Игра в процессе обучения иностранному языку.
статья на тему

Симонян Евгения Александровна

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания ино­ст­ранных языков является организация обучения детей разных возрастов с по­мо­щью игр.Именно об это пойдет речь в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра в процессе обучения иностранному языку.

Тестова Е.А.

Игра в процессе обучения иностранному языку.

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда. Однако статистические оценки школы, выявление причин вызывающих неудовлетворенность ею, обозначенные как учителями, так и родителями свидетельствуют о том, что учеников,  прежде всего,  не устраивает однообразие и монотонность проведения уроков. В такой ситуации основная задача учителя – организовать работу на уроке таким образом, чтобы одновременно были достигнуты учебные цели и были учтены индивидуальные способности учеников. Одним из приемов обучения школьников иностранному языку может стать игра.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.

Каждая игра решает несколько задач:

-_образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

-_развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

- воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения; вырабатывать историческое самосознание - осознанную сопричастность к прошлым событиям; способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.[8, 76]

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой  деятельности.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Вместе с тем, важно отметить, что эффективность игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований, таких как: наличие воображаемой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; обязательное осознание детьми игрового результата, правил игры. Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры;  игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия.

Игровым приемам на уроке присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

2. Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

3. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;

4. Присутствие обучающего характера [1, 75].

Многие авторы отмечают богатые обучающие возможности игры. При овладении английским языком, видоизменяя игровую ситуацию в процессе обучения, создаются условия для автоматизации запоминания языкового материала. После его усвоения можно провести минипредставление с песенками и танцами, с перевоплощением, с созданием пластических образов. Естественно, такие приемы способствуют общему развитию ребенка, развитию слуха, памяти, внимания, умения общаться. А сам факт изучения иностранного языка открывает новый этап в развитии ребенка. Он начинает прислушиваться к иностранной речи, вычленять отдельные элементы, задавать вопросы и т.п.[3, 74].

Бесспорно, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Эту позицию отстаивает М.Ф.Стронин, он считает, что игры способствуют выполнению методических задач:

1.Созданию психологической способности детей к речевому общению.

2.Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.

3.Тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Занимаясь разработкой игр, необходимо учитывать требования к организации игры на уроках английского языка:

1. Игра не должна быть образцом для механического подражания - это образец творчества;

2. Учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;

3. В игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;

4. Формулировка игровой ситуации, правил игры, рассказ о том, что получается в результате, должна даваться на родном языке;

5. Игра должна вызвать положительный эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в игру [8, 86].

Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, которая балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Кроме того, игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.

Необходимость постановки вопроса о месте игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах, объясняется тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи.

Известно, что длительное время педагоги считали дидактические игры основной формой обучения в школьных учреждениях. Однако позже было доказано, что никакая игра не может заменить организованного обучения

Поскольку удельный вес игровой деятельности у школьников мл. классов значительно больший, чем у школьников старших классов, важно найти ту "золотую середину", которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам.

Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний [6, 47].Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

Можно утверждать, что игра как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличии от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе[7, 94].

Так, например, на этапе введения лексического материала преподаватель ведет рассказ, в котором постепенно использует новые слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по контексту. Они пытаются объяснить новое слово, дав ему дефиницию, либо употребив синоним или антоним. Это порождает здоровую сознательность и сотрудничество.

На следующем занятии можно обратиться к лексическим загадкам, когда преподаватель или один из учеников, работая в группе, в парах, триадах, описывает слово, не называя его, а остальные отгадывают, вспоминают выражения, в которых оно употребляется, и используют его в предложении или в ситуации. Задания такого рода помогают усвоить лексику, не прибегая к помощи перевода на родной язык. Кроме того, они готовят к последующей работе с кроссвордами, чайнвордами, игровыми тестами, основанными на принципе догадки и последующего конструирования, интерес к которым у детей чрезвычайно высок. Организованное таким образом оперативное повторение активного словаря по определенной теме обеспечивает переход к играм на корточках, основой которых может быть, например, спонтанный рассказ, например по теме «Моя семья», создаваемый всеми членами группы, по очереди употребляющими слово или выражение, написанное на доставшейся им карточке, в предложении [7, 45].

В практике преподавания весьма распространены игры типа «Снежный ком». Приведем пример. Все ученики рассаживаются по принципу «круглого стола», в центре которого выкладываются карточки с изучаемыми словами и выражениями (лицевой стороной вниз). Один ученик берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово или выражение в предложении. Второй ученик берет другую карточку и придумывает новое предложение, логически связанное с предыдущим и т. д. Так составляется коллективный рассказ, которому потом дается название. Чтобы игра не показалась участникам однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка, голубя и т.д., что должно символизировать тематику урока.

Полезной при обучении иностранному языку является и другая игра, относящаяся к этому типу. Вся группа участвует в описании фотографии, рисунка, события в составлении рассказа, состоящего в одном предложении. Непременным условием игры является употребление активного выражений.

Можно использовать игры-соревнования (парные, командные, фронтальные), в том числе викторины, конкурсы, а также игры типа «Аукцион» или «Дуэль», задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу, относящееся к определенной теме, ситуации и т. д.

