Программа «Коррекция девиантного поведения дезадаптированных воспитанников»
рабочая программа на тему

Бродова Евгения Владимировна

          Трудный, критический, кризисный, переломный.… Какие только эпитеты не употребляют, когда речь заходит о подростковом возрасте.  В нашей группе проживают дети средний возраст которых 13 – 15 лет, большинство из них представляют собой группу повышенного риска, Большой процент воспитанников социально и педагогически запущенные, испытывающие трудности в адекватной самореализации социализации, подверженные влиянию различных негативных факторов. Низкая успеваемость, нарушения поведения, временное прерывание учёбы; второгодничество в связи с плохой успеваемостью и большим количеством пропусков без уважительной причины - основные проявления «проблемности» детей.

На  сегодняшний  день  существует  дефицит  знаний  в  области  психолого - педагогического  взаимодействия  с  подростками  группы  риска.  Данная  программа    индивидуально  групповых  занятий  предлагается  для  работы  с  трудновоспитуемыми  подростками  проживающих в КДД,  включает  в  себя  комплекс    занятий  и  мероприятий  для  эффективной  профилактики  безнадзорности употребления  ПАВ и  правонарушений  среди  несовершеннолетних.

         Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка      Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация ). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.

У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.

 Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Краснокаменский детский дом»

 

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  С  «ТРУДНЫМИ»  ДЕТЬМИ

«КОРРЕКЦИЯ  ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ  ВОСПИТАННИКОВ»

http://im6-tub.yandex.net/i?id=70389227&tov=6

  Картинка 207 из 330Картинка 207 из 330Картинка 207 из 330

                                        Группа № 10

Краснокаменск 2013г

Содержание

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Цель и задачи программы
  4. Концепция программы
  5. Механизм реализации программы
  6. Содержание программы
  7. Ожидаемые результаты
  8. Мониторинг
  9.  Используемая литература

Приложения

Паспорт программы

Наименование

программы

Программа «Коррекция девиантного поведения дезадаптированных воспитанников»

Основания

для разработки Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I)) и Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года;
- Материалами по реализации приоритетного национального проекта "Образование";
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;  

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     - Устав детского дома; 

Заказчик Программы

Государственное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Краснокаменский детский дом»

Разработчик Программы

Воспитатель группы № 10 Бродова Е.В.

Исполнители программы

Администрация учреждения, воспитатели группы № 10

Цели и задачи Программы

ЦЕЛЬ:      - предупредить отклонения в поведении  подростков; помочь преодолеть  возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

ЗАДАЧИ: 

1- помочь познать самого себя;

2- приобрести необходимые знания, гражданские и   профессиональные качества;

3- достичь нормальных отношений с окружающими. 4.- Вовлечение  подростков  в  позитивную  деятельность, адекватную  их  интересам, способностям, психическому  состоянию.

5.-Сдерживание  вовлечения  подростков  в  употребление алкоголя,                                               наркотических  средств  за  счёт  пропаганды  здорового  образа  жизни.

6.-Увелечение  степени  самостоятельности  и  ответственности у  подростков, их  способности  контролировать  свою  жизнь.

8.-Оказание помощи трудновоспитуемым воспитанникам в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Основные оценочные

Показатели Программы

Диагностики, анкетные данные, анализ, статистика

Механизм реализации

Программы

Программа реализуется путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:

I этап: проектный – 2012 – 2013 учебный год

II этап: практический – 2013 – 2015 учебный год

III этап: аналитический – 2014 – 2015 учебный год

Ожидаемые результаты

_Уменьшение  факторов  риска,  приводящих  к  безнадзорности,  правонарушениями  и  злоупотреблению  ПАВ  в  подростковой  среде.

_ Формирование  у подростков  нравственных  качеств,  чувства  эмпатии, представлений  об  общечеловеческих  ценностях,  здоровом  образе  жизни.

-Обучение  навыкам  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  во  взаимоотношениях  с  взрослыми  и  сверстниками.

-Развитие  способностей  адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.

контроль реализации программы

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация детского дома.

Сроки реализации

Программы

2012 - 2015

Пояснительная  записка

              Трудный, критический, кризисный, переломный.… Какие только эпитеты не употребляют, когда речь заходит о подростковом возрасте.  В нашей группе проживают дети средний возраст которых 13 – 15 лет, большинство из них представляют собой группу повышенного риска, Большой процент воспитанников социально и педагогически запущенные, испытывающие трудности в адекватной самореализации социализации, подверженные влиянию различных негативных факторов. Низкая успеваемость, нарушения поведения, временное прерывание учёбы; второгодничество в связи с плохой успеваемостью и большим количеством пропусков без уважительной причины - основные проявления «проблемности» детей.

