Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
опыты и эксперименты на тему

Гизитдинова Рашида Галиулловна
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Во время работы я даю возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_i_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной  и исследовательской деятельности учащихся

Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
и я научусь.

Китайская пословица

         Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе.  

          Во время работы я даю  возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие с учащимися.  

      Школьникам нравится  выступать  в роли юных ученых-исследователей. Все научно-исследовательские проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами школьного, районного, регионального   уровня. Организуя познавательную деятельность учащихся, я развиваю интеллектуальные умения (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).

Работы моих уч-ся за последние три года:

Год

Наименование  

Итог

2014

Проект «Стенд героев – земляков Великой Отечественной войны»

 Районный конкурс. Грант

2014

Исследовательская работа «Обобщенный речевой портрет старшеклассника»

Районный конкурс

2014

 Исследовательская работа «Влияние современных мультипликационных фильмов  на разговорную речь   школьников»

Районный конкурс

 2013

Исследовательская работа «Морфологическая структура фамилий жителей села Борисоглебка»

Направлена на региональную конференцию

«Эврика»

2013

Исследовательская работа  «Роль книги в жизни уч-ся нашей школы»

 Направлена на региональную конференцию

«Эврика»

2012

Исследовательская работа  «Слова-паразиты в речи школьников и жителей нашего села»

Районный конкурс. 1место

   Проектной и исследовательской работой занимаюсь около десяти лет, за это время  наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая приводится ниже и рекомендуется для широкого использования.

 1. Алгоритм проектирования:

-выбор темы проекта;

-актуальность проекта, постановка цели, задач;

-анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

-формирование гипотезы;

-планирование и разработка исследовательских действий;

-сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

-подготовка и написание работы;

-оценка проекта экспертами (практическая проверка);

-последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

-выступление, защита проекта.

  Рассмотрим основные шаги написания проекта.

2. Выбор темы

Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:

интеграцию наук и различных областей практической деятельности;

практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;

предметно-объектный принцип исследования;

практическую значимость результатов проекта.

3. Постановка цели и задач

            Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования

  Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

4. Анализ литературы

                   Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – это моя задача. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно с учащимися. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

5. Методика исследования

                Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.

Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

  • интервью,
  • опросы,
  • обработка статистических и опытных данных.

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

  • поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,
  • сбор информации,
  • решение промежуточных задач,
  • анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

Всякое исследование, по возможности документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.

Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

6. Сбор материала и принципы работы с ним

                При обработке собранных материалов (наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

                После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

                Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

7. Выход

             Итогом исследовательских работ –конференция (школьная, районная, региональная).

 Необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребят возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

 

Литература:

Артеменко М. Н. Методические рекомендации по организации исследовательской работы.

Пахомова Н. Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

Данный материал представляет собой содержание годичного семинара, проведенного Пчелинцевой Т.А. для учителей математики г. Владимира. Необходимость проведения такого семинара созрела  после анали...

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...