"Организация наставничества педагогов в условиях современного образования" (2020 г.)
статья

Евграшина Наталья Васильевна

              Один из федеральных проектов национального проекта  «Образование» -«Современная школа», в  реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология,  позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее  традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon evgrashinaprezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt2.08 МБ
Файл statya.docx574.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евграшина Н.В. учитель математики МБОУ «Лицей №17» Организация наставничества педагогов в условиях современного образования

Слайд 2

Федеральный проект «Современная школа» сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

Слайд 3

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель . Эрих Фроим

Слайд 4

Формы наставничества «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель -ученик»; «работодатель -студент». Документы, регламентирующие наставничество Положение о наставничестве

Слайд 5

Модели наставничества Модель Описание Целевая группа Задачи Коучинг Самообучение и саморазвитие Все категории работников Пополнение знаний, обучение новым навыкам Классическое наставничество (менторство) Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность Обучить педагога новым навыкам, помочь адаптироваться. Контролировать результат работы Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации Паритетное взаимодействие (buddying) Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного Все категории работников Передать знания и адаптировать работника ,оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду Критическое взаимодействие Два профессионала критически анализируют собственную работу Все категории работников Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи

Слайд 6

А даптационный Проектировочный К онтрольно - оценочный Определение сформированности профессионально значимых качеств; разработка адаптационной программы профессионального становления учителя Формирование потребности у учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков Формирование способности и стремления к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием Этапы работы

Слайд 7

Алгоритм взаимодействия посещение уроков наставника учителем - стажёром; совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций; демонстрация урока, курса учителем - стажёром; анализ устранения замечаний. анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; выявление проблемных зон учащихся, профессиональных затруднений учителя; консультации наставника для учителя – стажёра;

Слайд 8

Сопровождение педагога Организационное Коммуникативное Направления Информационное Методическое

Слайд 9

эМОЭЭ РЕ Оценка результатов наставничества УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКА

Слайд 10

Методики взаимного обучения педагогические прогулки; педагогический коучинг; профессиональные обучающиеся сообщества; межпредметный speed dating («быстрые знакомства»); проектная деятельность.

Слайд 13

Результативность Результативное участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах Аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке Закрепление на рабочем месте, удовлетворенность профессиональной деятельностью Объективная оценка достижений планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО



Предварительный просмотр:

                               Организация наставничества педагогов

в условиях современного образования

Если я люблю, забочусь, то есть  активно участвую

в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

              Один из федеральных проектов национального проекта  «Образование» -«Современная школа», в  реализации которого наставничество играет ведущую роль. Сроки его реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология,  позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее  традиционных способов. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. Основными формами наставничества  являются:

  • «ученик – ученик»;
  • «учитель – учитель»;
  • «студент – ученик»;
  • «работодатель - ученик»;
  • «работодатель  - студент».

              Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

             Более подробно хочу остановиться на форме  - «учитель – учитель»,  познакомить  с ее реализацией в нашем учебном заведении. Регламентирует эту деятельность -  «Положение о наставничестве».  Закрепление на месте работы или в должности педагога, молодого специалиста, повышение  профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне - основная цель этой формы.

Модели наставничества, применяемые в  МБОУ «Лицей №17»

Модель

Описание

Целевая группа

Задачи

Коучинг

Самообучение и саморазвитие

Все категории работников

Пополнение знаний, обучение новым навыкам.

Классическое наставничество (менторство)

Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять задание

Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность

Обучить педагога новым навыкам,

помочь адаптироваться.

Контролировать результат работы.

Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации

Паритетное взаимодействие (buddying)

Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного

Все категории работников

Передать знания и адаптировать работника, оценить эффективность изменений в работе педагога, сформировать команду

 Критическое взаимодействие

Два профессионала критически анализируют собственную работу

Все категории работников

Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи

           

  Наставник составляет программу, в которую включены три периода работы:

адаптационный – узнать сильные и слабые стороны  стажера, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы;

основной – реализация программы адаптации коллеги, проведение работы по коррекции умений и навыков;

контрольно-оценочный  – проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение  его готовности к выполнению своих обязанностей.

       Мы разработали алгоритм эффективного взаимодействия наставника и наставляемого:

  • анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
  • выявление проблемных зон учащихся;
  • выявление профессиональных затруднений учителя;
  • консультации наставника для учителя – стажёра;
  • совместное проектирование уроков, элективных курсов, консультаций;
  • демонстрация урока, курса учителем -  стажёром;
  • анализ устранения замечаний.

Сопровождение педагога происходит по направлениям:

             Диагностируются педагогические проблемы наставляемого, обеспечивается допуск к информации  из базы данных,  педагоги участвуют в конференциях, круглых столах, мастер – классах, обсуждаются возникшие проблемы.

               Оценка результатов происходит по следующей схеме: 

           

 Методики взаимного обучения педагогов в  нашем коллективе:

  • педагогические прогулки;
  • педагогический коучинг;
  • профессиональные обучающиеся сообщества;
  • межпредметный speed dating  («быстрые знакомства»);
  • проектная деятельность.

Результатом наставничества в коллективе являются:

  • аккумуляция и трансляция опыта в профессиональных сообществах, стажёрской площадке;
  • объективная оценка достижений  планируемых результатов: ГИА, ВПР, НИКО;
  • результативное участие педагогов и обучающихся  в конкурсах и олимпиадах;
  • закрепление на рабочем месте,  удовлетворенность профессиональной деятельностью.

     Наставничество – это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу, это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Так будем же его развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы НОУ в условиях современной школы

В статье "Организация работы НОУ в условиях современной школы" представлен обобщённый опыт работы с одарёнными детьми...

Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях

   Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм...

Научная организация труда школьника в современных условиях

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества  научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно...

Организация духовно-нравственного развития студентов СПО в условиях современных вызовов.

Духовно - нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела.  Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается...

Методическое сообщение "Детская музыкальная школа: организация учебного процесса в современных условиях"

Методическое сообщение посвящено основным тенденциям организации учебного процесса в современных условиях....

Организация ученических проектов в условиях современного образования

Нашему времени свойственна технологическая направленность. Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении школьника ...

Организация учебно-воспитательного процесса на уроках математики в свете требований Федерального государственного стандарта основного общего образования 2020-2021

На уроках математики мы можем не только обучать, но и воспитывать обучая. Задача каждого педагога вырастить полностью реализовавшуюся, самостоятельную личность, знающую и уважающую законы и национальн...