Формирование УУД во внеурочной деятельности.
статья на тему

Баева Марина Леонидовна

Формирование УУД во внеурочной деятельности представлено через организацию проектно-исследовательской деятельности, драмматизацию английских сказок, участие в различных конкурсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 629

Баева М.Л.

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 

Цель внеурочной деятельности по предмету – английский язык: 

  • Создание условий для развития личности учащихся;
  • Создание условий для позитивного общения вне урока;
  • Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
  • Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку.
  • Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. 

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как: 


Познавательных УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • рефлексия.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
  • управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
  • умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • умение решать проблемы планирования свободного времени.
  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Предназначение УУД: 

  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечение целостности содержания образования;
  • профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное. 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают: 

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД:
         Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.
Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования: 

"Виды УУД и их характеристика" 

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Личностные УУД

Самоопределение

Результат выбора учащимся своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных ситуациях

Смыслообразование

Процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком знаний в процессе общественного развития

Осознание себя активным гражданином страны

В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, в которой человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социума, способного влиять на социум

Умение решать проблемы планирования свободного времени

Воспитание внутренних потребностей совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека; умение расходовать свободное время продуктивно

Осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями

Принятие учащимся самостоятельных решений, развитие творчества, выбора содержания и способов самоучения и поведения

Ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина

Воспитание фундаментальных жизненных ценностей – добро, красота, истина

Планируемые результаты:

  • становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; 
  • развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
  • развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.


Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность на английском языке:

  1. Ежегодное участие в конкурсе Драмы на иностранных языках «Глобус» с драматизацией сказок на английском языке с учащимися 5Г класса.
  2. Организация и проведение окружного конкурса на английском языке «Я люблю спорт!» для учащихся начальной школы.
  3. Создание сценария и съемка мультфильма, посвященного спорту и Олимпийским играм;
  4. Участие в конкурсах различного уровня:
  • Фестиваль Ирландской культуры в УГЛУ
    «Британский Бульдог» - институт инновационного развития;
  • «Школа просвещения» - конкурс видеороликов на иностранном языке;
  • «Я с книгой открываю мир!» - издательство «Просвещение»;
  • «Символы» - издательство «Просвещение»;
  • «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»;
  • «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»;
  • Другие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД во внеурочной деятельности. Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 629 Баева М.Л.

Слайд 2

Создание условий для развития личности учащихся; Создание условий для позитивного общения вне урока; Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку. Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

Слайд 3

Познавательных УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия. Регулятивные УУД : целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка: умение давать оценку своим действиям; Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; управление поведением партнера в совместной работе над диалогом; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д. Личностные УУД : самоопределение; смыслообразование; умение решать проблемы планирования свободного времени. осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

Слайд 4

становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Слайд 6

Учащиеся 4В класса работают над созданием мультфильма по собственному сценарию “ A Tale about Six Brothers”

Слайд 9

«Британский Бульдог» - институт инновационного развития; «Символы» - издательство «Просвещение»; «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»; «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»; Другие.

Слайд 10

Проектные работы на английском языке, посвященные 70-летию Великой Отечественной войны, учащихся 7-х классов: Немова Александра и Рыжака Андрея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу....

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ

План - конспект внеурочного занятия по химии...

Презентация на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности".

Презентация на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности" (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции")...

Пути формирования УУД во внеурочной деятельности (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции").

Статья на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции")....

Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности

Информация о проектной деятельности, как о способе формирования УУД во внеурочной деятельности...