Развитие личностной активности учащихся посредством метода проекта
статья на тему

Гудилова Ольга Александровна

Проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором проектной деятельности. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника (организует проектную деятельность, консультирует, мотивирует, наблюдает).

Метод проектов кардинально меняет и роль учеников: они выступают активными участниками процессами, а не статистами, у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию.

В материале представлены этапы работы над проектом, предполагаемые действия учеников и  учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon метод проекта36.5 КБ
Office presentation icon метод проекта134 КБ

Предварительный просмотр:

Гудилова Ольга Александровна

МБУ СОШ № 91

учитель иностранных языков

Тезисы выступления на педагогическом совете на тему

«Развитие личностной активности учащихся посредством метода проектов»

Выступление сопровождалось компьютерной презентацией (см. Приложение)

Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором проектной деятельности. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника (организует проектную деятельность, консультирует, мотивирует, наблюдает).

Метод проектов кардинально меняет и роль учеников: они выступают активными участниками процессами, а не статистами, у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию.

При выполнении проекта ученик:

  • Учится видеть и решать личностно-значимую для себя проблему;  
  • Выбирает (принимает решения, ответственность).
  • Выстраивает систему взаимоотношений с людьми.  
  • Оценивает.

Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя даже самые застенчивые и малоактивные дети. Темы проектов могут быть самыми разнообразными, в зависимости от интересов и проблем обучающихся, например: «Наш любимый класс», «Праздники Англии», «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», «Благоустройство моей комнаты», «Работа в библиотеках» и т.д.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

1 этап - ПОИСКОВЫЙ 

  • Определение тематического поля и темы проекта. Выбор тематического поля может происходить двумя путями: список проблемных тем для проектной деятельности предлагается учителем или ученик самостоятельно выбирает тематическое поле.
  • Поиск и анализ проблемы. Очень трудно правильно сформулировать проблему, но здесь необходимо объяснить ребенку, что проблема возникает на стыке двух ситуаций (желаемая и реальная).
  • Постановка цели проекта. Здесь необходимо помочь обучающемуся определить, что нужно сделать для достижения идеальной ситуации, какие могут быть препятствия, а что может помочь.

2 этап - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Правила работы в группе и на консультациях
  • Анализ имеющейся информации.
  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.

3 этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества.
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4 этап – ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта.

Презентация может быть представлены как выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

Продуктом проекта может быть: видеофильм, альбом, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое  древо, и т.д.

5 этап - КОНТРОЛЬНЫЙ

Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация.

Ученики должны:

  • Высказать свое отношение к полученному продукту (сравнить его с планируемым);
  • Назвать слабые и сильные стороны проекта;
  • Определить основные причины успехов и неудач при выполнении проекта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ключевых компетентностей учащихся посредством метода проектов Гудилова Ольга Александровна МБУ СОШ № 91 учитель иностранных языков Тольятти 2011

Слайд 2

Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели . Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности , ценности и т.д. Компетенция субъектность самоуправление Компетентности (освоенные способы деятельности) Знания, умения (действия), навыки (действия)

Слайд 3

Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.04.: то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности; позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь. Готовность к разрешению проблем –

Слайд 4

Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.04.: то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности; позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях. Технологическая компетентность –

Слайд 5

Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.04.: то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. Готовность к самообразованию –

Слайд 6

Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.04.: то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности; позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Готовность к использованию информационных ресурсов –

Слайд 7

Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.04.: то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач. Готовность к социальному взаимодействию –

Слайд 8

Постановление Правительства Самарской области № 24 от 19.05.04.: то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей; позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач. Коммуникативная компетентность –

Слайд 9

Технологии компетентностно-ориентированного образования МЕТОД ПРОЕКТОВ; КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ (тесты внешней оценки); ПОРТФОЛИО; РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО; ДЕБАТЫ; УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ; ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 10

Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Слайд 11

Роль учителя в методе проектов Организует проектную деятельность; Консультирует (провоцирует вопросы, размышления, моделирует различные ситуации); Мотивирует обучающихся к самостоятельной деятельности; Наблюдает (отслеживает результат – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умение делать осознанный выбор и осмысливать его критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения)

Слайд 12

Учится видеть и решать личностно-значимую для себя проблему; Выбирает (принимает решения, ответственность); Выстраивает систему взаимоотношений с людьми; Оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности; Анализирует результаты своей работы (успехи и неудачи, трудности работы) Роль обучающихся в методе проектов

