Формирование УУД во внеурочной деятельности.
статья на тему
Формирование УУД во внеурочной деятельности представлено через организацию проектно-исследовательской деятельности, драмматизацию английских сказок, участие в различных конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet._formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc | 82.5 КБ |
vystuplenie_na_konferentsii_16.04.16.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) во внеурочной деятельности.
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 629
Баева М.Л.
Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Цель внеурочной деятельности по предмету – английский язык:
- Создание условий для развития личности учащихся;
- Создание условий для позитивного общения вне урока;
- Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
- Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку.
- Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:
Познавательных УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка: умение давать оценку своим действиям;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
- управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;
- умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.
Личностные УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- умение решать проблемы планирования свободного времени.
- осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
- ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
- осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.
Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предназначение УУД:
- обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
- обеспечение целостности содержания образования;
- профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.
В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.
Регулятивные УУД:
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.
Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.
Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования:
"Виды УУД и их характеристика"
УУД | Характеристика |
Регулятивные УУД | |
Целеполагание | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно |
Планирование | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий |
Прогнозирование | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
Контроль | Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Коррекция | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
Оценка | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Волевая саморегуляция | Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
Познавательные УУД | |
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую) |
Преобразование модели | Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре | Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации |
Понимание | Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса |
Коммуникативные УУД | |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Постановка вопросов | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Разрешение конфликтов | Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Управление поведением партнера | Контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Личностные УУД | |
Самоопределение | Результат выбора учащимся своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных ситуациях |
Смыслообразование | Процесс творческого освоения субъектами образования созданных человеком знаний в процессе общественного развития |
Осознание себя активным гражданином страны | В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, в которой человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социума, способного влиять на социум |
Умение решать проблемы планирования свободного времени | Воспитание внутренних потребностей совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека; умение расходовать свободное время продуктивно |
Осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями | Принятие учащимся самостоятельных решений, развитие творчества, выбора содержания и способов самоучения и поведения |
Ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина | Воспитание фундаментальных жизненных ценностей – добро, красота, истина |
Планируемые результаты:
- становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;
- развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
- развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность на английском языке:
- Ежегодное участие в конкурсе Драмы на иностранных языках «Глобус» с драматизацией сказок на английском языке с учащимися 5Г класса.
- Организация и проведение окружного конкурса на английском языке «Я люблю спорт!» для учащихся начальной школы.
- Создание сценария и съемка мультфильма, посвященного спорту и Олимпийским играм;
- Участие в конкурсах различного уровня:
- Фестиваль Ирландской культуры в УГЛУ
«Британский Бульдог» - институт инновационного развития; - «Школа просвещения» - конкурс видеороликов на иностранном языке;
- «Я с книгой открываю мир!» - издательство «Просвещение»;
- «Символы» - издательство «Просвещение»;
- «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»;
- «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»;
- Другие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание условий для развития личности учащихся; Создание условий для позитивного общения вне урока; Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; Проявление интереса к внеклассной работе по предмету – английскому языку. Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.
Познавательных УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия. Регулятивные УУД : целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка: умение давать оценку своим действиям; Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; управление поведением партнера в совместной работе над диалогом; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д. Личностные УУД : самоопределение; смыслообразование; умение решать проблемы планирования свободного времени. осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)
становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Учащиеся 4В класса работают над созданием мультфильма по собственному сценарию “ A Tale about Six Brothers”
«Британский Бульдог» - институт инновационного развития; «Символы» - издательство «Просвещение»; «Россия спортивная» - издательство «Просвещение»; «Поздравительная открытка» - издательство «Просвещение»; Другие.
Проектные работы на английском языке, посвященные 70-летию Великой Отечественной войны, учащихся 7-х классов: Немова Александра и Рыжака Андрея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...
Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.
Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу....
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХИМИИ
План - конспект внеурочного занятия по химии...
Презентация на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности".
Презентация на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности" (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции")...
Пути формирования УУД во внеурочной деятельности (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции").
Статья на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции")....
Методический семинар по теме «Формирование модели организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО и ООО
СПОРТИВНАЯ СЕКЦИИЯ«ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ» Для учащихся 8-11кл....
Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности
Информация о проектной деятельности, как о способе формирования УУД во внеурочной деятельности...