Доклад на тему "Мультимедийный урок как способ эффективного обучения"
учебно-методический материал на тему

Анна Петровна Владимирова

 

Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_multimediynyy_urok.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийный  урок как способ эффективного обучения.

 Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы    "Наша новая школа»

Современное состояние развития цивилизации социологи называют «информационным обществом». Появление новых информационных технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование.    Действительно, стремительно развивающиеся перемены в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.  

    Увы, традиционное репродуктивное обучение,  пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи.    Требуются новые педагогические технологии, активные методы  обучения.     Учебный  процесс должен стать  реализацией в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся.

Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться.

  Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств обучения (ТСО), прежде всего компьютера.     Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, вследствие которых многие учителя приходят к проведению мультимедиауроков  в условиях информационного общества (на них ссылается Г.О.Аствацатуров в книге «Дизайн современного урока»).

Во-первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растёт дошкольник. Он приходит в школу и, независимо от места проживания, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Иначе - скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание.

Вторая причина вытекает из первой: если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедиа-средствами.

   Третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных.  В современных условиях перехода к Стандартам второго поколения именно мультимедийные технологии позволяют это реализовывать.

Итак, о каких преимуществах мультимедийного урока можно говорить?

1. Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества - это дети «экранной информации». Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.

2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем  использовать не только наглядность, но анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления, процессы, теоремы и т. д. стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.

3. По  подсчетам психологов, в среднем на 30 % увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу.

4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией.

 6. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых учебных задач. Управляемое развитие школьников становится вполне досягаемой целью.

7. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

8. Меняется эстетика урока.

        9. Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя мультимедийное сопровождение, сделанное учителем.

10. Учитель может организовать повторный просмотр материалов урока.

Известно, что развивающим может быть тот урок, на котором сведена до минимума роль учителя как источника информации. Необходимо больше уделить внимания работе ребят на уроке, подумать о разнообразии форм их учебной деятельности, о том, как осуществлять переход от одной учебной задачи к другой.  

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть будет «соответствовать принципам научности, доступности, наглядности» (Т. И. Платонова).

 Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Но ни в коем случае не нужно перегружать экран излишней наглядностью, текстом и т. п.    

  Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

 Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль:

  • шумового эффекта;
  • звуковой иллюстрации;
  • звукового сопровождения.

        Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися.

          Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: 
 1.актуализация (повторение учебного материала,  первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера
 2.формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера; 
3. применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера. 
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации.  Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем. 

В заключение затронем и такой аспект, как проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, насколько гармонично мультимедийная разработка впишется в организуемое учителем «таинство» педагогического общения. Учитель должен не только, и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

  • Ни в коем случае учитель не должен дублировать текст экрана (за исключением отдельных случаев). Заглядывать на экран нужно только в случае необходимости.
  • Не забывайте об указке! Она позволит вам не загораживать экран.
  • Появление следующего слайда должно логично вытекать из содержания предыдущего. Хорошо, если учитель сначала озвучит начало следующего учебного эпизода, а затем начнется его демонстрация.
  • Когда учитель затягивает паузу при предъявлении следующего слайда, теряется темп урока, создается впечатление, что и сам учитель не знает, что появится дальше.
  • Не стоит превращать урок в комментирование слайдов, его отдельных объектов.

А теперь самое главное -  здоровьесберегающая составляющая урока. Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20 лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели.  В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками.

   Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник. Значит, необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной ком- Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности.

 Важнейший вопрос - сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности).  

Использование ионизаторов и увлажнителей воздуха, комнатных растений, выделяющих кислород, - еще одно условие здоровьесбережения.

И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.  

        Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс не  модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует ещё более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не эффективен и, по большому счёту, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами.

Список использованной литературы:

1) Аствацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока.-  Волгоград,  «Учитель», 2009

2) Выготский  Л.С. Обучение и умственное развитие в школьном возрасте. – М., 1994

3) Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях (Электронный ресурс) // www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку.

Использование нетрадиционных форм урока с целью оптимизации учебного процесса....

презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."

Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....

Статья: "Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика." Ноябрь 2014 год.

Новизна современного урока – деятельностный характер ФГОС ООО, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, применение современных педагогических технологий предполагает  гарант...

Мультимедийный урок как способ эффективного обучения.

Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, формирования информационно-образовательной среды. Совместимость информационно-коммуникационных технологий ...

Технология развития критического мышления, как способ эффективного обучения на уроках английского языка

Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с ...

Метод Spaced Repetition как способ эффективного обучения лексике на уроках английского языка

В статье приводятся практические приемы применения метода эффективного обучения лексике на разных этапах урока английского языка, основанного на исследованиях известного лингвиста и педагога Пола Пинс...