Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
статья на тему

Жилинская Елизавета Владимировна

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучение в современной школе может быть успешным, а также, каким должен быть учитель сегодня, какими компетенциями должен обладать в условиях ФГОС. В статье рассматривается роль учителя в формировании учебно-познавательной деятельности современного школьника, понимание профессиональной педагогической компетенции педагогом, складывание истинного и ложного авторитета учителя. И, конечно, каким образом можно достичь главной  цели образования - научить ребенка учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnoe_i_sovremennoe_obrazovanie.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

                         Традиционное и современное образование

В отличии от традиционного, при котором осуществляется передача ученику  известных образовательных знаний, умений и навыков, современное образование - это созидание человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации (самоопределения) личности. Традиционное -  предполагало подготовку подрастающего поколения к жизни и труду, где человек – простая система, его можно формировать, им можно управлять. Сегодня Человек – это сложная система, в которой учение есть деятельность обучающегося или субъекта. В традиционном образовании, напротив, ученик понимался как объект, а учение – педагогическое воздействие на него, где знания транслируются, находятся извне, знания передаются по частям и крупицам. Оценка таких знаний производится в конце курса. В современной школе знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, конструируются самим ребенком. Оценка знаний проводится в начале, середине, конце курса. Знания сегодня  – это единство истины и ценностей, факта и смысла, сущего и должного, это школа мышления

                      Современные противоречия в образовании

   Современное образование сегодня становится непрерывным, нелинейным, открытым, что требует от современного обучающегося обучения на протяжении всей жизни.

Однако существуют некие противоречия между неповторимостью мира детства и ограничением форм жизнедеятельности и учебной деятельности в современной школе, приносящих радость познания, открытия природного и культурного миров, радость творчества и сотворчества. Противоречие между многообразием индивидуальных возможностей и потребностей школьников, разнообразием образовательных запросов. Потребность растущего человека в принятии и поддержке (содействие ребенку в получении образования) противоречит авторитарно-дисциплинарной модели обучения. Сохраняющаяся когнитивная направленность образования противоречит необходимости целостного развития личности. И, наконец, противоречие между потребностями выбора, задачей учителя вырабатывать в ребенке опыт выбора и отсутствием вариативности и условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Перед современным педагогом стоит нелегкая задача разрешить этот клубок противоречий, сделать процесс обучения успешным и для учителя, и для учащегося.

Обучение является успешным, если учащийся:

- твердо уверен в своих силах и обладает достаточным самоуважением;

- имеет серьезную мотивацию учиться;

- способен учиться в среде, характеризующейся «необходимостью серьезного напряжения сил»  в сочетании с тем, что в случае неудачи учащемуся не угрожают  серьезные негативные последствия;

-  понимает, что мир изменчив и для того, чтобы в нем выжить, нужно меняться.

Каким должен быть современный учитель?

В 60-е годы XX века встал вопрос о необходимости формирования профессиональной компетентности. Компетентность – умение, способность решать учебные и жизненные проблемы на основе знаний, ценностных ориентаций и опыта. В 90-е годы этот подход пришел в образование.

 Таким образом, были определены 5 компетенций для всех школ мира:

1. Информационная (умение работать с информацией).

2. Поликультурная (знание чужой культуры, религии, чтобы быть терпимым, толерантным).

3. Социальная (как умение взаимодействовать с другими): делится на коммуникативную и правовую (знание, соблюдение законов той страны, в которой я проживаю).

4. Языковая (умение выстраивать на родном и иностранных языках письменную и устную коммуникацию).

5. Предметно – практическая (умение решать проблемы, находить методы решения проблем,  готовность к самообразованию, владение способами деятельности).

Итак, профессиональная компетентность учителя – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Из этого вытекают 5 профессиональных задач педагога:

  1. «Видеть ученика в образовательном процессе» (понимать ребенка, уметь диагностировать, принимать этого ребенка).
  2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования  (построение развивающего возрастосообразного обучения, ориентированного на особенности и потребности возраста).
  3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, где субъект – ученик, учитель, родитель.
  4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду.
  5. Проектировать и осуществлять профессиональное образование.

Эффективность усвоения учебной информации напрямую связана с учебно – познавательной деятельностью обучающегося.

Роль учителя в формировании

учебно – познавательной деятельности современного школьника.

Учение – это самостоятельный процесс. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться! Поэтому у человека должно быть сформировано понимание, что он сам должен учиться.

