Проектная деятельность в учебном процессе
презентация к уроку по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Метод проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchebnyy_proekt_pyatnikova_mg.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы , направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода интеллектуального продукта.

Слайд 3

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения учебной проблемы.

Слайд 4

Учебный проект с точки зрения ученика это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Слайд 5

Характеристика метода учебного проекта: личностно-ориентированный; деятельностный; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Слайд 6

Характерные особенности метода 1.Наличие проблемы. 2. Реально достижимая цель. 3. Планирование. 4. Осуществление плана. 5. Проектный продукт. 6. Отчет о ходе работы. 7. Публичная защита (презентация).

Слайд 7

Этапы работы над проектом 1. Проблематизация. 2. Целеполагание. 3. Планирование. 4. Реализация. 5. Самооценка и рефлексия.

Слайд 8

Этапы работы над проектом Степень участия педагога 5 – 6-е классы 7 – 8-е классы 9 – 10-е классы Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующий, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка. Участие по запросу учащегося. Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося. Целеполагание Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. Реализация плана Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя. Рефлексия Презентация

Слайд 9

Методика осуществления учебного проекта 1 этап – погружение в проект Учитель Учащийся Формулирует: Проблему проекта; Сюжетную ситуацию; Цель и задачи. Осуществляет: Личностное присвоение проблемы; Вживание в ситуацию; Принятие, уточнение и дополнение цели и задачи. 2 этап – организация деятельности Учитель Учащийся Организует деятельность – предлагает: Спланировать деятельность по решению задачи проекта. Спланировать возможные формы презентации результатов. Осуществляет: Планирование работы. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Слайд 10

Учитель Учащийся Не участвует, но: Консультирует учащегося по необходимости. Ненавязчиво контролирует. Дает новые знания, когда у учащегося возникает в этом необходимость. Репетирует с учеником предстоящую презентацию результатов. Работает активно и самостоятельно: Актуализирует знания Консультируется по необходимости. Добывает недостающие знания. Подготавливает презентацию результатов. 3 этап – осуществление деятельности

Слайд 11

Учитель Учащийся Принимает отчет: Обобщает и резюмирует полученные результаты. Подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. Демонстрирует: Понимание проблемы, цели и задач. Умение планировать и осуществлять работу. Найденный способ решения проблемы. Рефлексию деятельности и результата. Дают самооценку деятельности и ее результативности. 4 этап - презентация

Слайд 12

Типология учебных проектов По продолжительности различают мини-проекты (20 мин.) , краткосрочные (4 – 6 уроков), недельные (30 – 40 часов), долгосрочные (годичные). По количеству участников – личностные, групповые, коллективные проекты.

Слайд 13

Типология учебных проектов По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, надпредметные. Монопроект проводится в рамках одного предмета по наиболее сложной теме. Межпредметные выполняются во внеурочное время. Надпредметные выходят за рамки конкретных предметов.

Слайд 14

Типология учебных проектов По виду конечного продукта: 1) материальные (модели, макеты, картины, книги, альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации) ; 2) действенные (поход, экскурсия, спектакль, соревнование, классный час, выставка, викторина, игра, концерт и др.) ; 3) письменные (статья, брошюра, инструкция, рекомендации и др.) .

Слайд 15

Типология учебных проектов По доминирующей деятельности учащихся различают проекты: 1) практико-ориентированный; 2) исследовательский; 3) информационный; 4) творческий; 5) игровой или ролевой.

Слайд 16

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области Деятельностная Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Мыслительная Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации Информационная Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная

Слайд 17

Виды навыков Умения и навыки УУД Организационные Планирование учебной деятельности осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности и др. Организация учебной деятельности организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение); организация режима работы; организация самостоятельной работы; определение порядка и способов умственной деятельности Интеллектуальные Восприятие информации библиографический поиск; чтение, работа с книгой, конспектирование; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение, запоминание Мыслительная деятельность осмысление учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция – дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательство; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование Оценка и осмысление результатов своей деятельности самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков; рефлексивный анализ учебной деятельности Коммуникативные Общение в ходе учебной деятельности умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; умение кратко излагать свои мысли; умение полно и развёрнуто излагать свои мысли; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы; умение корректно возражать; умение слышать собеседники и встать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию; умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам

Слайд 18

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Слайд 19

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – проектного продукта , обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. В ходе исследования организуется поиск в какой-либо предметной области с целью получения объективно нового результата. Отрицательный результат есть тоже результат. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Поэтому исследование может не иметь какой-либо практической значимости.

Слайд 21

По доминирующей деятельности – исследовательский, творческий. По предметно-содержательной области – надпредметный (литература, история, живопись, фильмография). По продолжительности – длительный проект (УИРС – октябрь ; выставка рисунков – декабрь ; выпуск литературной газеты – январь ). По количеству участников – индивидуальный, коллективный. Формы представления (защита) проекта – презентация, выставка рисунков, литературные газеты. Характеристика проекта

Слайд 22

Алгоритм работы над проектом 1. Подготовка (проблематизация, целеполагание) . 2. Планирование (определение ресурсов и ближайших шагов). 3. Реализация имеющегося плана (исследование) 4. Выводы (сравнение полученного результата со своим замыслом). 5. Рефлексия (этап осмысления и самооценки) 6. Представление результатов исследования и создание интеллектуального проектного продукта (презентация, выставка рисунков, выпуск тематической литературной газеты).

