Индивидуальная образовательная деятельность учащихся и техники неформального образования
статья на тему

Астафьева Алина Сергеевна

Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г.  Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nfo_49_iod_astafeva.doc947 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная деятельность учащихся
и техники неформального образования

Астафьева Алина Сергеевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 49

Аннотация. Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г.  Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальный учебный план, неформальное образование, принципы неформального образования, техники неформального образования, внеурочная деятельность.

Абрис проблемы

В условиях формирования информационного общества и глобализации образовательного пространства формальное образование не успевает реагировать на изменение конъюнктуры спроса. Школа теряет свою монополию в обучении и познании. Использование стратегий и техник неформального образования позволяет преодолеть консерватизм и академичность действующих моделей общего государственного образования.

Исходная ситуация (условия «входа»)

Для учащихся: При переходе в старшую школу (10-11 класс) в соответствии с действующими нормативными документами формируются классы (или группы) определенной профильной ориентации. Перечень рекомендуемых профилей утверждается органами управления образования.

Противоречие

Программы и модели профильного образования традиционной школы не отвечают быстро меняющимся условиям рыночной экономики, требованиям общества и производства

Шаги к решению

Организация обучения в интересах обучающихся, т.е. «снизу вверх», с возможностью свободного формирования индивидуального учебного плана (ИУП) и выбора форм внеурочной деятельности.

Для родителей: Любая семья заинтересована в максимальном приближении процесса обучения к интересам, запросам и способностям своего ребенка. Провозглашение принципа индивидуализации и дифференциации образования «де-юре» далеко не всегда и не везде может реализоваться «де-факто».

 

Противоречие

Массовая школа объективно сориентирована на общее и обязательное образование, т.е. на «среднего» ученика. Индивидуальные запросы родители вынуждены удовлетворять через частное репетиторство и платные курсы.


Шаги к решению

Вовлечение родителей в учебный и воспитательный процесс школы: родители должны иметь реальные рычаги воздействия на формирование вариативной части учебных программ. Профессиональный потенциал семьи может стать дополнительным неформальным ресурсом в решении образовательных задач.

Для учителей: Подавляющая часть педагогов использует в повседневной практике традиционные («классические») методики и средства обучения: «учат так, как их учили». При выборе тех или иных педагогических технологий доминируют не интересы ребенка, а личные и профессиональные интересы самого учителя (результаты контрольных срезов, ЕГЭ, фронтальных проверок как главных критериев при очередной аттестации и экспертизе).

Противоречие

Современные учителя даже с большим опытом работы перестают чувствовать себя уверенно. Формальные методики и «старые сценарии» не дают позитивного результата. Складывается педагогическая ситуация для изменения стратегии преподавания.

Шаги к решению

Стратегии и техники неформального образования дополняют формальные методики обучения. Образовательные события адаптируются к потребностям и возможностям учащихся, к различным темпам освоения материала. Практическая направленность технологий НФО позволяет учащимся понять смыслы учения, активно сотрудничать с учителями.

Вывод

В условиях постоянных трансформаций общества и поэтапного внедрения новых образовательных стандартов предлагается использование в старшей профильной школе модели организации индивидуальной образовательной деятельности учащихся. Данный подход предполагает использование неформальных элементов в рамках формальной образовательной среды (так называемое «интраформальное образование» в классификации А.Роджерса). ИОД учащихся включает индивидуальное проектирование учебного плана (ИУП), самостоятельный выбор глубины освоения содержания предметов (базовый или профильный уровень), автономный самоанализ образовательных достижений, внеурочную деятельность как возможность для профессиональных и социальных проб.

Целевой компонент

Основная цель проекта – создание образовательной среды для осознанного и самостоятельного выбора старшеклассниками индивидуального образовательного пути.

Карта целевых приоритетов

Воспитательные задачи

  • Сформировать у обучающихся  адекватное представление и осознание собственных способностей, интеллектуальных, психологических и профессиональных возможностей.
  • Развивать потребность в самообразовании и самосовершенствовании, приобретении навыков самоорганизации и социальной ответственности.