На  сегодняшний  день  существует  дефицит  знаний  в  области  психолого - педагогического  взаимодействия  с  подростками  группы  риска.  Данная  программа    индивидуально  групповых  занятий  предлагается  для  работы  с  трудновоспитуемыми  подростками  проживающих в КДД,  включает  в  себя  комплекс    занятий  и  мероприятий  для  эффективной  профилактики  безнадзорности употребления  ПАВ и  правонарушений  среди  несовершеннолетних.

               Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка        Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация ). Подростки склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них также характерны не только материальные и физиологические потребности, но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность подростка - постоянно меняющаяся, открытая система, способная к изменениям в зависимости от социальных условий.

У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития.

Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.

 Подростком решается не просто задача занятия определенного места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.

Что  же  является  причиной  девиантного  поведения  подростков.                                                                                                                       1. Присущая подростковому возрасту «трудность», вызванная в первую очередь разрывом между социальным и биологическим взрослением, не всегда плавным процессом формирования мировоззрения, «Я - концепции», нелегким поиском своего места в обществе, дополненная накопленным асоциальным опытом..                                                                                                                                                       2. Происходящая в обществе резкая смена  ценностей, приоритетов, идеалов, вакуум духовности, заполняемый наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, ранней криминализацией детей, преобладание материальных ценностей над духовными, привели к разрушению позиции ответственного отношения взрослого сообщества к детям .  Вследствие этого к кризису российской семьи и школы.
      Как известно подростковый - это важнейший  период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.


Цели  и задачи

ЦЕЛЬ:      - предупредить отклонения в поведении  подростков; помочь преодолеть  возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

 

ЗАДАЧИ: 

1- помочь познать самого себя;

2- приобрести необходимые знания, гражданские и   профессиональные качества;

3- достичь нормальных отношений с окружающими;

4.- Вовлечение  подростков  в  позитивную  деятельность, адекватную  их        

 интересам, способностям, психическому  состоянию.

 5.-Сдерживание  вовлечения  подростков  в  употребление алкоголя,                                                  наркотических  средств  за  счёт  пропаганды  здорового  образа  жизни.

6.-Увелечение  степени  самостоятельности  и  ответственности у  подростков, их  способности  контролировать  свою  жизнь.

7.-Оказание помощи трудновоспитуемым подросткам в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Концептуальные  основы  программы

-Учёт индивидуальных  и  личностных  особенностей  подростка.

- Комплексный  подход  к  диагностике,  профилактике  и  коррекции.

- Принцип  личностной  направленности  - учёт  индивидуальных  склонностей,  интересов,  своеобразия  характеров,  упор  на  личное  достоинство  подростков,  опора  на  положительные  качества.

- Единство  и  взаимодополняемость  психологических  и  педагогических  методов.

- Включение  в  воспитательно –  коррекционный  процесс  всех  сфер  личности  подростка:  интеллектуальной  (сознательное  усвоение  подростком  общественных  норм  поведения); действенно – практической  (вовлечение  в  общественно  полезную  деятельность)  и  эмоциональную  (общение  с  окружающими)

- Единство  образования  и  индивидуальной  помощи  и  поддержки  подростков.  

Этапы  реализации  программы

Программа реализуется путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:

 I этап – организационно-мобилизационный, диагностический

(2012 - 2013 г.):

- аналитическо-диагностическая деятельность;

- поиск форм, методов, способов коррекции дивиантного поведения воспитанников

- изучение современных технологий. 

II этап – практический (2013 -2014 гг.):

- использование на практике форм, методов, приемов работы с трудновоспитуемыми подростками

- обеспечение психолого – педагогической  готовности ребёнка к перевоспитанию

  а) беседы;

  б) вхождение в доверие к подростку;

  в) пробуждение интереса к деятельности.

- копилка подростка

  а) положительные качества;

  б) поступки;

  в) поощрение ребенка;

  г) важно чтобы подросток  сам мог оценивать свои поступки;

  д) ориентация на идеал с помощью педагога.

- промежуточный контроль.

III этап - итогово-обобщающий (2014 - 2015г.):

- обработка и интерпретация данных;

- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

- определение перспектив и путей дальнейшей профилактики девиантного поведения среди дезадоптированных воспитанников.

   Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.

Формы  и  методы  работы

В повседневной практике   воспитателям  приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях необходимо  использовать  разумные методы и формы психолого-педагогического воздействия.

принципы  психолого-педагогического воздействия.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем   и  подростком, установлению душевного контакта:

1) проявление доброты, внимания, заботы;

2) просьба;

3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного ребёнка  или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел  подросток, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-  подростку  необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости подростка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние подростка;

-    не унижайте  подростка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять  подростка;

 4) «авансирование личности» – предоставление  подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Преподаватель  должен уметь любого в любом случае простить.

