Коррекция девиантного поведения
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

Марчук Оксана Олеговна

Коррекция девиантного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekciya_deviantnogo_povedeniya.docx48.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Функции процесса перевоспитания

при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:

  1. принятие индивидом цели,
  2. учет условий деятельности,
  3. ее программирование,
  4. оценку результатов,
  5. коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию - осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.

Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):

  1. педагогические методы,
  2. психотерапевтические методы.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.

Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:

  1. количественный - основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,
  2. качественный - ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально- педагогического факта.

Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

  1. особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
  2. хочет ли самоутвердиться,
  3. получить социальную защищенность в группе,
  4. реализовать мотивацию дружеского общения,
  5. удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
  6. путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.

Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:

  1. единство диагностики и коррекции;
  2. нормативности развития;
  3. системность развития психической деятельности;
  4. деятельностный принцип коррекции;
  5. нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  6. понимание и сочувствие;
  7. прагматизм психолого-педагогического воздействия»
  8. приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
  9. своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  10. творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
  11. профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.

Показания к применению:

  1. социальная апатия;
  2. аутизм;
  3. агрессивность;
  4. раздражительность;
  5. отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
  6. чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
  7. конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

  1. развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
  2. научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
  3. привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
  4. пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
  5. оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
  2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"

Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...