Примером игры- соревнования может быть игра «Дуэль», цель которой – активизация и закрепление лексики по теме «Цвета». В «дуэли» принимают участие 2 человека, третий - «секундант». Жребий определяет, кто будет начинать поединок. Первый участник начинает фразу ( Красного цвета…). Второй продолжает ее ( роза…») и предлагает другой цвет («Синего цвета …»), которую продолжает первый, и т.д. до тех пор, пока не будут исчерпаны цвета и активный словарь. Побеждает тот, за кем осталось последнее слово. Его партнер считается «убитым» Секундант следит за тем, чтобы «дуэлянты» всякий раз использовали активное слово. Каждое нарушение равносильно одному ранению». Третье ранение «смертельно». Игру можно построить на лексике по определенной теме, а не на фразах.

Полезны лексические игры на скорость (когда слушатели должны как можно быстрее записать слова, противоположные или аналогичные по значению данным; слова, определяющие данные; которые могут употребляться в данных словосочетаниях). Применяются в учебной практике и игры на ритм, когда на каждый удар метронома или мяча ученик должен безошибочно назвать 5 требуемых слов, например: « я знаю названия 5 игр – классики, чехарда, прятки, салочки…» и т.д. В игре ребенок активно действует, говорит, использует полученные ранее знания, испытывает подлинные чувства. Условность игры позволяет легче их пережить[4; 40].

Кроме того, игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции[7, 16]. В зависимости от типа реализуемых учителем  игровых отношений с учениками  выделяют открытые и закрытые игровые приемы.

Открытым считается прием, при применении которого преподаватель ставит перед слушателями именно ту педагогическую задачу, которую он на самом деле собирается решать.

Закрытым, когда условность, задаваемую приемом, ощущает только преподаватель, а слушатели работают «всерьез». Иными словами, когда преподаватель прибегает к манипуляции.[5:67]

Возможно использование и полуоткрытых игровых приемов. В этом случае условность ситуации неявно подразумевается слушателями или вскрывается преподавателем сразу после проведения приема.

Характерными примерами игровых приемов выступают вопросы к аудитории, типа «Кто может ответить на такой вопрос…?», «Кто знает почему…..?», «Кто может мне возразить…?» (эти вопросы можно отнести к приемам открытого типа); «Я не помню, подскажите как….?» Активность при использовании игровых приемов стимулируется личностными социальными и познавательными мотивами, естественным человеческим стремлением обучающихся к самореализации, самоутверждению. Большой интерес в этом плане представляют игры-провокации и игры-эксперименты.

Существует несколько направлений использования наглядности в обучении иностранному языку: создание речевого образца, ограничение круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему, создание опоры, создание стимулирующей высказывание ситуации общения [2; 192].

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Такие игры идеальны для детей с кинестетическим типом восприятия информации.

2 группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Сюда входят интеллектуальные игры которые являются важной составной часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера и творческие сюжетно-ролевые игры в обучении, которые являются развлекательным приемом или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».Так же в эту группу входят игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

3 группа игр - используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Подобные игры особенно легко даются детям с логическо-математическим интеллектом

4 группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

5 группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. [8, 76]

Учитель использует в своей работе лишь первые три группы и тем не менее  имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

У игры множество функций и ее использование на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для мотивационно-потребностной сферы учащегося, а учитель, в свою очередь, организуя, скажем, ролевую игру намеренно возбуждает эмоциональную сферу учащегося. Здесь игра уже выступает как деятельность, имеющая отношение к потребностной сфере учащегося. Исполняя ту или иную роль, ученик перестает бояться языковых ошибок, и это помогает ему ориентироваться в ситуации и действовать уверено. Так же в игре мы прививает детям определенные нормы отношений, существующих среди взрослых людей. Использование различных игровых приемов и ситуаций на уроке способствует формированию дружного коллектива в классе и воспитывает ответственность и взаимопомощь. Таким образом, использование игр не только на начальном этапе, но и в дальнейшем, помогает не только изучению языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития. Однако, какой бы интересной и наполненной с точки зрения методики не было бы игра, если учитель не учитывает индивидуальные способности своих учеников – толку от игры будет мало.

Использование игровых методов в обучении  младших школьников очень важна связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение  рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха. Чем индивидуальней подход учителя, тем эффективней обучение.

Библиография.

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностраннму языку в начальной школе. – 1994.

2. Давыдов В.В.,Драгунова Т.В. Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1979.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение,1991.

4. Колкова М.К.Обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2003.

5. Соловова Е.Н.. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей – М.: Просвещение, 2006.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

7. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: методическое пособие. – М.: ООО “Издательство АСТ”,2005.

8. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование текста в процессе обучения иностранному языку

Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам

 Процесс приобретения детьми личного опыта общения с иноязычной лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. В ...

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку.

Статья о том, как ролевая игра помогает решать образовательные и воспитательные задачи на уроках иностранного языка....

Игры в процессе обучения иностранному языку

Дети любят играть. Использование игровых моментов помогает лучше усвоить материал, особенно, если он не из лёгких....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....