Способствующие формированию у  трудновоспитуемого  подростка правильного поведения.

1) Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2) Доверие.

3) Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4)Вовлеченность в интересную деятельность.

5) Пробуждение гуманных чувств.

 

Строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника.

1) Опосредование.  Воспитатель  достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

2) Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок  подростка, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор сребёнком  не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

3) Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие формы  работы.

1) Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

2) Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

3)Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для подростка  неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

4)Приказание.

5) Предупреждение.

6)Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

7)Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы.

1) Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

2) Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с  подростками, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно,  какой бы поступок ни совершил подросток, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция  подростков включает в себя следующие компоненты:

Целенаправленная работа по нравственному просвещению

(нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

3. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми необходимо соблюдение следующих принципов

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного подростка.

Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ребёнке, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

•       стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;

•       формирование нравственных качеств, при самооценке своего поведения;

•       постоянное внимание к положительным поступкам воспитанника;

•       проявление доверия к воспитаннику;

•       формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

•       оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

•       учет интересов детей, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•       преобладание позитивных оценок в анализе поведения воспитанника;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

•       приобщение ребёнка к добру и доброте;

•       защита педагогом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

•       формирование воспитателями в группе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудныйвоспитанник.. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

•       учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

•       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

•       коррекция воспринимаемой воспитанниками разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждогоребёнка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

•оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

•выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

•учет индивидуальных особенностей  трудновоспитуемого  подростка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

•предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.

Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

Этот принцип реализуется в следующих правилах:

•включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

•выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

•стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

•проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

•подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

•не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

•волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

•нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению

Формы  работы:

При планировании и реализации коррекционной программы по преодолению  у  подростков  группы  риска  негативных проявлений активности в общении, необходимо учитывать психологические особенности юношеского возраста и осуществлять работу по двум направлениям:

1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;

2) стимулирование рефлексивной деятельности группы по отношению к процессу общения. Это создает условия для развития коммуникативной активности и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Следует проводить консультирование, просвещение, индивидуальную коррекционную работу с  подростками, которым свойственны эмоционально-эгоцентрический и целенаправленно-эгоцентрический стили коммуникативной активности. Эта работа должна быть направлена на развитие представлений о ценности других людей, на развитие способности адекватно оценивать собственные качества, на активизацию процессов самопознания, самокоррекции в общении.

Эффективным средством по развитию коммуникативной активности, преодолению трудностей общения детей  группы  риска,   являются специальные методы групповой работы. Это могут быть:

1) дискуссионые методы (обсуждение коммуникативного поведения, анализ ситуаций по выбору стиля коммуникативной активности);

 2) игровые методы: дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, трансактный метод осознания коммуникативного поведения, психодраматическая коррекция);

 3) тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии).

4) коррекционные занятия по преодолению проблем, ставших причиной девиантного поведения.

5) Анкетирование воспитанников с целью изучения их  личностных  особенностей,  отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.

Содержание программы

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Организационная деятельность

-Составление социального паспорта группы,

- Список воспитанников, состоящих на учете внутри группы

-Список воспитанников состоящих на учете в ПДН ОВД

-Список воспитанников «группы риска»

Сентябрь (обновляется по мере необходимости)

Социальный педагог, воспитатели

вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность:

-вовлечение  в творческую жизнь детского дома, группы, в спортивные секции, кружки;

-охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;

        

В течение года

Социальный педагог

Выявление, и постановка на учёт детей с девиантным поведением.

сентябрь

                                                                                                                                                                   

-Составление плана работы по профилактике  девиантного поведения дезадоптированных воспитанников

ежемесячно

Воспитатели группы

2Профилактическая работа с трудными воспитанниками

 Мероприятия направленные на развитие у трудновоспитуемых детей  нравственных  качеств, Обучение  подростков навыкам  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  в  обществе и  во  взаимоотношениях со  взрослыми  и  сверстниками. формирование представлений об  общечеловеческих  ценностях.

 Приложение №2  (Беседы, лекции, викторины, конкурсы, тренинги, игры, дискуссии  и тд.)

В течении всего времени реализации программы

Воспитатели группы

Индивидуальные профилактические беседы с детьми «группы риска», выявление причин отклонений в поведении.

В течении всего времени реализации программы

Психолог Социальный педагог,

психолог

воспитатели группы

Мероприятия направленные на воспитание правовой культуры, формирование гражданской позиции подростков, профилактика правонарушений и преступлений среди  дезадоптированных несовершеннолетних.

Приложение №2  (Беседы, лекции, викторины, конкурсы, тренинги, игры, дискуссии  и тд.)

В течении всего времени реализации программы

Воспитатели группы, социальный педагог, юрист.

