Особенности исследования и описания сложных диагностических случаев в режиме заседания ПМПК.
учебно-методический материал на тему

Бехтер Елена Юрьевна

Данный материал буте полезен членам психолого-медико-педагогических комиссий, в особенности молодым специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_obsledovaniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности исследования и описания сложных диагностических случаев в режиме заседания ПМПК.

Вопросы дифференциальной диагностики задержки психического развития и умственной отсталости легкой являются наиболее сложными в работе ПМПК.

Различные авторы по-разному подходят к сравнительной характеристике этих нарушений, но имеется ряд общих подходов и критериев разграничения данных состояний. М.С. Певзнер, Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия в своих работах детально рассматривают вопросы дифференциальной диагностики. Актуальность этой диагностики значительно возросла в последние годы.

М.М. Семаго выделяет в качестве основных критериев следующие:

  • Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения вербальных и невербальных заданий;
  • Выраженные трудности в переносе навыка или механический перенос;
  • Выраженное снижение критичности и адекватности;
  • Эмоциональная глухота, «сглаженность» переживания эмоций.

У.В. Ульенкова определяющим считает особенности овладения ребенком общей структурой учебной деятельности, в частности,     понимание цели деятельности, а также

  • умение действовать по инструкции,
  • осуществлять самоконтроль,
  • добиваться определенного результата,
  • использовать помощь взрослого.

Так, ребенок с умственной отсталостью не может вычленить из инструкции взрослого общую целевую установку. Он улавливает лишь форму активности (рисовать, раскладывать и т.п.), но не то, что нужно делать, и тем более не то,  как нужно делать.

Таким, образом, достаточно информативными можно считать следующие показатели ребенка при его обследовании:

Показатели:

При ЗПР

При умств. отст.

Способность принять задание (осознание его содержания, удержание в памяти, адекватность действий)

Задание принимается, ребенок начинает действовать адекватно, но затем может потерять задание, результат неудовлетворительный

Содержание не осознается, ребенок манипулирует стимульным материалом, либо формально воспроизводит заученные действия.

Обдумывание предстоящих действий, ориентировка в задании

Дети действуют импульсивно, постоянно ищут подтверждения правильности своих действий у взрослых.

Импульсивные действия без их осознания.

Критичность (умение найти свою ошибку)

Ребенок не ведет самостоятельной проверки, но начинает искать ошибку при указании на нее  и прикладывает усилия, чтобы исправить ее.

Самостоятельный поиск  не ведется, не способен исправить ошибку даже при подробном объяснении, в чем она состоит.

Способ использования помощи.

Помощь использует частично

Помощь не использует

Использование помощи.

Использование помощи в диагностических целях – наиболее действенный прием выявления уровня развития ребенка.

виды помощи

При ЗПР

при умственной отсталости

1.Организующая помощь

2.Стимулирующая помощь

3.Разъяснение

иструкции

4.Расчленение

инструкции

5.Аналогичный

пример

6. Показ

7. Совместное

выполнение

требуется постоянная помощь,

поэтапная контролирующая помощь из-за слабой целенаправленности внимания,

нуждается в стимуляции в виде поощрения, одобрения, подбадривания,

детальное разъяснение, в словесно-логической форме или разъяснение с показом

может использоваться при отдельных поведенческих расстройствах,

эффективен к данному заданию, часто не переносится на следующее задание.

эффективен

используется редко

стимуляция неэффективна,

 неэффективно из-за несформированности операциально-когнитивного блока мышления,

неэффективно, не удерживается целостная инструкция,

копируется внешний образ действия

свидетельствует о конкретном мышлении,

свидетельствует  о конкретном мышлении

Другим ярким показателем можно назвать состояние работоспособности:

при задержке психического развития

при тотальном недоразвитии

снижение работоспособности,

инертность деятельности,

темп деятельности неравномерный,

темп высокий, но работает “хаотично”

работоспособность (при высокой мотивации,

в том числе и негативной) может быть

как завышена, так и понижена,

ниже возрастных показателей из-за вторичной астенизации, соматических недомоганий, психосоматического компонента,

импульсивность деятельности, не обусловленная утомлением,

низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности,

темповые характеристики как снижены, так и условно нормативны,

работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной,

снижена, но в деструктивной деятельности достаточно “работоспособен”.

Пассивность в ходе работы.

грубые колебания работоспособности,

выраженное снижение, вплоть до полной неспособности к продуктивной деятельности,

инертность деятельности при устойчивой работоспособности,

могут быть пресыщаемы с одной стороны, с другой стороны, могут долго, монотонно, без эмоциональных проявлений выполнять какое-либо задание,

расторможенность вплоть до грубой,

быстро пресыщаем, на фоне пресыщения могут быть аффективные вспышки,

работоспособность может быть и нормальной, как правило, ребенок мало пресыщаем,

при контроле взрослого темп резко падает,

работоспособность низкая, ребенок инертен, легко отвлекаем и легко тормозим,

пассивен во всех видах деятельности

Критичность

при задержанном развитии

при тотальном недоразвитии

Достаточная, соответствует актуальному психическому развитию, адекватна поставленной в деятельности  задаче,

может быть несколько снижена в оценке своих возможностей или на фоне утомления,

низкая критичность к своему поведению,или

повышенная критичность, постоянные сомнения в правильности своих действий, возврат к началу, сверка с образцом, разрушение уже готового задания,

некритичен в оценке своих взаимодействий с окружающими.

Чаще всего грубо снижена, но может адекватно реагировать на похвалу и неодобрение взрослых,

снижена в деятельности, свои ошибки замечает с трудом,

грубо нарушена во всех компонентах вплоть до выраженной некритичности, 

снижена как в отношении отдельных действий, так и поведения в целом,

в оценке своих возможностей неадекватен,

повышенная внушаемость,

З.М. Дунаева, директор консультационно-диагностического центра НИИ коррекционной педагогики, выделяет также в виде диагностического критерия уровень сформированности школьно значимых функций и навыков.

математика

ЗПР 7-8 лет

УО 7-8 лет

Прямой счет

Обратный

От заданного числа

Освоен в 6-7 лет

замедленный

С ошибками

Механический

Не освоен

Множеств. ошибки

Сравнение групп предметов пересчетом

В пределах 10

В пределах 2-3

Понимание количественного и порядкового счета (где четыре… где четвертый..?)

В пределах 5

Непонимание вопроса

Решение задач

Простых

Составных

С косвенным вопросом

Самостоятельно

С помощью

затруднено

С помощью

Не освоено

Нет понимания смысла

чтение

Готовность к слиянию

Правильное слияние

Слабая

Затруднено в словах с мягкими согл.

Отсутствует

С большими трудностями

Пересказ

воспроизводящий

фрагментарный

Понимание прочитанного

Трудности в выявлении главной мысли, причинно-следственных связей

Низкое понимание сюжета, главной мысли, скрытый смысл не улавливается

Письмо

списывание

Послоговое,   с ошибками

Побуквенное,  или копирование

Письмо по слуху

Множественные ошибки

Часто несформировано

Знание правил

Затруднено применение

Не усваивают

Таким образом, главным в дифференциальной диагностике становятся не какие-то определенные методики, способные выявить различие в ЗПР и умственной отсталости, а комплекс методик и тщательное отслеживание способов выполнения их при обследовании.

Другим видом сложных случаев является обследование и описание уровня развития детей с умеренной умственной отсталостью. Для этого можно использовать такие материалы как карта индивидуального развития Зинкевич-Евстигнеевой и бланк регистрации актуального уровня развития (Бойков)

Карта наблюдений составлена Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой на основе принципа семантического дифференциала, предложенного Чарльзом Осгудом (1972г.) Карта опубликована в сборнике «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями»  под редакцией Беличевой С.А. М. 1997г.  Из-во      Консорциума «Социальное здоровье России».

Данная карта может использоваться для оценки актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью, а также для описания этого опыта при обследовании ребенка в ПМПК. Карта позволяет проводить сравнительный анализ динамики развития ребенка.

Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью опубликован в учебном пособии «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями», под ред. Бойкова Д.И., М., Из-во «Новый учебник», 2003 г.

Бланк содержит перечень когнитивных, хозяйственно-бытовых и социальных навыков, которые позволяют оценить уровень развития ребенка. В когнитивные навыки входят: сенсорно-перцептивные, сенсорно-двигательные, графомоторные, навыки невербальной коммуникации, навыки общения и речи. Социальные навыки ограничены умением пользоваться телефоном, ориентироваться на проезжей части улицы, пользоваться общественным транспортом. Особенно важна система качественной оценки навыков, которая включает четкое описание уровней осуществления деятельности ребенком, градацию и условные обозначения для фиксации результатов в бланке.

Бланк может использоваться как для отслеживания динамики развития ребенка, так и для описания уровня развития при обследовании ребенка в ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование и описание источника (практическая работа).

Урок- экскурсия по географии на тему            «Исследов...

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ М.М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ»

В статье рассматривается синтаксический строй рассказа М.М. Зощенко "Не надо врать"....

Заседание ПМПк

ноябрь 2018...