Об инклюзии.
материал по теме

Епифанова Лилия Александровна

Моя школа, как и многие школы России постепенно и, надеюсь, безболезненно вводят инклюзивное образование. Некоторыми своими мыслями об этой проблемме я и хотела с вами поделиться, коллеги. Тема интересная, обширная и благодатная...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_inklyuzii.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития... нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех.»

                                                        Кофи Аннан 1998 год

Мне невероятно повезло с учениками, с которыми я занимаюсь индивидуально. Это старательные, усидчивые ученики, у каждого из которых есть свои особенности и  трудности. С каждым из них мне приятно общаться, надеюсь, что это взаимно. Опыт индивидуальных занятий натолкнул меня на ряд мыслей, которыми я и попытаюсь с вами  поделиться.

Каждое моё занятие начинается вопросами о том, как ученик справился с домашним заданием, не возникло ли проблем, всё ли получилось. Затем я предлагаю вспомнить правила по изученной теме и, если это необходимо, ученик может повторить его.

Задавая эти несложные вопросы и выслушивая ответы я, как уверена многие из нас, настраиваюсь на ученика: на его настроение, состояние здоровья на настоящий момент, выбирая оптимальный темп работы. Я заметила, что если ученик пришёл простуженный и периодически шмыгает носом, то и у меня через 10-15 минут вдруг тоже появится лёгкий насморк. Достаю салфетки нам обоим, чтобы не шмыгать в унисон.

Вспомните, я уверена, что и у вас были похожие случаи. Ученик пришёл на занятие не выспавшимся, постоянно зевает. Сначала это раздражает, потому что темп работы невысок, но к концу занятия вы с удивлением ловите себя на желании зевнуть, хотя выспались и до прихода ученика чувствовали себя бодро.

 Это эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать им эмоциональную поддержку. Эмпатия предполагает способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Как будто становишься этим другим, но вовлекаешься в его состояние не полностью, а оставаясь и собой также: именно это дает возможность в эмпатии сохранять разумность.

У всех есть общий базовый уровень эмпатии, именно благодаря ей устанавливается связь между младенцем и родителями, а позднее - между детьми. Сострадание и сочувствие, способность прощать, входить в чужое положение, отзывчивость, альтруизм, жалость, помощь, способность получать удовольствие от актерской игры – все это базируется на эмпатии.

Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (первыми в списке профессий идут педагоги). Поэтому в статистике средней продолжительности жизни помогающие профессии: врачи, учителя, психологи, социальные работники, живут приблизительно на 10 лет меньше, чем другие (если не защищают себя).

Поэтому для меня было важно в своё время не только научиться настраиваться на ученика, но и, настраиваясь на урок, помнить, что я несу с собой хорошее настроение, хорошее самочувствие, и, по большому счёту, получение знаний должно приносить удовольствие, как стороне, которая открывает новые знания и новые горизонты, так и стороне, которая выступает проводником в этот мир знаний.

Важным мне кажется и процесс промежуточной оценки результатов деятельности. Если я поправляю ученика, сделавшего ошибку, то важно найти и то, за что можно похвалить его. Допустим: вот тут ты допустил вычислительную ошибку, но в целом ты большой молодец, так как понял новую тему и неплохо справился с этим номером. Ученик всегда с благодарностью примет похвалу и будет стараться с удвоенной силой.

В конце занятия я, как правило, спрашиваю ученика, всё ли понятно в новой теме и справится ли он с аналогичными номерами дома. По ответу легко можно судить об первоначальном уровне усвоения темы и степени уверенности ученика в своих силах.

Вне всякого сомнения, инклюзия необходима детям с образовательными потребностями, только надо учитывать личностные возможности и ресурсы каждого ребёнка с проблемами в развитии.         Инклюзивное образование также важно и для здоровых детей, по той простой причине, что совместное обучение будет способствовать развитию у учащихся толерантности, формированию умения понимать и принимать окружающих такими, какие они есть, осознанию того, что все равны.

Создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды позволит разнообразить учебный процесс, повысит интерес и мотивацию учащихся, будет способствовать налаживанию коммуникационных мостиков дружбы, а также существенно расширит возможности для развития нравственных качеств у подрастающего поколения.

В тоже время нельзя инклюзию считать самоцелью. Создание новой системы образования не должно способствовать ликвидации специальных (коррекционных) учреждений, поскольку такой перегиб нанесёт непоправимый вред идее и самим детям, обучающимся в данных образовательных учреждениях.

Каковы же составляющие инклюзии?

-Кроме безусловной организации условий жизни и деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в атмосфере толерантности, наличии материально-технического обеспечения, расходах, которые необходимо увеличивать (а не сокращать, как планируют наши чиновники).

 - Создание адаптивной программы. На чём она базируется? Прежде всего, необходимо наличие методической базы как неотъемлемого аспекта в данном направлении.

- Подготовка, консультация кадров, основой которой является создание комплекса медицинского, психолого-педагогического и прочего сопровождения.

- Понимание родительской общественностью данной проблемы, её принятие также является составляющей инклюзии.

В заключении хочу процитировать бывшего министра внутренних дел Великобритании Девида Бланкетта, слепого от рождения: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную среду"

Презентация содержит материал по включению детей с аутизмом в общеобразовательную среду....

Инклюзия

Статья знакомит с понятием" инклюзия" и ее ролью в жизни ребенка с особенностями развития....

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть ре...

Инклюзия

Об  одной  талантливой  девочке,  родители  которой помогают ей  во  всём, так как она  плохо  слышитОб  одной  талантливой  девочке,...

«Роль классного руководителя в инклюзии»

Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил ш...