Проведение диагностических методик с  целью изучения личности воспитанника, межличностных отношений в группе.

Приложение №3

В течении всего времени реализации программы

Воспитатели группы, педагог – психолог.

Беседы  воспитанников склонных к асоциальному поведению с администрацией детского дома

В течении всего времени реализации программы

Администрация детского дома

Организация встреч  воспитанников с инспектором ПДН.

Один раз в год

Социальный педагог

Ежедневный контроль   за посещением школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий.

ежедневно

воспитатели группы

Контроль  за занятостью  дезадоптированных воспитанников во внеурочное время.

ежедневно

Воспитатели группы

Активно вовлекать  воспитанников с девиантным поведением в коллективное самоуправление

В течении всего времени реализации программы

воспитатели группы

Ожидаемые  результаты.

_Уменьшение  факторов  риска,  приводящих  к  безнадзорности,  правонарушениями  и  злоупотреблению  ПАВ  в  подростковой  среде.

_ Формирование  у подростков  нравственных  качеств,  чувства  эмпатии, представлений  об  общечеловеческих  ценностях,  здоровом  образе  жизни.

-Обучение  навыкам  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  в  семье  и  во  взаимоотношениях  с  взрослыми  и  сверстниками.

-Развить способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.

Список литературы

1.  Дик  Н.Ф.  Правовые  классные  часы  в  9-11  классах.  Практикум  профильного  обучения  /  Н.Ф.  Дик.-  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2006.

2.  Дик  Н.Ф.  Тематические  классные  часы  «Человек  и  закон»  в  9-11  классах /  Н.Ф.  Дик.-  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2006.

3.  Конституция  Российской  Федерации:  Энциклопедический  словарь  /  В.А.  Туманов,  В.Е.Чиркин,  Ю.А.  Юдин.  -  Изд.  2-е,  перераб.  И  доп.  -  М.:  Большая  Российская  энциклопедия,  Юристъ,  1997.

4.   Комаров  С.А.  Общая  теория  государства  и  права  в  схемах  и  определениях.  -  М.:  Юрайт,  1997.

5.   Конституция  Российской  Федерации.  Гимн  Российской  Федерации.  Герб  Российской  Федерации.  Флаг  Российской  Федерации.-  М.:  издательство  Омега  -Л,  2006.

6.   Трудовой  кодекс  Российской  Федерации:  Новая  редакция.-  Новосибирск:  Сибирское  университетское  издательство,  2006.

7.   Российское  уголовное  право.  Общая  часть.  Альбом  схем.  -  М.:  МЮИМВД  России,  издательство  «Щит  -  М»,  1998.

8.  Уголовный  кодекс  Российской  Федерации.  -  М.:  «Издательство  ПРИОР»,  2002.

9.   Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях.  -  М.:  ЗАО  «Издательский  Дом  «Главбух».  -  2003.

10.   Комаров  С.А.  Общая  теория  государства  и  права:  Учебник.  -  3-е  изд.  -  М.:  Юрайт,1997.

11.   Кашанина  Т.В.  Основы  российского  права.  Учебник.  -  М.:  Издательская  группа  ИНФРА  -  М-  НОРМА,  1997.

12.  Гражданское  право  в  схемах.  Учебное  пособие.  Под.  Ред.  Еремичева  И.А.  М.:  МЮИ  МВД  России.  Издательство  «ЩИТ-М»,  1998.

13.   Гражданский  кодекс  Российской  Федерации.  -  Новосибирск:  Сиб.  унив.  изд-во,  2003.

14.  Федеральные  законы  Российской  Федерации.  -  М.:  «Проспект»,  2001.

15.  Семейный  кодекс  Российской  Федерации. -  Новосибирск:  Сиб.  унив.  изд-во,  2003.

16.  Экологический  кодекс  Российской  Федерации. -  Новосибирск:  Сиб.  унив.  изд-во,  2003.

17.  Информационные  ресурсы  справочной  правовой  системы  КонсультантПлюс.  Электронная  версия.

18.Диагностика  и коррекция  нарушений  социальной  адаптации  подростков.  Социальное  здоровье  России  1993.

19.Байярд  Р.Т.,   Байярд  Д.  Ваш  беспокойный  подросток.  М.,  1991.

20.Бедный  М.С.  Семья-здоровье-общество.  М.,  1986.

21.Варга  Д.  Дела  семейные:  Пер.  с  венг.  М.:  Педагогика,  1986.

22.Ермакова  О.М.,  Семёнов  М.Ю.  Психология  общения  (практикум).  Омск,  1997

23.Клее  м.  Психология  подростка  ( психосексуальное  развитие).  М.,  1991.

24.Клюева  Н.В.,  Свистун  М.А.  Программа  социально  психологического  тренинга.  Ярославль.:  Содействие, 1992.

