Статья "Использование лингвосоциометриив повышении уровня знаний на уроках русского языка в профессиональном образовательном учреждении"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Навальная Ольга Николаевна

Данная статья вошла в сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 года, часть 5, Тамбов ООО "Колсантинговая компания Юком". В ней раскрываются особенности образовательной технологии - лингвосоциометрия. Предлагаю вникнуть в эту методику, так как методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических высоких результатов не только в комплектовании коллективов, но и в повышении качества знаний, эффективности их деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Автор: Навальная О.Н. преподаватель

                                                              русского языка и литературы

                                                              «Анапский колледж сферы услуг» город-                                                              

                                                              курорт Анапа navalnaya1956@mail.ru

Использование лингвосоциометрии в повышении уровня знаний на уроках русского языка в профессиональном образовательном учреждении.

            С целью повышения уровня знаний русского языка  в начальном и среднем профессиональном образовании педагоги используют самые различные инновационные технологии, но не всегда удаётся получить желаемый результат. На мой взгляд, наиболее подходящей современной технологией является лингвосоциометрия как новая образовательная технология, дающая возможность работать как с разновозрастными группами, так и со слабоуспевающими учениками. Она является не только инструментом психолога, социометрией должны владеть все педагоги, ведь эта несложная, популярная методика поможет выстроить вам работу с ученическим коллективом. Лингвосоциометрия – определение качества пространства общения человека, его миропонимания и миро-чувствования через качество его языка. Социометрия, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межгрупповых и межличностных отношений. Эта диагностика проводится для последующего изменения и совершенствования отношений. Данная методика помогает изучить типологию поведения людей в условиях групповой деятельности, она способствует изучению социально-психологической совместимости членов определённых групп. Эту диагностику рекомендует применять на лингвосоциокультурном уровне Г.В.Парамонов, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО, он отмечает  в своей статье «ЛСМ и вопросы социальной педагогики» Современный русский язык представляет собой мультисистемное поликультурное единство, по крайней мере, четырех принципиально разных форм: древнейшей активной (родовой);эргативной, возникшей тысячи лет назад в период становления феномена государственности; более поздней, номинативной, позиционировавшейся в древнегреческой цивилизации во времена Аристотеля и получившей теоретическое обоснование в его трудах; наконец, мультистроя, отстоявшегося в массовом сознании европейцев к началу эпохи Возрождения и получившего дальнейшее развитие в периоды Нового и Новейшего времен. В связи с этим автор выделяет следующие модели грамматического строя. Активный: Жарко. Эргативный: Мне жарко. Номинативный: Я чувствую жар. Мультистрой: соединение качеств в нелинейную сингулярность. Используя данное деление на СК-типы необходимо провести в ученическом коллективе лингвистический социокультурный мониторинг (далее СК). С этой целью составляется лингвосоциограмма и карта лингвосоциометрии учебной группы, помогающая определить СК-типы учебной информации. (фрагмент таблицы №1). Затем выявляется динамика освоения учащимися разных СК-типов учебной информации через особенности чтения, письма, освоения фонетики, состава слова, дифференцирования частей речи, синтаксиса и особенности письменных творческих работ. Следующий этап это разработка и контроль реализации информационно-образовательных материалов (ИОМ) по темам и разделам изучаемого материала.

 Приведу пример использования л-социометрии как технологии на уроке русского языка по теме «Словосочетание».

Фрагмент объяснительной записки рабочей программы по русскому языку для студентов 1 курса по  теме «Словосочетание».

Теме «Словосочетание» в программе отводится, как правило, 2 часа. Считаю, в силу того что данные знания необходимы для сдачи промежуточной аттестации, а также для некоторых студентов для сдачи ЕГЭ, необходимым проведение 3 уроков по данной теме.

Словосочетание

Компетенции

Узнавание словосочетания как единицы синтаксиса.

Правильное употребление формы зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Компоненты

Федеральный

Уровни усвоения модуля

Стандарт

  1. Дать определение понятия «словосочетания».
  2. Выделить словосочетание из предложения.
  3. Определить строение словосочетания: найти главное и зависимое слова; указать, какими частями речи они выражены.
  4. Назвать способ связи слов в словосочетании.
  5. Указать грамматическое значение словосочетания.
  6. Сделать синтаксический разбор словосочетания.

Повышенный уровень

  1. Составить словосочетание по схеме.
  2. Составить словосочетание, подобное данному.
  3. Образовать правильную форму зависимого слова в словосочетании.
  4. Образовать синонимичные словосочетания.

В соответствии с данными проведенной лингвосоциометрии  разрабатываю дидактические материалы индивидуальных маршрутов обучения (таблица2) в соответствии с группами ЛСКТ, а также матрицы (фрагмент таблицы 3) и варианты индивидуальных образовательных маршрутов по теме «Словосочетание». Несомненно, данные материалы помогут сформировать компетенции по теме, развить коммуникативные способности  и подготовить студентов  к успешной сдаче экзаменов.

Предлагаю вникнуть в эту методику, так как методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических высоких результатов не только в комплектовании коллективов, но и в повышении качества знаний, эффективности их деятельности.


(фрагмент  таблицы  1)                                   Карта   лингвосоциометрии                                                      

Список  группы 1 курса

Особен-ности чтения

Особен-

ности письма

Фонетика

Состав слова

Диффер.

ч. речи

Синтаксис

Особенности письменных творческих работ

Вывод

1.Воинов С

Чит. целыми словами

Не всегда соблюдает пробелы между словами

Не распознаёт редукцию гласных

Допускает ошибки в определении морфем  

 с трудом дифференцирует виды глаголов (совершенный и несовершенный); с трудом отличает настоящее время глагола от будущего

Допускает ошибки при определении видов сложных предложений.

с трудом дифференцирует второстепенные члены предложения; не сразу понимает виды грамматических связей в словосочетаниях, грамматические значения словосочетаний

III ЛСКТ

Варианты индивидуальных образовательных маршрутов по теме «Словосочетание».  Группа ТОП -11-13

Наименования модулей

ЛСКТ

IV

III

II

I

1

Выделить словосочетание

2

Найти  главное и зависимое слова

3

Определить грамматическое значение

4

Составить схему

5

Составить словосочетание по схеме

6

Определить тип словосочетания

7

Определить вид подчинительной связи

8

Подобрать синонимичные словосочетания

9

Преобразовать словосочетания  в другое, с другим видом связи, как средство выразительности речи

Матрица по теме «Словосочетание».  Группа ТОП- 11-13                 Таблица 2.

Тип

ЛСКТ

Выделить словосочетание

Найти  главное и зависимое слова

Определить грамматическое значение

Составить схему

Составить словосочетание по схеме

Определить тип словосочетания

Определить вид подчинительной связи

Подобрать синонимичные словосочетания

Преобразовать словосочетания  в другое, с другим видом связи

1

Воинов С.М.

IV

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Володин А.Ю

II

1

1

1

1

1

1

0

0

0

3

Гавриловский А.Н.

II

1

1

1

1

1

1

0

0

0

4

Гарькавая К.С.

III

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Емельянов Г.К.

II

1

1

1

1

1

1

0

0

0

6

Ермолин А.О.

III

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Захарова И. Н.

III

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Казанова Ю. В.

II

1

1

1

1

1

1

1

0

0

9

Кошеру Д.Е.

III

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1- обозначает усвоенный материал;      0 – невозможность усвоения материала                                                        

                                                                                                                                                                  (фрагмент таблицы 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

«Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка»

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориенти...

Применение интерактивных методов с целью повышения уровня знаний обучающихся по русскому языку и литературе

Повысить уровень знаний обучающихся по русскому языку и литературе может использование интерактивных методов обучения....

Повышение качества знаний на уроках русского языка и литературы

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. И ...

Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках русского языка

В статье проанализирован дифференцированный подход обучения русскому языку в русских школах. Выделены особенности обучения и влияние на процесс обучения....