ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья на тему

Хорольская Елена Викторовна

реализация исследовательской деятельности в мбоу сош №5 с. прикумское в 201402015 уч. году

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Хорольская Елена Викторовна

учитель географии и биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 с. Прикумское

Минераловодского района Ставропольского края

                                                    elenavhr@rambler.ru

  «Человек рождён для мысли и действия».

Марк Туллий Цицерон

Стратегическая задача развития школьного образования в  свете внедрения ФГОС нового поколения  заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Таким образом, развитие личности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества в период перехода от индустриального к информационному обществу становится смыслом и целью современного образования [1, С. 69].

Основная образовательная программа  начального и  основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение [2, С. 20-25].

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 1115 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской [3 с.9-11].

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Согласно определению В.В. Копыловой «метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта».

Выполнение проектов требует овладения новыми видами умений, навыков, способов деятельности, а возможность реализации задач проектов различными путями и средствами создает условия для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности [4 с.33-37].

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности  в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Исследовательская работа является одной из форм организации внеурочной работы [5 с.33-37].

Исследование − по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [6 с.48].

Данная структура организации исследования характерна и для исследовательских работ учащихся по краеведению во внеурочной работе.

В нашей школе исследовательская форма деятельности реализуется через участие учащихся в работе школьного научного общества  « Совенок».

Школьное научное общество  (НОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся  к  глубокому познанию достижений  науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Главная задача НОУ «Совенок» – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Значение научного общества «Совенок» - дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Членами НОУ « Совенок»  являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе одной-двух секций общества. Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.

Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких секциях:

«Шажок в науку» -  руководитель Яцута Ю.И.

Историко-краеведческая – руководитель Григорьева Т.И.

Естественно-научная – руководитель Хорольская Е.В.

Учителями – предметниками осуществляется  в 2014-2015  учебном году научно-исследовательская работа с 41 учащимся школы по разным направлениям.

Работы учащихся имеют практический выход на конкурсы исследовательских работ школьного, муниципального, краевого и российского уровня.

Ежегодно в апреле – мае  в школе  проходит школьная научно-практическая конференция «Путь к успеху». К участию в научно-практической  конференции допускаются поданные в срок проекты, содержание которых соответствует утвержденным номинациям Конференции согласно Положению о школьной научно-практической конференции « Путь к успеху». Участники Конференции, работы которых набрали наибольшее количество баллов, признаются победителями (первое место) школьной Конференции. Лучшие проекты размещаются на школьном сайте.

 Ежегодно  учащиеся  научного общества участвуют в муниципальном этапе слета туристстко-креаведческого движения «Отечество». В прошлом  году Майнашева К. стала дипломантом  краевого  этапа туристско-краеведческого конкурса «Отечество»  и 17-й Всероссийской олимпиады по школьному краеведению в рамках  Всероссийского движения «Отечество» г. Москва  с исследовательской работой « Без прошлого нет будущего» об истории МБОУ СОШ №5 с. Прикумское. В этом году слет « Отечество»  посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Учащиеся НОУ «Совенок» заняли  1 место в номинации «Летопись родного края (Власова А. 11класс, руководитель Хорольская Е.В.); 2 место в номинации «История образования» (Майнашева К. 9 класс, руководитель  Деревенец Н.С.), 3-е место в конкурсе литературно-краеведческих произведений номинации «Эссе» (Стамболян В. 10а класс, руководитель Григорьева Т.И.). Сертификаты участников получили Варлашкина А.,  Ягмуров К..

 Исследовательские работы трех учащихся  А. Колесниковой  « История с. Прикумское в 19 – начало 20 века»,  А.Варлашкиной  «История храма святого Великомученника и Целителя Пантелеимона с. Орбельяновка» и  К.Майнашевой « Учителями славится Россия – Дмитрий Иванович Шамрай – учитель русского языка и литературы» отобраны на  краевой этап туристско-краеведческого конкурса «Отечество».

Неоднократно члены историко-краеведческой секции  НОУ «Совенок» участвовали  в молодежных  научно-практических конференциях Терского общества любителей казачьей старины. 12 декабря 2014 года  в конкурсе рефератов, посвященных 150-летию окончания Кавказской войны  Бавина Е., ученица 11 класса,  награждена дипломом 4-й степени и денежной премией (руководитель Гордиевская Е.А), дипмломантами конкурса стали Джагарян Д. (11класс, руководитель Гордиевская Е.А), Витухина М. (10 класс, руководитель Григорьева Т.И.),  Костенко П. (8класс, руководитель Деревенец Н.С.). Их исследовательские работы напечатаны в сборнике Терского общества любителей казачьей старины «Кавказская война».  Исследовательская работа Джагарян Д. «Деятельность тыла. Быт мирного населения и военных в годы войны» напечатана в сборнике общества «Забытые войны XX века», посвященного 110-летней годовщине Руско-японской войны и 100-летней годовщине Первой мировой войны.

Учащимися НОУ  написаны и отправлены  исследовательские работы на конкурс рефератов «25 лет возрождённому Терскому казачьему войску: итоги и перспективы» по следующим темам: «Прошлое и настоящее современного казачества» (Стамболян В., рук. Григорьева Т.И.), «Роль казачества в истории России» (Захарьящева Л., рук. Гордиевская Е.А.), «Обрядовая культура Терских казаков. Проводы казака в армию.» (Костенко П., рук. Деревенец Н.С.), «Семейный уклад Терских казаков в прошлом и настоящем» (Ребрикова С., рук. Деревенец Н.С.). В сентябре 2015 года  в рамках работы научного общества стартовал большой общешкольный проект «Моя семья в истории села», который позволит написать историю села Прикумское в 20 и начеле 21 века.