25.Колесов  Д.В.  Психология  современной  семьи.  М.: Не допустить  беды  М.,  1988.

26.Кулич  Г.Г.   Классные  часы:  Культура  общения.  Личностный  рост.  Самовоспитание.  8-11классы.-М., ВАКО,  2007.

27.Фалькович  Т.А.,  Толстоухова  Н.С.  Высотская  Н.в.  XXI  века.  Психолого  педагогическая  работа  

Приложение№1

Примерно  тематический  план мероприятий направленных на развитие у воспитанников  нравственных  качеств, обучение  детей навыкам  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  в  обществе ,формирование представлений об  общечеловеческих  ценностях.

1-Кто  я,  какой  я.

 Формирование  понятийного  аппарата,  формирование  и  развитие  навыков  самопознания;  самопознание  личностных  качеств.

-Введение.

- Упражнение  «Иван  Сусанин».

-Что  же  такое  личность?

-Четыре  составляющих  личности  (познавательная  сфера, эмоционально  волевая,  мотивационная,  ценностная  сферы)

- Тест  «Личность».

-Рефлексия.                                                                           

2-Определим темперамент.

 Расширение  знания  учащихся  о  типах  темперамента,  развитие  рефлексии, диагностика  темперамента  подростков,  развитие  системного  мышления.

- Введение.

- Тест  Айзенка.

- игра  сломанный  телефон.

- Рефлексия.

3-Моё  лучшее  Я  (изучаем характер  и  характеристику  человека).

Обсуждение  с  подростками  проблемы  связанные  с  особенностями  формирования  их  характера;  научить  подростков  понимать  особенности  собственного  характера.  Развитие  рефлексии,  развитие  навыков  групповой  оценки.

- Введение.

- Упражнение  «Карниз».

- Упражнение  «Характер».

- Тест  «Объективность».

- Игра  «Расскажи  о  человеке».

- Подведение  итогов.

4-Мои  способности  (память,  внимание,  мышление  и т.д.).

Развитие  представлений  о способности к  запоминанию. Представления о памяти, ее процессах, видах. Приемы рационального запоминания.  Изучение продуктивности запоминания. Способность быть внимательным. Определение, виды, свойства, способы организации внимания. Индивидуальные стили переработки информации. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания.

- Введение.

- Упражнение  «Ощущение  и  восприятие».

- Познавательные  психические  способности  (память,  внимание,  мышление,  воображение).

- Тест  «Непроизвольная  память».

- Способы  тренировки  памяти.

- Опыт  «Осмысленность  восприятия  и  запоминания».

- Упражнение  «Обобщение».

-- Упражнение  «Вообажение»

5- Чувства,  эмоции, мимика.

Цель:  Расширить  знания  подростков  по  вопросам  общения;  дать  возможность  подросткам  разобраться  в  себе  в  своих  чувствах  и  эмоциях  с  целью  коррекции  своего  поведения  в  процессе  общения;  развитие  речи  учащихся  и  их  творческих  способностей.  Развитие  навыков  понимания  окружающих.

-  Физиогномика как наука.

- Упражнение  «Монета».

- Информация  о  жестах.

- Игра  «Таможня»

-Упражнение  «Общение  без  слов».

- Игра  «Мафия».

6-Быть  уверенным  это  здорово.

Цель:  Познакомить  подростка  с  признаками  агрессивного,  уверенного,,  и  не  уверенного  в  себе  человека;  сформировать  чувство  уверенности,  отработать  навыки  поведения  уверенного  человека.

- Психогимнастика  «Я  люблю  себя  за  то,  что…».

-Тест  «Насколько  вы  уверенны  в  себе»

- Ролевая  игра  «Я  могу  быть  разным»

7- Самопрезентация  учащихся:

Развитие  речи  воспитанников,  и  развитие  творческих  способностей.  Отработать  навыки  уверенного  поведения  подростков,  повышение  самооценки  .

-Упражнение  «Мои  сильные  стороны».

- Самопрезентация  подростков.

8.Тренинг  «Самопознание»:

Развитие навыков самоанализа, помочь воспитанникам осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Показать возможность и необходимость планирования своего будущего. Формирование позитивного отношения к жизни, основы жизненного целепологания.

9-Давай  поговорим  или  методы  и  формы  общения.

Расширение  знаний  детей  по  вопросам  общения;  дать  возможность  подросткам  разобраться  в  себе  с  целью  коррекции  своего  поведения  в  процессе  общения;  развитие  речи  учащихся  и  их  творческих  способностей.

- Потребность  в  общении.

- Методы  и  формы  общения.

- Тест  «Приятно  ли  с  вами  общаться».

- Сленг – нужен  ли  он  людям.