Этапы учебной деятельности:

  1. Ориентировочные  действия ученика - целеполагание ,  мотивация:

-понимание готовой задачи, поставленной учителем (что должен сделать сегодня);

-активное принятие для себя этого задания (технология развития критического мышления);

-самостоятельная постановка учебной задачи (нескольких учебных задач).

2.  Исполнительные действия – активное преобразование учеником изучаемого предмета:

-преобразование условий учебной задачи;

-моделирование задачи в графической или буквенной форме;

-решение задачи (чтение текста и т.д.);

-контроль и оценка.

3. Контрольные действия:

 – первый уровень: самоконтроль и самооценка по результату работы в сопоставлении с образцом (сделано, выбрано учителем, например, контурная карта по истории);

- второй уровень: самоконтроль и самооценка по ходу работы (что получается, что нет);

-третий уровень: самоконтроль и самооценка до начала работы как прогнозирование ее хода и предполагаемого результата.

  Исходя из вышесказанного, задачей учителя является выработка в обучающемся учебно - познавательной компетенции, которая должна складываться следующим образом:

                                                          Человек

индивид                 индивидуальность                                   субъект                                  личность

                                                                Я – МИР

я - сам                     я - культура                                             я-деятельность                       я другой

антропоцентризм    культуросообразность                     компетентность               гуманитарность

                                                     Образование

рефлексия                  понимание                                        проектирование                  коммуникация

                         

                                                                      Обучение

метапознавательное      ценностно -                             целенаправленно -                 коммуникативное

отношение                     смысловое                                          деятельное                              отношение

                                         отношение                                         отношение

               

                               

     

                                                      Учебно – познавательная

                                                                  деятельность

умения само                 информационно -                             предметно – практи        коммуникативные

оценивания                  аналитические                                   ческие умения                            умения

и саморегуляции         умения                                        

     

Учебно – познавательная компетенция

  Таким образом, учение осуществляется как учебно-познавательная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, а самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи; если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, т.е. приемы самоконтроля и самооценки.

 

 В свою очередь учебно – познавательная компетенция учителя предполагает наличие коммуникативной компетенции, проектно-деятельностной компетенции, информационно-аналитической и, наконец, рефлексивно-самообразовательной компетенции.

        Понимание профессиональной педагогической компетенции

Педагог – человек, который является зрелой личностью? Зрелая личность – это личность, понимающая и принимающая реальность этого мира.

 «Зрелость – это психологическое здоровье как способность перейти с опоры на среду и регулирование среды – к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, человеку необходимо преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в себе»                                                               Фредерик Пернс.

 

                                              Пирамида зрелости

  Непременным условием профессиональной компетенции является речевая культура педагога.

                        Сферами речевой деятельности педагога являются:

                               

                                                                       Учитель- ученик

                              Учитель – семья                                                        Учитель - родители            

 

Учитель как обучающийся                                                                     Учитель – учителя

                    Учитель – методисты                                                               Учитель – директор

                                                                      Я – учитель

Итак, непременным условием профессиональной компетенции учителя является речевая культура, где учитель выступает как носитель речевой культуры, как проводник речевой культуры, как редактор речи ученика. Педагог – индивидуальная языковая личность.  Речевая культура педагога выступает как интегративная характеристика личности и выражается через психологические ее основы, нравственные, эстетические, научные (лингвистические и предметные), мировоззренческие и, наконец, педагогические.

И, конечно, огромную роль в обучении детей играет личность учителя. Учит учитель, но развивает и воспитывает личность учителя! Именно личность учителя, его авторитет, являются ведущими в осуществлении взаимосвязей ученик – учитель.

                       Семантическое поле понятия «АВТОРИТЕТ»

ВЛАСТЬ                 ВЛИЯНИЕ                        ДОВЕРИЕ                                     ЛЮБОВЬ

   

                   Динамическая модель осуществления АВТОРИТЕТА

                                                             Истинный авторитет

                                                                                                                

                                                             ложный авторитет

В заключении хотелось бы сказать, что компетенция учителя это нечто шире, чем знание (образование), это то, что принадлежит по праву. Компетенция – некий идеальный результат, компетентность – это уже «обладание». Автор компетентного подхода – Николай Холмский назвал коммуникативную компетентность умением выстроить коммуникацию, которая достигает определенных целей.

Если ты знаешь зачем, выдержишь любое как.

                                                                                  НИЦШЕ