Организационно-педагогические задачи

  • Формировать саморефлексию и адекватную самооценку достижений учащихся.
  • Создать «поле деятельности» для практической реализации личностных и профессиональных проб.
  • Приобщить родителей к проектированию ИОД ребенка, использовать профессиональный потенциал семьи в образовательном процессе.
  • Применять в предметной и внеурочной деятельности инновационные, субъект-ориентированные технологии.

Концептуальные положения

Описание практики ИОД

Соответствие принципам НФО

Организация многопрофильного обучения на основе индивидуального выбора  учащихся является попыткой отойти от единых стандартизированных форм и способов организации традиционного профильного образования.

Гибкость и вариативность содержания, ориентация на субъективные образовательные потребности учащихся, их родителей и конкретных местных условий.

Данная модель предполагает самостоятельный и добровольный выбор ребенком тех направлений, уровней и форм образовательных областей, которые он считает для себя актуальными и личностно значимыми. Обучение строится на основе индивидуального набора профильных, базовых и элективных предметов каждым учеником.

Добровольность и свобода выбора образовательной траектории.

Практическая направленность знаний и навыков, необходимых для «конкурентоспособности на рынке труда».

Возможность самостоятельного формирования образовательного пути  повышает уровень учебной мотивации, степень ответственности учащихся за собственную деятельность.

Осмысленность, высокая степень мотивации к образованию, основанная на внутренних импульсах личности.

Активность обучающегося.

Ориентация не на результат, а на процесс.

ИУП ломает традиционную  классно-урочную систему организации обучения. Состав обучающейся группы зависит от выбранного учениками уровня изучения каждого предмета и служит дополнительным фактором социализации старшеклассников.

Большая свобода в отношении форм обучения: тренинги, клубы по интересам, «круглые столы», семинары, форумы, Интернет-сообщества и т.д.

Диверсификация интересов побуждают педагогический коллектив к освоению и реализации современных технологий обучения, созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Новаторский характер методов обучения: технологии сотрудничества,  коммуникационные стратегии, индуктивные подходы, конструктивистские и опытные приемы обучения, дискуссионные техники и т.д.

Образовательное пространство школы позволяет реализовать не только базовый и профильный предметные запросы, но и дополнительные субъективные потребности в форме творческих объединений и научных лабораторий во внеурочное время.

Разнообразие форм и форматов педагогического сотрудничества и социального партнерства.

Провайдерами образования могут быть различные общественные и коммерческие организации.

Негосударственное финансирование.

Комбинация формального и неформального контекста
индивидуальной образовательной деятельности

Формы внеучебной самодеятельности

Организационные особенности

Практические примеры

1) Дискуссионный клуб «Мосты»

Включает учеников 9-11 классов. Публичный характер предполагает привлечение к участию педагогов, школьников, родителей, представителей местного сообщества. Открытые мероприятия – 1-2 раза в четверть.

Темы дискуссий

«Какой должна быть школьная форма?»

«Зачем современному человеку классическая литература?»

«Как нам обустроить местное самоуправление?»

«Как наказывать ребенка?» и др.

2) Театральная студия

Участники – профильная группа по литературе.

В основе – программа сотрудничества с ЯГТА (Ярославская Государственная Театральная Академия)

Посещение и обсуждение учебных спектаклей ЯГТА, театра им. Ф. Волкова, ТЮЗа и др.

Школьные постановки: «Маленький принц»,

«Рождественские колядки»,

«Новогоднее шоу» и др.

3) Правовой десант

Члены сообщества – учащиеся профильной группы по праву.

В основе – сотрудничество с общественными и коммерческими организациями: «Гражданский голос», «КонсультантПлюс», Комитет по защите прав потребителей, Избирательная комиссия г.Ярославля и др.

Проекты:

«Правовой паспорт ученика школы 49»,

«Температура прав человека в школе»,

«Правовой путеводитель ученика школы 49»,

«Правила пользования телефоном в школе» и др.

Участие в городских интеллектуальных играх по праву – «Сам себе адвокат», «Я – гражданин», «Право и подросток» и др.

4) Школьное научное сообщество «Шаг вперед»

Победители и призеры предметных олимпиад и научных конференций.

Сотрудничество с городским центром «Олимп»

Обучение навыкам научно-исследовательской деятельности.

Участие в конференциях школьников «Отечество», «Открытие» и др.

Презентация тематических проектов в рамках предметных недель (например, к 200-

летию Отечественной войны 1812 года, к 60-летию полета В.В.Терешковой и др.)

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, дистанционных конкурсах и проектах.

5) Бизнес-инкубатор

Учащиеся экономического профиля.

Руководство осуществляет преподаватель ЯРГУ им. П.Г. Демидова, кандидат экономических наук Зеткина О,В.

Разработка бизнес-планов (например, школьная компания по организации детских праздников и др.)

Экскурсии на предприятия и в банки  Ярославля

Интервью и встречи с успешными предпринимателями.

Выездные учебные сессии по экономике совместно с «Союзом молодых предпринимателей Ярославской области» и др.

6) Литературный журнал «ПтероДактиль»

Учащиеся 10-х классов профильного изучения русского языка и литературы.

Выпуск сборников в электронном и печатном варианте.

Подготовка сценариев школьных мероприятий (например, праздника «Честь и гордость школы» и др.)

7) Лаборатория программирования

Учащиеся 9-11 классов.

Сотрудничество с МЭСИ, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

Конструирование собственных  контентов в сети Интернет.

Организация онлайн-форумов, например по конкурсу на лучшую школьную эмблему и др.

Проведение тематических интернет-опросов и обработка результатов.

Участие в конкурсах юных изобретателей и программистов и др.

Этапы реализации

I. Подготовительный этап:

  • разъяснительная работа с педагогическим коллективом: фокусирование внимания на важности индивидуализации обучения;
  • формирование потребности в переменах педагогического процесса; осмысление и принятие новых ценностных знаний и ориентиров.

Действия – педагогические советы, встречи со специалистами, семинары, сбор информации об эффективных практиках

II. Организационный этап

  • создание творческой группы по проектированию моделей ИОД и научно-методическому обеспечению;
  • анализ кадровых ресурсов и формирование перечня возможных профилей, элективных курсов;
  • знакомство детей и родителей с возможностью получения образования с учетом интересов и профессиональных планов ребенка;
  • разработка алгоритма конструирования индивидуального учебного плана учащегося, моделирование расписания для старшей школы.

Действия – заседания методических объединений, тренинги и практикумы, знакомство с реальными практиками (посещение ресурсных центров)

III. Диагностико-аналитический этап:

  • исследование и анализ интересов, способностей и возможностей учащихся 9-х классов, их жизненных и профессиональных планов;
  • изучение образовательного заказа родителей;
  • предоставление семьям возможности составить индивидуальный образовательный план - заказ.

Действия – анкетирование, собеседование, наблюдение, составление диаграмм и группировка по интересам.

IV. Проектировочный этап:

  • обучение детей и родителей алгоритму составления ИУП;
  • ознакомление с базовыми  учебными планами, СанПиНами, объемом учебной нагрузки, возможностями внеучебной деятельности школьников для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • обсуждение и выбор варианта формы индивидуальной образовательной программы;
  • составление графика маршрута внеучебной деятельности ребенка;
  • разработка форм контроля и отчетности по реализации ИУП.

Действия – индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, классные часы.

V. Коррекционный этап

  • согласование проектов ИУП с педагогами, психологом и администрацией;
  • внесение корректив, уточнений, рекомендаций в намеченные программы и планы.

Действия – педагогический консилиум, административное совещание, индивидуальные консультации с детьми и родителями.