- Психологическая  игра  «За  что  мне  нравятся  люди».

10- Мир  глазами  агрессивного  человека

Обучение  подростков  навыкам  распознавания  и  контроля  агрессивного   поведения.

- Что  такое  агрессия?

-Критерии  агрессивности  подростка.

- Психологическая  игра  «Противостояние»

 -Обучение  подростков навыкам  распознавания  и  контроля  агрессивного   поведения.

-Психологическая  игра  «камушек  в  ботинке».

11-  Подросток  и  конфликты.

Развивать  представления  о  сущности  конфликтов,  понимания  естественности  их  возникновения  в  повседневной  жизни;  показать  возможность  разрешения  большинства  разногласий  при  стремлении  находить  конструктивные  способы  их  преодоления;  отработать  стратегии  решения  повседневных  конфликтов.

- Аукцион  идей  по  теме – «Конфликт».

-Конфликтные  ситуации – «В  споре  рождается  истина».

- Компромисс.

- Психологическая  игра   «Беспроигрышный  метод  решения  конфликтов».

- Рефлексия, обратная  связь.

12- Отцы  и  дети  или  конфликт  поколений – можно  ли  его  избежать.

Помочь  подросткам  научится  избежать  конфликтных  ситуаций  в  общении  со  старшими.

- Введение.

- Тренинг  «Трудности  общения».

- Деловая  игра  «Отцы  и  дети»,  разыгрывание  и  обсуждение  конфликтных  ситуаций

- Рефлексия  ( Что  нового  я  сегодня  узнал,  чем  мне  помог  сегодняшний  разговор).

13- Умение  жить  среди  людей.

Цель:  Способствовать  осознанию  неизбежности  подчинения  моральным  и  правовым  нормам  в   обществе.

- Разминка.

-разыгрывание и обсуждение конфликтных сетуаций.

-  Игра  триада.

- Толерантность  в  современном  обществе.

- Игра «сломанные  квадраты».

14- Как  обратится  к  собеседнику.

Формирование  культурных  ценностей  и  культуры  речи  подростков. Развитие  речивоспитанников,  и  развитие  творческих  способностей.

- Круглый  стол «Как  обратится  к  собеседнику»

15- Борьба  с  конфликтами.

Необходимость  научить  подростков  оценивать  конфликты  и  своё  участие  в  них,  вымышленное  или  реальное.

- Тест  «Оценка  собственного  поведения  в  конфликтной  ситуации».

-  Психологическая  игра  «Конфликт  и  способы  его  преодоления»

- Упражнения  «Комплемент».

16-Берегите  друзей.

Раскрыть  явление  дружбы;  обсудить  роль  дружбы  в  жизни  человека  ,  ознакомить  с  факторами  которые  влияют  на  зарождение  дружбы.  Развивать  творческие  и  дискуссионные  навыки.

- Введение.

- Дискуссия  «Живешь  не  с тем , с кем  хочешь,  а  с тем  с кем  сдружишься».

- Тест  «Настоящий  друг».

- Психологическая  игра  «Телефон  доверия».

17-Игра – Невероятное  путешествие.

Цель: Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности; развитие навыка принятия коллективного решения; снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.

- Введение в игру

-. Непредвиденная катастрофа.

-“Презентация индивидуальности”.

-“Как жить на острове”.

-“Совместные действия”.

-“Сколько меня”.

-“Обратно домой”. Обсуждение.

18- да здравствует вежливость.

Помочь воспитанникам вспомнить о пользе вежливых слов, учить быть вежливыми в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям.

19-Мир вокруг меня моё богатство:

Дать возможность подросткам осознать богатство, которым они владеют в следующих вариантах.

Мое богатство – это я сам, мои качества, моя индивидуальность.

Мое богатство – это мои родные и друзья, те кто меня любит..

 Мое богатство – это окружающий мир.

20- Беседа о дружбе.

Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищества; воспитывать культуру чувств.

21- Я, ТЫ, ОН, ОНА вместе дружная семья, или нужно ли быть толерантными.

Познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты    толерантности. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям  и культуре разных народов.  Развивать  терпимость к различиям между людьми. Сформировать правильное представление о толерантности.

-Что такое толерантность.

-религия и толерантность

- игра волшебная рука.

22-Зажги звезду добра.

Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в подростке  светлых образов и мыслей. Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании, сориентировать детей на ценности человеческой личности;

Что такое доброта.

Сказкотерапия «звёздная страна»

23- Беседа на тему «Дружба»

Углубить представление подростков о дружбе,  формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка. Способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать воспитанников к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректного отношения с друзьями.

24-тренинг «Формула успеха».

