Главные вкладки

    Как подготовить эксперимент на формирование действия в учебной работе
    статья на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о возможной экспериментальной проверке концепции развивающего обучения 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Московский городской психолого-педагогический университет

    Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»

    Магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»

    2014-20145 учебный год

     Корпачёв Вячеслав Викторович, магистрант 1 курса

    Эссе по дисциплине «Методологические основы  культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в исследованиях проблем образования и современного детства»

     Как построить эксперимент по изучению роли действия в психическом развитии

          Эксперимент в психологии— это метод научного психологического исследования, позволяющий изучать поведение человека и его психические явления в искусственных и специально создаваемых условиях, оцениваемых по задаваемым и контролируемым параметрам и критериям. Это — изучение человека в некоторой ситуации, создаваемой исследователем. В эксперименте важнее всего установить — и эта цель эксперимента — каков будет ответ человека на оказываемые на него измеряемые и контролируемые воздействия. Мы устанавливаем связь между варьируемыми параметрами ситуации и действиями человека.  

          Эксперименты в психологической науке могут быть количественные и качественные. Эксперименты первого рода строятся на выявлении  данного ряда считываемых количественных параметров, степень влияния которых на психику человека можно определить и выразить в количественных составляющих: числовых, графических, матричных, вероятностно-статистических и иных счисляемых компонентов.

           Качественные эксперименты не поддаются точному математическому считыванию и графическо-числовой визуализации, но от этой недостаточной математизации (или даже от полного отсутствия оной) такие методы не перестают быть научно значимыми и релевантными в психологических исследованиях. Математический редукционизм не должен господствовать там, где речь идёт о самой большой тайне мира — душе человека (психея).

          В деятельностной концепции обучения важнейшее, сущностное значение играет понятие «действие», которое охватывает собой виды духовной деятельности учащихся, которые ведут к развитию тех или иных высших психических функций — мышления, внимания, памяти. Одной из ведущих и перспективных теорий в рамках деятельностного подхода является теория развивающего обучения В.Давыдова-Д. Эльконина, основой которой служит положение о том, что в процессе обучение теоретическое знание должно предшествовать эмпирическому, усвоение общих понятий ведёт и влечёт за собой умение решать частные задания, так как найден исходный принцип решения таких заданий, учащийся овладел обобщённым способом учебного действия в рамках данной (амплифицированной) учебной задачи (обнимающей частные конкретные эмпирические задания). Соответственно, происходит интенсивное развитие теоретического понятийного мышления учащихся.

         В работах ряда российских психологов описаны, показаны, проверены и апробированы экспериментальные методики по введению школьников (в основном младшего и отчасти среднего школьного возраста) в учебную деятельность, выстроенную в соответствии с теорией развивающего обучения. Это работы самого В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, А. Крицкого, Г.Г. Кравцова.

        Главный вывод этих исследователей — если обобщить их результаты — состоит в том, что интенсивность и продуктивность мышления учащихся резко возрастает при переходе от индивидуальной формы работы ученика к коллективной, а точнее — к совместно-распределённой деятельности. При данной форме работы класс или группа учащихся получает общее задание — например,  найти определение какого-либо обобщающего понятия, генетически исходного отношения, связывающего объекты реального мира, предметы рассмотрения учащихся.

         Класс (под мониторингом учителя) распределяет задания между группами, а в группе, в свою очередь, задание расчленяется ещё раз  между отдельными учениками. Так, в межгрупповой и межличностной совместной деятельности происходит интеллектуальный штурм крепости понятия. Такая деятельность является экспериментом по определению степени и качественности усвоения понятия в образовательной программе? Да, конечно. Есть ли здесь математически считываемые результаты? Нет. А как проверить эффективность этой экспериментальной методики? Да надо просто взять другую группу учащихся и отработать на ней другой, традиционный (как Давыдов говорил, эмпирический) подход к усвоению понятия — от частных заданий — к обобщающему их отношению, понятию, к нахождению общей связи, общей закономерности при их решении. Причём в конце выполнения заданий это понятие им даётся, по крайне мере, подсказывается, — также традиционно-дидактически — учителем, так сказать, в готовом виде, и его надо просто запомнить.  И следует посмотреть, какая группа учеников быстрее и эффективнее будет решать данные задачи после того, как решена задача на усвоение понятия (условимся, что и во второй группе эта задача решена — может быть, и с большим количеством затраченного времени).

          Но самое главное — как учащиеся обеих групп будут применять данный обобщённый способ решения учебных задач, если они столкнутся с несколько отличным по определённым признакам, но инвариантным по признакам существенным, генетически-исходным классом задач? Результативность какой группы будет выше — первой, дошедшей до понятия своими силами в совместной интенсивной коммуникативной деятельности, или второй, получившей понятие в готовом виде, после решения последовательного ряда частных заданий? Скорее всего, их понятийный горизонт и будет ограничен, очерчен именно теми конкретными заданиями, которые и были обобщены данным понятием. Но ведь это можно проверить экспериментально, причём давая двум группам однородные понятия или даже одно и тоже понятие, и сделав репрезентативную выборку учащихся — по успеваемости, по гендерному признаку, может быть — и по социальному background”у.

          Можно провести и другой сходный эксперимент на тему: какая учебная деятельность результативнее - индивидуальная или совместная. Задача на усвоение понятия даётся одному ученику — причём пусть это будет сильномотивированный ученик, и одновременно — усреднённой группе учащихся.  И снова следует сделать мониторинг и оценку результатов работы. Вполне возможно, кстати, что сильный ученик быстрее решит эту задачу, но вот будет ли он силён в применении найденного понятия, исходного отношения, сущностной связи к задачам сходного типа — даже если просто принять во внимание естественную  ограниченность объёма памяти подростка, обладание им меньшим объёмом степеней свободы, чем ими обладает группы учеников, по определению способных к большему разнообразию в нахождении и решении всевозможных задач сходного типа — в силу своей большей численности. То есть, если включить сильного ученика в группу, то, с большой степенью вероятности, повысится и его КПД и КПД группы.

        Таким образом, эксперимент по изучению роли учебных действий разных видов — совместного, традиционно-дидактического, индивидуального — может быть построен на довольно очевидной и неусложнённой экспериментальной площадке в рамках обычной образовательной программы в школе и без особых трудозатрат и финансовых затрат. А сравнительные результаты этих экспериментов могут быть достоверно релевантны и корректны и отражать истинную эффективность разных педагогических технологий.

       

         

       

       

     

         

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (Работа в группах на уроках биологии)

    Организация групповой деятельности на различных видах уроков.          Урок:1. дискуссия2. Усвоение нового материала3.«деловая и ролевая игра»4. зачёт5. се...

    Лабораторные работы по систематике растений , как средство формирования логических универсальных учебных действий

    Статья, представленная в качестве доклада на конференции 17-18 марта 2015 года на II Городской научно-практической конференции  "Земля и Люди", Санкт-Петербург...

    "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"

    Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному  чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...

    Формирование универсальных учебных действий в ходе работы над проектом

    Программа опытно-экспериментальной и инновационной деятельности учителя географии...

    Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

    Система  заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии....