Эскизный проект лабораторной методики изучения действия в учебной деятельности (научение чтению)
методическая разработка на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Материал о методиках научения чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московский городской психолого-педагогический университет

Кафедра ЮНЕСКО

«Культурно-историческая психология детства»

Магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»

2014-2015 учебный год

 Корпачёв Вячеслав Викторович, магистрант 1 курса

Эссе по дисциплине «Методологические основы  культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в исследованиях проблем образования и современного детства»

 Эскизный проект лабораторной методики изучения действия в учебной деятельности (методика обучения чтению)

            Для изучения действия в учебной деятельности необходимо:

     1) Установить цель нашего исследования — какие аспекты действия мы намерены изучить — научающее действие педагога, учебные действия учащихся, действия по усвоению новых знаний, действия по актуализации и закрепления ранее усвоенного знания, действия по педагогическому взаимодействию в учебной деятельности.

          2) Далее. Мы должны установить процедуру проведения эксперимента по изучению действия, выбрать значимые параметры, в которые мы вводим выбранные нами для изучения учебные действия. Нам следует установить продолжительность проведения эксперимента, место его проведения, предполагающее создание наилучших внешних условий с точки зрения минимального постороннего вмешательства, объективности при его проведении, атмосферы психологической, эмоциональной комфортности для участников эксперимента.

     3) Мы должны провести репрезентативную выборку участников эксперимента. Имеются в виду учащиеся, педагоги и психологи. У нас должен быть чёткий абрис предвосхищаемого результата — цели нашего эксперимента.

     Допустим, что мы обучаем ребёнка шести лет (самый, как говорят психологи и педагоги, подходящий возраст для начала обучения чтению) чтению. Мы можем выбрать несколько методик обучения и пронаблюдать, какая методика окажется наиболее эффективна. То есть при помощи какой методики ребёнок быстрее овладеет беглым чтением с полным осознанием прочитанного и с умением передать своими словами основной смысл прочитанного.

    Есть много методик научения чтению -  основные из них: слоговая методика, методика целостных слов, фонетическая методика.

1) методика «кубики» Зайцева — слоговая методика: цветные кубики с написанными буквами и слогами, складывая которые    под написанные  взрослыми слова и произнося за взрослыми слоги, дети постепенно учатся читать это — фонетический метод;

2) методика Глена Домана — методика целых слов, предъявляемых ребёнку в виде написанных красными буквами на картоне. Ребёнок запоминает эти слова, а потом находит их в тексте и так постепенно осваивает весь текст;

3) фонетическая методика — дети одновременно усваивают звук и соответствующий ему знак-букву, учатся соотносить звук и знак этого звука;

4) методика буквенного чтения — дети учат азбуку, названия букв, а потом из букв складывают слоги и слова. Как правило, это им трудно делать, так как они не могут из букв, названия которых они выучили по алфавиту сложить слово, редуцируя ненужные звуковые части буквенных названий. Например: из букв «эль», «е», «эс» составить и прочесть слово «лес». Дети, даже если и не забыли буквы (а очень часто забывают сплошь и рядом) обычно читают: «эльеэс» (знаю по собственному опыту).

    Так вот, какую бы методику мы не взяли, надо помнить, что обучение чтению, то, что для нас, взрослых, кажется элементарным занятием, представляет собой учебную задачу огромной трудности для ребёнка. Конечно, обучение должно вести за собой развитие, но слишком большой разрыв чреват проблемами и ущербом для эмоционально-когнитивного состояния ребёнка.

    Есть некоторые фундаментальные психофизиологические факторы, которые уже должны быть у ребёнка, когда его начинают учить читать. Это, прежде всего, развитая и достаточно свободная (для ребёнка шести лет) устная речь, достаточное развитие памяти и внимания, развитие наглядно-образное мышление, хорошая коммуникабельность, общительность, контактность в отношениях со взрослыми — иначе ребёнок не сможет адекватно воспринимать и запоминать то, чему его учит взрослый — родитель или другой человек.

      Нельзя всех стричь под одну гребёнку — у каждого ребёнка своя траектория эмоционально-интеллектуального развития, и начинать учить чтению следует только тогда, когда созрели все необходимые предпосылки для данной учебной деятельности.

      Мы можем взять за образец любую методику научения чтению и посмотреть, как она работает, то есть как успешно ребёнок обучается чтению.

           Методика обучения чтению должна основываться на следующих принципах:

1) соответствовать уровню развития ребёнка и в то же время обучение должно вести за собой развитие, способствовать психическому развитию ребёнка;

2) обучение должно быть наглядно-образным, со сменяющимися видами и формами деятельности — от игры — к письму-рисованию, от пропевки слогов — к складыванию кубиков и картинок со словами; должны применяться самые разнообразные формы обучения — ребёнку нужно это разнообразие, он в нём живёт, только им и живёт;

3) взрослый должен быть не неумолимо-строгим учителем, а доброжелательным советчиком-соучастником обучения, подсказчиком и рассказчиком, роль взрослого как старшего товарища;

4) постепенное увеличение степени самостоятельности ребёнка по мере прогресса в освоении техники чтения, передача ему всё большей инициативы;

5) регулярность и частота занятий при небольшой длительности каждого занятия (до 30 минут) из-за быстрой умственной утомляемости детей в этом возрасте;

6) обязательное закрепление промежуточных стадиальных успехов и общего результата путём проведения закрепляющих занятий и всё более увеличивающегося объёма читаемой литературы;

7) выбор для занятий, для совместного и самостоятельного чтения самых увлекательных по содержанию и в то же время несложных по лексико-синтаксическому составу коротких текстов с красочными иллюстрациями как вспомогательному пособию  к словам и текстам;

8) научение ребёнка началам рефлексии — объяснять ему то, что уже сделано, какой материал усвоен, что сделано не так, пути исправления недочётов — добиваться осознания ребёнком оснований своих собственных действий и вызывать у него желание к их улучшению;

9) основывать научение на принципе поощрения, нежели критики, указывать скорее на успехи, а не на недостатки.

   Следует воспринимать как непреложную истину, что обучение не должно быть в тягость ребёнку, быть скучным и нудным, так как именно в эти годы — старший дошкольный возраст — закладывается эмоционально окрашенное отношение ребёнка к учебной деятельности, и вызвать у него изначально отторжение от учёбы было бы подлинной трагедией для ребёнка как становящегося человека. Учение должно быть светлым, радостным, в охоту.

     

     

         

   

     

   

   

 

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Какие предметы нравятся и почему. Мотивы учёбы....

Анализ методики «Изучение отношения к учебным предметам» (автор Г.Н. Казанцева)

Анкетирование проведено  в ноябре 2016 года с целью  изучения вопроса отношения к любимым предметам....

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Из опыта моей работы....

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой...