урок выразительного чтения
материал на тему

Проскурина Юлия Владимировна

Сценарий опробован в качестве дружинного дела в ВДЦ "Океан". Возможно использование элементов на уроках русского языка. Интересен в качестве тематического часа или тематического классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.d_urok_vyraz_chteniya.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Океан»

VII смена 2014 г., программы «Океанский Олимп», «Радуга талантов», «Юные спасатели»

Дружинное дело

 «Урок выразительного чтения»

Авторы: Аханянов А.,

Лопатина М.,

 Пацукова А.

вожатые,

Проскурина Ю.,

зам. нач. др. по ОМР

Цель: Знакомство с основными правилами выразительного чтения.

Ход дела:

  1. Сцена «Звонок с урока»
  2. Начало телепередачи
  3. Видеоролик «Неожиданные вопросы»
  4. Блок 1:
  • Упражнения на дыхание
  • Упражнения на артикуляцию
  • Упражнения на рождение звуков
  1. Блок 2:
  • Скороговорки
  1. Блок 3:
  • Ударение
  • Интонация. Как правильно разделить предложение на смысловые части.
  • Значение знаков препинания.
  1. Блок 4
  • Текст без бумажки
  • Видеомастер-класс
  1. Выразительное чтение стихотворения

Сцена затемнена.

Звучит звонок с урока. С левой нижней двери выходят школьники, проходят по всему ККЗ, общаясь на тему домашнего задания. Последними идут два юноши Витя и Олег. Высвечиваются пушкой. Разговаривая о домашнем задании, доходят до середины авансцены.

Витя. Выразительное чтение. Было бы что-нибудь интереснее? Выразительное чтение,…что это вообще такое?

Олег. Да чего ты так завелся? Не такая уж и сложная тема.

Витя. Без бумажки читать, да еще и с выражением. Тебе-то легко, а вот у меня не получается!

Олег. Да это всем легко! Просто нужно с чего-то начинать!

Витя. Не знаю, не знаю. Ну, а мне пора домой. До встречи!

Олег. Пока, до завтра!

Витя усаживается на 7 ряд.

Витя. Так, что это тут у нас. Программа передач. Посмотрим-ка! Телеканал «ОкеанТВ», образовательная передача… - то, что надо! Может пригодиться!

Звук включающегося телевизора.

Свет на сцене. Фанфары. Выход ведущего.

Ведущий. Нашу серию программ «Нескучные уроки» продолжает урок выразительного чтения. Почему именно эта тема? Ведь в школе такой раздел не изучается, да и среди заданий в ГИА и ЕГЭ его не увидишь. Но на самом деле без навыка формулировать устно свою речь ни один грамотный человек обойтись не может. Это очень трудная тема, необходимо практиковаться!

(торжественная музыка)

Сегодня нам будут помогать: специалисты в области орфографии, пунктуации, лексикологии, и во всех остальных разделах русского языка:

Представление специалистов.

Мы рады представить группу помощников:

Представление помощников.

Кроме того, в нашем зале есть группа экспертов из числа участников смены.

Представление участников.

Но и вы, уважаемые зрители, не останетесь безучастными! У каждого из вас есть специальная сигнальная карточка. По команде ведущего вы обращаете ее соответствующим цветом к нашим помощникам. Зеленый – означает «получилось», «правильный ответ», а красный «не получилось», «неправильный ответ».  Помощники ведут учет ваших ответов, и в конце программы, они резюмируют ваши старания.

Правила понятны! И мы начинаем!

 Наша съемочная группа решила провести социальный опрос, застав врасплох участников смен в ВДЦ «Океане». Они задавали им подчас не самые простые вопросы. Внимание на экран!

Видеоролик «Неожиданные вопросы»

Ведущий. Итак, уважаемые зрители, поднимите зеленую карточку те, кто считает, что справился бы с данными вопросами? Так, хорошо. Помощники фиксируют результат. А теперь ответьте на вопрос -  каждому ли человеку необходимо уметь выразительно читать  и правильно говорить? Помощники фиксируют результат.

Ведущий. Ну что ж, пора начинать упражнения и тренировки. И я приглашаю первого специалиста.

Специалист. Навык выразительно говорить и читать не достается человеку при рождении. Он вырабатывается путем упорных тренировок.  

Ведущий. Первое с чего мы начнем – это физическая подготовка. Я приглашаю на сцену первых четырех участников из числа экспертов.

Эксперты поднимаются.

Специалист. Чтобы обрести сильный, звучный голос важно научиться дышать правильно. Умение брать вдох, при котором легкие расширяются в нужной пропорции во всех направлениях; умение постепенно и равномерно  расходовать запас воздуха при выдохе.
От того, как вы пользуетесь своим дыханием, зависит красота, легкость, сила и мелодичность вашего голоса. В работе над речевым голосом все дыхательные упражнения делаются при носовом дыхании.

Упражнение №1

Рефлекторное дыхание.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленный полу-наклон корпуса вперед (спина прямая) – вдох; возвращаясь в исходное положение – выдох (протяжно тянуть: ги-м-м-м…).

Упражнение  №2
1 уровень:
 Вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.
2 уровень:
 Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.

3 уровень: Делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.
Все упражнения повторяются по 6-8 раз.
                                 На экране проецируется картинка «Русская деревня».

Ведущий. Сейчас вашему вниманию будет представлен краткий рассказ на тему русской деревни. Ваша задача внимательно слушать, закрыв глаза и имитировать звуки соответствующие рассказу.

Рассказ русская деревня.

Из-за леса солнышко встало

- Всем доброе утро! — сказало.

Доброе утро, славный цыплёнок!

- ПИ – ПИ – ПИ.

И тебе, малышка-утёнок!

- КРЯ – КРЯ — КРЯ.

Здравствуй, и ты, важный гусёнок!

- ГА – ГА — ГА.

И чумазый  поросёнок!

- ХРЮ – ХРЮ — ХРЮ.

Шлю я привет, тебе, милый телёнок!

- МУ – МУ — МУ.

Приветствую вас,  жеребята!

- ИГО — ГО.

И вас, непоседы,  наши ребята!

-  Привет.

Песню пропой нам скорей,  петушок!

- КУ – КА – РЕ — КУ.

Стадо зови на луг, пастушок!

- ДУ – ДУ — ДУ.

Дятел, берись скорей за работу!

- ТУК – ТУК — ТУК.

У курочки много сегодня работы -

- КО – КО — КО.

Деревни проснитесь и города!

Доброе утро, детвора!

Ведущий. Мы провожаем экспертов в этой области и просим подняться на сцену ребят, сильной стороной которых является наш следующий раздел.

Выходят 4 человека.

Специалист. Переходим к следующему пункту. Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.  Все движения должны быть плавными, естественными. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.

Упражнение «Назойливый комар»

Подготовительное упражнение для разогрева мышц лиц. Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

Упражнение «Улыбка-хоботок»

Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Упражнение «Часы»

Губами, вытянутыми вперед хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.

Следующий комплекс упражнений направлен на рождение звука.
Во время следующих упражнений важно слышать себя. Следите за правильным вдохом в живот.

Упражнение «Фонтан»

Произносим гласные звуки – А,О,И,Э,Я. Ноги на ширине плеч, расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно поднимаем тело, произнося звук. Начинаем звучать очень тихо, постепенно увеличивая звучание, когда тело выпрямится, резко поднимаем руки вверх, громко посылаем звук в небо. Воображаем, что в нас зарождается фонтан, который пробивается наружу и выплескивается.

Упражнение «Посыл»

Кидаем согласные звуки – П, Б,М,Н,Г,К,Д,Т в стену. Представляем, что у нас в руке теннисный мячик, мы кидаем его со всей силы в стенку, одновременно со звуком.

Выполнение упражнения детьми

Специалист. Выполняя эти упражнения каждый день, вы приведете свое дыхание в норму, и вам будет легче настроиться на декламацию стихов.

Ведущий. Спасибо большое нашему специалисту! Мы провожаем его и экспертов в зал. Если у вас, уважаемые зрители,  получилось выполнить все упражнения, то поднимите карточку с зеленым цветом, если нет – то с красным цветом.

Фиксирование результатов.

Ведущий. Помощники зафиксировали результат. А мы, тем временем  переходим к такому важному разделу, как дикция. И я приглашаю следующего специалиста - … а также 4  представителей из числа экспертов.

Специалист. Дикция – это ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи. Особенно большое значение имеет для оратора, лектора, певца, актёра, комментатора и всем, кому важен голос. Так как наш урок направлен на развитие выразительности, то упражнения на дикцию понадобятся и нам. Развить отчетливое произношение можно отчитывая скороговорки. Также они помогают исправить неверное произношение того или иного звука.

Ведущий. И сейчас мы с вами будем отрабатывать дикцию. Внимание на экран. Каждому эксперту по очереди следует прочитать скороговорку по всем правилам.

На экране появляются друг за другом слайды со скороговорками.

Специалист.  Скороговорка – малый жанр фольклора. Ее начинают читать медленно, вдумчиво проникая в ее смысл. Затем темп ускоряется, и высшим баллом считается максимально-быстрое и четкое произношение. Начнем с самых известных и не очень сложных!

Ведущий. Скороговорка для первого эксперта. (и так по порядку)

Скороговорка для эксперта 1: Ехал Гре́ка через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!

Скороговорка для эксперта 2: Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Скороговорка для эксперта 3: Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.

Специалист. Теперь возьмем посложнее, справитесь?

Скороговорка для эксперта 1: Пришёл Прокоп, кипел укроп,

Ушёл Прокоп, кипел укроп;

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Скороговорка для эксперта 2: Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.

Скороговорка для эксперта 3: Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски -Никто его не переколпакует, не перевыколпакует.

Специалист. А теперь задание повышенной сложности. Просим присоединиться зрителей в зале.

Скороговорка для всех. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

Ведущий. Большое спасибо нашим специалистам и экспертам! Я думаю, что нужно проводить их громкими аплодисментами!

А я прошу зрителей поднять зеленую карточку, если вы смогли повторить большую часть скороговорок, если нет – поднимите красную.

Ведущий. Следующим этапом в подготовке к чтению является проверка знаний об ударении. Для этого мы проведем рубрику «разминка»… На экране появляется слово, в котором нужно поставить ударение. С верхней части зала мои помощники начинают спускать знак ударения, пока звучит музыка, вы передаете его змейкой вниз, по рядам. Как только музыка заканчивается, зал должен замереть в тишине, а тот человек, в чьих руках оказывается знак ударения, громко говорит, где в этом слове нужно поставить ударение. Зрители не должны подсказывать, но могут поднять зеленую карточку, если согласны с отвечающим и красную, если не согласны. Всем понятны условия? 1, 2, 3 – поехали!

Конкурс «Ударение»

Афинянин

Банты

Возрастов

Генезис

Граффити

Исчерпать

Феномен

Черпать

Ломоть

Красивее

Обнял

Сливовый

Трансфер

Туфля

Упрочение

Ведущий. Хотелось бы спросить у специалистов, как же не ошибаться при расстановке ударения?

Комментарий специалиста (с места).

Ведущий. Спасибо. Ударения расставлены, хотелось бы приступить к работе над текстом.  Для этого я приглашаю 3 экспертов. Перед вами на экране предложение. Вам следует прочитать его, соблюдая интонационные паузы там, где необходимо.

Предложение для эксперта 1.  И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотно, никто из нас - ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, - не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать. (С.Баруздин)

Предложение для эксперта 2. Если я скажу ей эти слова, будет бессовестно: она не может меня любить, но, как честная и добрая девушка, согласится, если я предложу ей руку (А. Н. Толстой)

Предложение для эксперта 3. Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади (В. Арсеньев).

Ведущий. Просьба специалиста прокомментировать ответы ребят.

Специалист. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли.

Двоеточие предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.

Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие.

Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается.

Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса.

В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения:

«Стой, братцы, стой!»

Но запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения:

«Кумушка, мне странно это!»

Ведущий. настало время поднять карточки, цвета которых соответствуют «у меня получилось» или «не получилось».

Замечательно себя проявили ребята. Далее в нашей программе – упражнение «импровизация». А мы прерываемся на рекламную паузу. Не переключайтесь.

Рекламная пауза.

Ведущий. Очень важно уметь рассказывать о происходящем, так сказать, «без бумажки», не готовясь. Сейчас мы проверим, насколько это возможно.  На сцену приглашаются 4 представителя – эксперта. Каждому из вас предоставляется возможность рассказать о знакомом месте, провести для всех экскурсию. На это вам дается по 1-й минуте видео на каждого, по окончанию нужного времени видео остановиться и микрофон переходит к следующему эксперту.

Запасной текст

Ведущий. Очень интересная получилась экскурсия! Захотелось прямо сейчас пойти и прогуляться по всей территории нашего Центра!  Мне понравилось, а зрителям понравилось? Спасибо экспертам! А теперь Вашему вниманию представляется мастер-класс. внимание на экран.

Видеоролик из к/ф «Когда я стану великаном»

Ведущий. А наша передача подходит к концу, не забывайте про наши упражнения, регулярно практикуйте их и выразительное чтение перестанет быть для вас обузой. До новых встреч!

Свет на сцене гаснет. Пушкой высвечивается главный герой.

Витя. Эх, такая передача, а я только сейчас про нее узнал. Столько интересной информации, полезных упражнений! Мне кажется, что я теперь больше уверен в своих силах. Может, сейчас уже получится прочитать это стихотворение?!

Встает посередине, перед сценой. Декламирует стихотворение Валерия Брюсова.

Витя. Валерий Брюсов  «Родной язык»


Мой верный друг! Мой враг коварный! 
Мой царь! Мой раб! Родной язык! 
Мои стихи - как дым алтарный! 
Как вызов яростный - мой крик! 

Ты дал мечте безумной крылья, 
Мечту ты путами обвил, 
Меня спасал в часы бессилья 
И сокрушал избытком сил. 

Как часто в тайне звуков странных 
И в потаенном смысле слов 
Я обретал напев - нежданных, 
Овладевавших мной стихов! 

Но часто, радостью измучен 
Иль тихой упоен тоской, 
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен 
С душой дрожащей - отзвук твой! 

Ты ждешь, подобен великану. 
Я пред тобой склонен лицом. 
И всё ж бороться не устану 
Я, как Израиль с божеством! 

Нет грани моему упорству, 
Ты - в вечности, я - в кратких днях, 
Но всё ж, как магу, мне покорствуй, 
Иль обрати безумца в прах! 

Твои богатства, по наследству, 
Я, дерзкий, требую себе. 
Призыв бросаю, - ты ответствуй, 
Иду, - ты будь готов к борьбе! 

Но, побежден иль победитель, 
Равно паду я пред тобой: 
Ты - Мститель мой, ты - мой Спаситель, 
Твой мир - навек моя обитель, 
Твой голос - небо надо мной! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова  «Деревья»...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»

Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...