Создать  условия  для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков. Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу; Формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям; Развивать невербальные способы взаимодействия и общения; умение давать и принимать информацию , формировать терпимость к чужому мнению, сплоченность группы

-Упражнение «Ожидание»

-Игра «Корзинка»

- Упражнение «Имена»

- Упражнение “Копилка”

- Формула успеха.

25-Мат не наш формат, или поговорим о сквернословие.

формирование языковой культуры личности- вырабатывать этикет общения у подростков, прививать любовь к родному языку в условиях детского дома;

Анкета «Моё отношение к сквернословию»

Лекция «Мат – не наш формат, или правда о сквернословии»

26-Хитрости общения или как просить чтобы не отказали.

Развитее у воспитанников умения правильно выражать свои мысли, улучшение  контакта общения.

Приложение №2

Мероприятия направленные на воспитание правовой культуры, формирование гражданской позиции подростков, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

1Конвенция  о  правах  ребенка  и  реальности  детства  в  России.

Ознакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка; содействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободам человека, правам ребёнка. На основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать  воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение; содействовать воспитанию культуры прав человека; расширение правового  кругозора воспитанников.

2-Свобода  личности  и  её  границы.

Способствовать  формированию  знаний  и  убеждений  о  необходимости  подчинения  регуляторам  личных (гражданских  свобод) – конституционным  обязанностям.  Формирование  навыков  законопослушного  поведения.

- Вводная  беседа.

- Игра  «меню».

- Игра  «Пирамида  правовой  активности»

3-Наш - адрес  Россия.

Воспитание  патриотизма  и  гражданственности,  чувства  гордости  за  свою  Родину;  

- Вступление  

- Что  мы  Родиной  зовём.

- Игра  «Наш  адрес  Россия».

- Подведение  итогов.

4-Честь  и  достоинство.

Раскрытие  моральной  сущность  чести  и  достоинства  человека;  воспитание  чувства  ответственности  за  свои  поступки;  подвести  подростков  к  мысли  о  необходимости  жить,  следуя  нравственным  правилам  жизни,  сохраняя  свою  честь  и  достоинство.

- Круглый  стол.    Вопросы: а) какой смысл  вы  вкладываете  в  понятия  «честь»  и  «достоинство»  человека.  б) честность,  в) скромность,  ответственность, е) самоуважение, ё) гордость  ит.д.

- Литературно – правовая  викторина.

5-Мой  взгляд

Проанализировать  типичные  правонарушения  среди  несовершеннолетних;  выяснить  их  причину,  указать  способы  поведения  в  критических  ситуациях.

- Вступление.

- Правовая  психологическая  игра  «Мой  взгляд2.

6-Моя  жизнь.  Мои права.

Формирование  гражданской  позиции, развитие  гражданской  инициативы  и  гражданской  ответственности  воспитанников.

- Вступление.

- Анализ  мультипликационных  фрагментов.

-  Экспресс -  опрос.

 Подведение  итогов.

7-Школьная  жизнь  и закон.

Формирование  у  учащихся  способности  соотнести  правовые  нормы  с  реальными  межличностными  отношениями,  способствовать  развитию  морально – правовой  рефлексии.

- Мозговой  штурм.

- Упражнение   «Сотрудничество».

- Работа  с  дилеммой.

- Упражнение  «Займи  позицию -  защита  или  обвинение».

8- Самовоспитание  и  проблема  выбора.

Подвести  подростков  к  мысли  о  необходимости  самовоспитания;  заострить  внимание  на  выборе  положительного  идеала  на  пути  к  самосовершенствованию;  оказать  помощь  в  выборе  положительных  жизненных  целей .

-  Дискуссия   «Знай, выбор  сделать  в  жизни  придёт  и  твой  черёд».

9-Сказка  лож  да  в  ней  намёк.

Цель:  научить  подростков  применять  в  жизни  основные  права  и  свободу  Декларации  прав  человека.

- Игра  «Сказка  лож  да  в  ней  намёк».

- Подведение  итогов.

I0 - Административная  и  уголовная  ответственность  несовершеннолетних. Понятие  и  особенности  уголовной  ответственности  несовершеннолетних.  Нормы  уголовной  ответственности  несовершеннолетних  в  УК  РФ.  Законодательные  нормы  административных  правонарушений.  Законодательные  нормы  производства  по  уголовным  делам  в  отношении  несовершеннолетних.

11.права и обязанности школьника .                                                                    

 Обсудить с воспитанниками общие правила поведения в школе,поведение на занятиях. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий. Поведение учащихся в столовой,  правила пользования библиотекой.  Рекомендации к внешнему виду учащихся.

 Ответственность учащихся.                                                                                                 

12Мир  детей  в  пространстве  мира  взрослых.  