Также  в 2013 -2014 г.г. члены научного общества принимали  участие с проектами ландшафтного дизайна в районной научно-практической конференции, посвященной Дню защиты окружающей среды , в конкурсе сочинений «Вера и современная молодежь»  16-х Сретенских молодежных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор»,  в конкурсе рефератов  научно- практической конференции «Отчизны верный сын» Пятигорской и Черкесской епархии.

В школе работает  патриотический клуб «Память», объединяющий учащихся различных возрастных групп: 3 - 11 классов.   К основным направлениям работы клуба  относятся исследовательская работа по восстановление биографических и исторических данных о выпускниках школы,  участниках Великой Отечественной войны, истории нашей школы, истории села Прикумское, сбор информации о боевом прошлом ветеранов ВО войны, армии, флота, воинах-интернациолистах, проживающих на территории с. Прикумское, Орбелиановка, Дунаевка, Долина, Еруслановка, о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время «Герои рядом с нами…», а также экскурсионная работа.

В начальной школе  по ФГОС нового поколения работают четвертый год. Учителями начальной  школы МБОУ СОШ №5 с.Прикумское  накоплен огромный опыт  внеурочной работы исследовательского характера и достигнуты значительные результаты. Двадцать  учащихся школы являются постоянными членами  секции «Шажок в науку» НОУ «Совенок», учащиеся 4в класса являются членами Московского научного клуба младшего школьника

« Ключ и заря». Для учеников начальной школы  в рамках реализации  внеурочной деятельности  организован кружок «Учусь создавать проект». Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Данный кружок помогает  расширить кругозор детей и обогатить словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Младшие школьники принимали активное участие в районном фестивале «Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья», где Суверов И. 4в класс в номинации «Исследовательская работа» занял 2 место; Кондратьева М. 4В класс в номинации «Древо моей семьи» заняла 3 место (руководитель Белимова С.М.). Ребятами сделали следующие проекты: «Здоровье-это здорово», «Живая азбука», «Красная книга», «Елочка, живи!», «Покормите птиц зимой». С проектом «Елочка, живи» Мельникова В. и Топольскова Л. выступили в районном конкурсе проектов и исследовательских работ «Первый шаг в науку» где заняли 2 место.  В районном конкурсе проектов и исследовательских работ «Первый шаг в науку»  номинации «Сохраним свою планету» 1-е местов заняли  Жигалов Р.  и Чабанова Татьяна (3а класс, руководитель Нестеренко Н.В.). Проекты  учащихся  были размещены  на различных сайтах,  получены свидетельства.

  Активно участвуют учащиеся в конкурсах проектных работ клуба «Ключ и заря». Ястремский Д. победил в конкурсе проектов «Достопримечательности моего села», награжден  ценным подарком.

В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сегодняшние дети обязательно должны знать о подвиге своих ровесников, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям.  В рамках памятной даты учащиеся научного общества приняли участие во Всероссийском конкурсе «9 мая – День Победы» в  различных номинациях,  Белимова К. (8а класс, руководитель  Ягмурова Л.С.) участвовала в краевом дистанционном конкурсе сочинений «Есть такая профессия Родину защищать». Варлашкин Д., Стрижаченко К., Гордиевский Д., Костенко П. участвовали в акции «Помни меня» с рассказами о прадедушках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Белимова К. (8а класс, руководитель Гордиевская Е.А.) приняла участие в краевом конкурсе «Моя страна - моя Победа» с сочинением «Мой прадедушка».

В рамках работы НОУ «Совенок» учащимися 2 б класса    8 апреля 2015 года была проведена защита проекта «Спасибо за жизнь» (руководитель Яцута Ю.И.). В ходе работы над проектом, ребята рассматривали такие темы самостоятельных исследований: «Что такое война? Что означает слово «подвиг»?», «Города – герои». «Кто такие маленькие герои большой войны?» «Герои, которые живут вокруг нас». В ходе реализации проекта учащимися были подготовлены сообщения о пионерах героях, о городах-героях, написаны сочинения. Ученик 1б класса Акопян Д. выполнил мини-исследовательскую работу «Из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд…» (руководитель Фатеева Л.Л.),  работа размещена  на сайте школы.  Папеско Л.

(3б класс, руководитель Хоменко В.П.) участвовал   в районном  конкурсе презентаций, посвященных 70-летию Великой Победы.

Каждый ребенок  индивидуален и одарен. Но нет  достоверных тестов на одаренность.  Как же узнать  в какой области  одарен ребенок?   Только привлекая ученика к  активному участию  хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской  работе. Организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей, позволяющий  вызвать интерес  к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. – М., 2009. – №4. – С. 69-76.
  2. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения. – М., 2011. – №5. – С. 20-25.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. —  с.9-11 — (Стандарты второго поколения).
  4. Филатова Л.О. Метод учебных проектов в старших классах как фактор развития преемственности образования в школе и вузе //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. – № 3. – С.33 – 37.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
  6. 6.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы // Отв.редактор Курнешова Л.Е. – Сайт: http://www.mosedu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Презентация к педсовету "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время"

Презентация "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время"...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...