственность за свои поступки — как это животрепещуще звучит сейчас!)   выводит сознание человека из сумрака информационного гипноза и пропагандистского рабства. Мышление освобождает — давно уже сказано, и верно и поныне и навсегда.    

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Формирование действия моделирования через решение текстовых задач"

    презентация к мастер-классу на тему: "Формирование действия моделирования через решения текстовых задач"...

    Формирование действий самостоятельного создания, способов решения проблемы в процессе решения комбинированных задач в 11 классе

    Итоговая работа на курсах по программе "Формирование УУД у школьников в процессе решения комбинированных задач в 11 классе"...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики

    В данной работе  представлены некоторые типовые задачи для формирования УУД на уроках физики. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания,...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики (8-9 класс)

    В работе представленыы методиеские рекомендации по ормированию универсальных учебных действий на уроках математики в 8-9 классах....

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

    Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий

    Доклад на педогагическом совете на тему "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий"...

    Типовые задачи для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках ИЗО

    Работа представляет интерес учителям ИЗО и педагогам ДО. В работе приводятся задания для формирования и развития у учащихся познавательных УУД....