Данное  занятие  является  итоговым  по  темам  «Конституция»  и  «Конвенция  о  правах  ребенка»,  проходит  в  форме  викторины  и  дает  возможность  закрепить  пройденный  ранее  материал  и  проверить  уровень  знаний  учащихся  по  изученным  вопросам.

13Что  в  имени  тебе моем?

На  основе  Конвенции  о  правах  ребенка  и  Семейного  кодекса.  Почему законодательство  защищает  наше  право  на  имя.  Расшифровка  имен  по  словарю  Даля.  Психологическая  характеристика  носителя  имени.

14Насилие  и  закон. 

Формы  насилия. Жертва  и  свидетель  насилия.  К  кому  обращаться  за  помощью,  если  вы  стали  жертвой  насилия.  Законы,  защищающие  жертву  насилия.

15 От  безответственности  до  преступления  один  шаг.

Круглый  стол  с  привлечением  специалистов:    инспектор  ПДН  ОВД,  социальный  педагог.  Учащимся  предлагаются  примерные  ситуации  из  жизни  подростков,  а    в  процессе  дискуссии  они  выясняют,  какую  ответственность  люди  несут  друг  перед  другом

16Турнир  знатоков  права.

Правовая  игра.  В  процессе  игры,  дети  закрепляют  полученные  знания,  ,  через  решение  практических  задач,  повторение  основных  определений   и  терминов. Формирование интересов к истории своей страны, формирование и развитие навыков работы в коллективе, развитие навыков творческого мышления

17.Хулиганство  как  особый  вид  преступления  несовершеннолетних.

Юридическая  квалификация  хулиганства.

 Виды  наказаний  несовершеннолетним  за  хулиганство.

Обсуждение  ситуаций  о  преступлениях  несовершеннолетних.

18.Суд  над  хулиганством. Правовая  игра.  Воспитанникам   предоставляется  возможность  в  процессе  игры  побывать  участником  судебного  заседания:  судья,  присяжные  заседатели,  прокурор,  адвокат,  свидетели  со  стороны  обвинения  и  со  стороны  защиты,  секретарь.  На  рассмотрение  суда  поступило  3  заявления  от  лиц,  оказавшихся  свидетелями  следующих  ситуаций:  дело № 1 «Хулиганское  поведение  в  автобусе»,  дело № 2 «Об  обрывании  цветов  с  клумбы»,  № 3 «Хулиганство  на  дискотеке». Учащиеся  должны  обсудить  поступки  оступившихся  подростков  и  правильно,  с  помощью  УК  РФ  и  КоАП  РФ  инкриминировать  им  данное  деяние  и  назначить  наказание.    

19. Мои социальные роли,.

Беседа по правовому воспитанию ориентирован на достижение конкретных практических результатов по социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права. В ходе проведения беседы вырабатываются практические рекомендации для подростков по действиям в случаях нарушения их прав.

20.Диспут «Труд- право или обязанность» 

Расширение правовых знаний воспитанников в области трудовых отношений, ознакомление с разнообразием законов РФ, регулирующих отношения в области труда.  Разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, испытательный срок, время отдыха, увольнение и т. д.. Особенности  регулирования  труда  работников  в  возрасте  до  восемнадцати  лет.  Ограничение  видов  работ  и  оплата  труда  несовершеннолетних

21.Ответственность и свобода.

Дать  возможность    подросткам   пережить  взаимосвязь   понятий

«ответственность» и «свобода» в следующих  вариантах :1. Свобода – это особое внутреннее состояние, необходимое человеку для проявления его индивидуальности.  2. Только мы несем ответственность за свою жизнь. Это возможно потому, что в жизни всегда существует  свобода выбора; следовательно, мир не виноват во всех наших бедах. 3. Часто наш выбор осложнен тем, что мы несем ответственность за других людей.

Приложение № 3

.Анкетирование учащихся с целью изучения их отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.

- Индивидуальная  психологическая  карта  трудновоспитуемого  подростка.

-Тест К. Томаса  «Стратегии  поведения  в  конфликтных  ситуациях»

-Диагностика  уровня  сформированности  толерантности  у  подростков.

-Анкета  по  выявлению  трудновоспитуемых  в группе.

-Методика  определения  некоторых  специфических  личностных  особенностей  трудновоспитуемых  подростков.

-Тест  на  самооценку.

-Методика  для  изучения  социалезированности  личности  подростка.

-Анкета  (изучения  мнения  подростков  по  проблемам  зависимости).

-Методика  определения  «Уровень  воспитанности  учащихся».

-Анкета «Подросток  группы  риска  в  социуме».

-Анкета  способностей  подростка.

-Диагностика  нравственной  воспитанности.

-Направленность  личности  (ориентационная  анкета).

-Опросник  Айзенка.

-Тест  Люшера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения...

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...

Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную  практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...