Профессионализм педагога - источник развития современного образования
статья по теме

Лебедева Ольга Юрьевна

Текст выступления на школьной педагогической конфкреции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalizm_pedagoga.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)    

Профессионализм педагога

Творчество педагога неповторимо,

это такое же высокое искусство,

как творчество композитора и

художника — а может быть,

 и куда более сложное.

(Слайд 2)    Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым. Среди этих факторов - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, личный уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

  (Слайд 3)    Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.  

    Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

(Слайд 4)

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

(Слайд 5)

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

(Слайд 6)

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.

(Слайд 7)

 Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.

(Слайд 8)

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

а) потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

б) тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

в) понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

г) умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение,

д) предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

е) знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

ж) способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

(Слайд 9)

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения.  Главная задача педагогической деятельности - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

(Слайд 10)

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

(Слайд 11)

На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

(Слайд 12)

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

1. уровень общей культуры;

2. психолого-педагогическая компетентность;

3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;

5. способности к педагогической рефлексии;

6. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

(Слайд 13)

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

(Слайд 14)

В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

а) высокая гражданская ответственность и социальная активность;

б) любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

в) подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

г) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

д) потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

е) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

(Слайд 15)

Требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе,   можно представить следующим образом:

а) высокая культура и нравственность;

б) самоотдача;

в) благородство;

г) острое чувство нового;

д) умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

е) максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

ж) общность идей и интересов учителей и учащихся;

з) творческое отношение к делу и социальная активность;

и) высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

к) принципиальность и требовательность;

л) отзывчивость;

м) эрудиция;

н) социальная ответственность и т.д .

(Слайд 16)

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

(Слайд 17)

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

(Слайд 18)

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.

(Слайд 19)

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести Ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья

Почётнее и радостнее нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами фи...

Активная субъектность личности педагога в пространстве современного образования в свете ФГОС второго поколения

«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе больш...

Инновационное развитие современного образования.

Дистанционная форма обучения — это получение образователь­ных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информа­ционно-образовательных технологий и систем телекоммуникации...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

Молодой педагог в условиях современного образования

Молодой педагог в условиях современного образования.Успех не приходит к тебе… ты идешь к успеху. Я думаю, что эти слова могут стать  девизом всех молодых педагогов Сургутского района. ...

Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"

Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции  педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

"Организация наставничества педагогов в условиях современного образования" (2020 г.)

            Один из федеральных проектов национального проекта  «Образование» -«Современная школа», в  реализации которого настав...