VI. Деятельностный этап

  • формирование межклассных профильных групп и индивидуального расписания, графика внеучебной деятельности;
  • закрепление педагогов-тьюторов за учащимися;
  • выполнение индивидуальных учебных планов;
  • организация внеучебной деятельности в соответствии с профессиональными планами;
  • предоставление возможности ребенку, семье изменить маршрут индивидуальной образовательной деятельности, характер, содержание и формы участия во внеучебной деятельности.

Действия – Психолого-педагогическое сопровождение реализации, родительские собрания, индивидуальные консультации, педагогические консилиумы, ситуаций создания свободного выбора.

VII. Адаптационный этап

  • внесение изменений в индивидуальный учебный план, индивидуальную программу;
  • дополнение плана работы школы новыми образовательными событиями; коррекция целевых и методических ориентиров педагогического коллектива.

Действия – собеседования с учащимися и родителями: административные совещания и методические семинары, организация сетевого взаимодействия учреждений, которые обучают учащихся по индивидуальным планам и программам.

VIII. Аналитический этап

  • подведение итогов и саморефлексия участников проекта;
  • празднование успехов;
  • обсуждение способов совершенствования и прогресса

Действия – мониторинг и оценка удовлетворенности образовательными услугами; презентация индивидуальных и групповых проектов учащихся, сдача ЕГЭ и поступление в вузы.

Критерии эффективности реализации
индивидуальных образовательных программ и планов

  • Формирование активного гражданина, умеющего делать самостоятельный выбор и нести ответственность;
  • повышение мотивации к обучению и рост общих результатов учебной деятельности;
  • снижение учебной нагрузки и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
  • успешная социализация старшеклассников и готовность применять знания на практике;
  • рост коммуникативной культуры и снижение конфликтности внутри школы;
  • стимулирование педагогов к профессиональному поиску и росту, освоению новейших достижений психологии и педагогики;
  • совершенствование управления педагогическим процессом;
  • удовлетворенность родительской общественности и общее повышение рейтинга школы.

Методическое сопровождение

Для достижения максимального эффекта в реализации модели индивидуальной образовательной деятельности в профильной школе целесообразно сочетать педагогические технологии, которые уже зарекомендовали себя в отечественном образовании, и новейший зарубежный опыт в области неформального образования.


Библиографический список литературы:

  1. Постановление правительства РФ от 9 июня 2003г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования»
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)
  3. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20 апреля 2004 г., № 14-51-102/13.
  4. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке. – М., 2003.
  5. Писарева С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования // Вестник Герценовского университета. 2007.  №3.
  6. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2003/0427.html (дата обращения 13.06.2014)
  7. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001. – 134 с.
  8. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К. Д. Ушинского, 2011. – 215 с.
  9. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – 165 с
  10. Образовательная программа - маршрут ученика: ч.П / Под ред. А.П.Тряпицыной.– Спб.,2000.– 228с.
  11. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся. – Ярославль: Изд-во Канцлер, 2008. -168 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной образовательной деятельности

Программа индивидуальной образовательной деятельности ...

Анализ результативности образовательной деятельности в сфере дополнительного образования за 2012 -2013 учебный год

В соответствии с учебным планом в системе дополнительного образования в прошлом учебном году реализовывались 38 образовательных программ с объёмом недельной нагрузки от 6 до 12 часов. Образо...

Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования

Выступление методиста ФГКОУ УГСВУ М.В. Писчаскиной на региональном семинаре работников дополнительного образования г. Ульяновска...

"ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, то есть диагностирование учащихся с помощью организации специальных или использова...

Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся основного общего образования МБОУСОШ п.Коммунистический

Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся основного общего образования МБОУСОШ п.Коммунистический...

Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов детей педагогами дополнительного образования (Грисюк В.В.)

рекомендации для педагогов дополнительного образования;схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту;формы занятий;формы подведения итогов;образец составлен...

Индивидуальный образовательный маршрут – современная модель профессионального образования учителя иностранного языка

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ, а также на регламентах ФГОС и профстандарта. Исходя из официальных документ...