Слайд 13

Этапы работы над проектом 1 этап - ПОИСКОВЫЙ Определение тематического поля и темы проекта Предложено учителем Самостоятельная инициатива ребенка Поиск и анализ проблемы Постановка цели проекта: на данном этапе учитель помогает обучающимся определить, что нужно сделать для достижения цели, какие могут быть препятствия, а что может помочь. Реальная ситуация Желаемая ситуация ПРОБЛЕМА

Слайд 14

Например: Проект: «Праздники Англии» Проблема: последнее время в нашей стране все чаще празднуются праздники, которые пришли к нам из Англии, но мы не знаем, кому и чему посвящены эти праздники, а ведь история и традиции страны могут помочь нам лучше понять англичан, их жизнь, а соответственно и поможет в изучении языка. Цель - изучить историю и традиции праздников в Англии, и сделать презентационный диск в помощь изучающим английский язык. Задачи: Определить какие праздники наиболее распространены в Англии. Познакомиться с историей, традициями данных праздников. Подобрать наглядный материал для оформления презентации. Оформить презентацию.

Слайд 15

2 этап - АНАЛИТИЧЕСКИЙ Правила работы в группе и на консультациях. Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Работа с критериями оценки будущего продукта. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов.

Слайд 16

Например: Проект «Наш выпуск» Планируемый продукт: «Компьютерный диск в виде Web -страничке, в которой была бы вся информация о нашем классе, его учениках, учителях, школьной жизни и достижениях класса в сопровождении фотографий и приятной музыки. Диск должен содержать: 25 фотографий моих одноклассников; Адреса всех одноклассников; Фотографии моих учителей; Пожелания и поздравления всех желающих; Минимум 5 интересных и самых запоминающихся событий из жизни класса; Фотографии самых важных мест в нашей школе (столовая, гардероб, спортивный зал, наш классный кабинет)

Слайд 17

Проект «Словарь по теме «Школа» № Мои цели Дата выполнения Время выполнения При этом мне понадобится Помощь (кого?) Материалы, инструменты 1. Подобрать слова по данной теме 01.10-15.10 5 часов Учитель немецкого языка Словари и тексты по данной теме 2. Перевести слова на немецкий язык 16.10-30.10 7 часов Учитель немецкого языка Словари и тексты по данной теме 3. Подобрать иллюстрации и нарисовать рисунки 01.11-15.11 3 часа Родители и учитель рисования Рисунки по теме «Школа» Карандаши и краски 4. Оформить проект 16.11-30.11 3 часа Учитель ИВТ и руководитель проекта Листы формата А 4, компьютер 5. Подготовка к защите проекта на школьной конференции 01.12-14.12 3 часа Руководитель проекта

Слайд 18

3 этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ Учитель Ученик Наблюдает. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Отвечает на вопросы учащихся. Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем (экспертом). Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

Слайд 19

4 этап - ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта. Презентация может быть представлены как выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д. Продуктом проекта может быть: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д

Слайд 20

Проект Презентация Продукт Продвижение «Праздники Англии» Устное выступление на школьной научной конференции с компьютерной презентацией Компьютерный диск-презентация в Microsoft PowerPoint Использовать на уроках английского языка Словарь по теме «Школа» Устная презентация на школьной научной конференции с рассказом о содержании словаря и возможном его применении Словарик по теме школа формата А4 с иллюстрациями и словами на немецко-русском языке Словарик будет дополнятся по мере изучения новых слов и может помочь друзьям «Наш выпуск» Устное выступление на школьной научной конференции с компьютерной презентацией диска Диск содержащий фото и информацию о выпускном классе Диск размножили и подарили всем одноклассникам и классному руководителю

Слайд 21

5 этап - КОНТРОЛЬНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта Оценка качества выполнения проекта Ученики должны: Высказать свое отношение к полученному продукту; Сравнить его с планируемым; Назвать слабые и сильные стороны проекта; Определить основные причины успехов и неудач при выполнении проекта

Слайд 22

Проектная деятельность Делает иной роль учителя на уроке (учитель – консультант, учащиеся – равноправные участники учебного процесса); Помогает выработке умений и навыков самостоятельной работы; Развивает творческие способности; Вырабатывает исследовательские навыки; Формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; Обеспечивает реализацию творческих возможностей учащихся.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"...

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.

Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...

Развитие личностных УУД учащихся посредства вовлечения их в исследовательскую деятельность в школе

Целью данного работы является показать как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности в школе, на примере участия в НОУ по англи...

Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"

В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся....