Формирование УУД на разных этапах занятия
статья на тему

Сапрыкина Людмила Васильевна

Формирование УУД на разных этапах занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_raznykh_etapakh_zanyatiya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на разных этапах занятия:

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

При этом осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность может быть организовано как на занятии курса МИД, так и на предметном уроке при выполнении соответствующего универсального учебного действия (в режиме пробного действия).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия (или его актуализацию, если выполнение пробного учебного действия было организовано на предметном уроке).

3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового УУД вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение УУД.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности нового УУД, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное УУД и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная

цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные умения, зафиксированные в проекте новых госстандартов образования.Так,

на этапе 2 у детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;

на этапах 3−4 они выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают и др.;

на этапе 5 они взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;

на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 − самооценку достигнутых результатов;

на этапах 1−5, 7, 9 учащиеся учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности. И др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока.

На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках....

Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.

Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.doc...

Формирование лексического навыка на разных этапах обучения

Теоретическая работа по методике преподавания английского языка, в которой рассказывается о формированиии лексического навыка на разных этапах обучения....

Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах

В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих зад...

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» «Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться ...

Формирование учебной мотивации на разных этапах урока.

Сопроводительная презенгитация к выступлению на тему "Формирование учебной мотивации на разных этапах урока"....