Слайд 23

Подготовка и планирование Оценили имеющиеся обстоятельства: выбрали тему: «Илья Муромец и Геракл - герои народных эпосов» определили проблему: популяризовать образы героев древних эпосов; показать их значимость для истории и культуры народов.

Слайд 24

Подготовка и планирование сформулировали цели и задачи: выяснить, что объединяет и что различает самых популярных героев народов Древней Руси и Древней Греции: познакомиться с понятиями мифа и былины; изучить по былинам и литературным пересказам русских народных былин жизнь Ильи Муромца; познакомиться с историческим прототипом образа Ильи Муромца; изучить по литературному пересказу древнегреческих мифов жизнь Геракла. сопоставить образы Ильи Муромца и Геракла; ознакомиться с фильмографией по теме исследования; провести анкетирование (проанализировать, насколько знакомы учащиеся 5-х классов с образами данных героев); обобщить данные и сделать выводы;

Слайд 25

Подготовка и планирование познакомить учащихся 5-х классов с результатами исследования: выступить с презентацией; вовлечь учащихся 5-х классов в учебный проект предложить список книг с последующим обсуждением прочитанного; организовать выставку рисунков по теме проекта; выпустить литературные газеты «Герои народных эпосов».

Слайд 26

Реализация плана : 1этап: выполнение УИР (1 месяц) выбрали методы исследования, сформулировали проблемные вопросы, собрали и систематизировали материал, выполнили сравнительный анализ героев народных эпосов, провели анкетирование учащихся 5-х классов, составили диаграммы, обобщили результаты исследования, подготовили презентацию результатов УИР. 2 этап (2 недели) : представили учащимся 5-х классов список литературы по теме проекта (с дальнейшим обсуждением прочитанного), организовали выставку рисунков по теме «Илья Муромец и Геракл», выпустили литературные газеты «Герои народных эпосов».

Слайд 27

Геракл Ильи Муромец Рождение Сын бога и земной женщины. - сын верховного Бога Зевса и женщины Алкмены (жены героя Амфитриона и дочери царя Электриона, который правил в Микенах). Зевс: «Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея…». Царственная Гера (жена Зевса) лишила Геракла власти хитростью. Но Зевс облегчил судьбу сына: 12 великих подвигов, которые совершит Геракл по поручению царя Эврисфея, освободят его от власти царя и приведут на Олимп. (гл. «Рождение и воспитание Геракла») Выходец из народа, крестьянский сын: родился у крестьянина Ивана Тимофеевича и у жены его Ефросиньи Поликарповны. «… родился долгожданный сын. Родители рады-радёхоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздёрнули столы и завели угощенье - почестен пир. Назвали сына Ильёй. Илья, сын Иванович» (Былина «Исцеление Ильи») Детство и возмужание. Воспитывался как герой, проявляя с младенчества недюжинную силу, а в юношеские годы талант в искусстве стрельбы из лука и умении владеть оружием. Недюжинная сила с младенчества. - Гера преследовала Геракла с младенчества, желая его погубить: послала двух змей, но Геракл, будучи младенцев, задушил их своими сильными руками. - Узнав от вещего старца о великой судьбе Геракла, Амфитрион воспитал его как героя. «Его учили читать, писать, петь и играть на кифаре. Но далеко не такие успехи показывал в науке и музыке Геракл, какие показывал он в борьбе, стрельбе из лука и умении владеть оружием». (гл. «Рождение и воспитание Геракла») В городе Муроме, селе Карачарове «сидел сиднем на печи 30 лет и три года» Илья. «Растёт Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал». Однажды в дом пришли странники - «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой (дав ему испить чарку медового питья).

Слайд 28

Главная цель жизни Совершал героические подвиги во имя Богов и согласно предначертанной богом Зевсом судьбе. Геракл получает предсказание, «что он получит бессмертие, если исполнит по повелению Эврисфея 12 великих подвигов» (гл. «Геракл в Фивах») «…всю свою жизнь смело бороться за несчастных и обиженных людей, помогать слабым против злых чудовищ и драконов, как это делали великие герои до меня» Совершал героические подвиги за свободу русского народа от всякого супостата (врага, противника). Его цель: «…служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов» Как закончи-лась жизнь героя После смерти Геракла приняли в сонм олимпийских богов: «…и вознесли золотые колесницы Афины-Паллады и Гермеса на светлый Олимп величайшего из героев Геракла. Там встретили его великие боги. Стал бессмертным Геракл». Согласно преданию, перед кончиной Илья постригся в монахи и служил вере православной.

Слайд 29

Создание проектного продукта: выполнение УИР оформление выставки рисунков учащихся (5б, 5в, 5г) , выпуск тематических литературных газет (5б, 5в, 5г)

Слайд 30

Плюсы проектной деятельности Ориентирован на достижение целей самих учащихся. Даёт школьникам опыт деятельности. Формирует у учащихся + навыки самообразования и самоконтроля; + навыки групповой деятельности; + интерес к познавательной деятельности. Осуществляет + моделирование технологической цепочки: задача-результат; + индивидуальный подход и другое

Слайд 31

Минусы проектной деятельности - возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.

Слайд 32

Вывод:

Слайд 33

П р о е к т многогранен! П р о е к т перспективен! П р о е к т неисчерпаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с использованием ИТ в учебном процессе

Методическое пособие Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербурга...

Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...

Проектный метод и его внедрение в учебный процесс.

В статье дается анализ проблем внедрения проектного метода в учебный процесс в средней школе....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как способ решения задачи гуманизации учебного процесса в школе.

Метод проектов в изучении иностранного языкаИстория и современностьАнализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образованияПроектная методика обучения иностранным языка...