Развитие инновационного педагогического потенциала
методическая разработка на тему

Свительская Татьяна Петровна

управление образования и по делам детей красноперекопской райгосадминистрации

Развитие инновационного педагогического потенциала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свительская Татьяна Петровна,

учитель английского, немецкого языка, специалист

 

 

 

 

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.                Инновации и потенциал………………………………………………..4

2.                Реализация инновационного потенциала……………………………6

2.1.         Факторы, влияющие на педагогический потенциал……………….6

2.2.         Средства реализации инновационного потенциала педагога……..7

3.                Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление…………………………………………………9

Список использованной литературы………………………………………10

Приложение А - Комплект анкет для определения уровня новаторства учителей………………………………………………………………………...11

 

 

 

Введение

Инновации являются неотделимой частью современности. Век развития новых технологий не мог не отразиться и на образовательной системе.

Огромное количество исследований и переосмысление образовательной деятельности как инструмента подготовки нового поколения к реализации в жизненном пространстве привело к пересмотру как целей самой образовательной системы, так и средств их реализации.

Среди тесно связанного треугольника «учитель – знания – ученик» особое внимание всегда уделялось способам и технологиям взаимодействия преподавателей и учащихся. Так инновационный потенциал первых часто играет решающую роль в процессе восприятия и усвоения материала, передаваемого вторым.

В разработке данного проекта были поставлены следующие задачи, с решением которых выстраивались дальнейшая работа:

1)                определение инновационного потенциала как понятия;

2)                выявление факторов, влияющих на инновационный потенциал педагогов;

3)                определение средств реализации педагогического потенциала;

4)                выявление путей развития новаторского педагогического потенциала;

5)                разработка системы взаимодействия квалифицированных кадров для развития инновационного потенциала  педагога.

Так, данный проект направлен на выявление всех факторов, влияющих на стремление педагога к развитию собственного мастерства и его обучение новым способам профессиональной деятельности.

 

 

1.    Инновации и потенциал.

Модернизация образовательной системы требует от педагогических работников соответствия и постоянного развития их созидательного потенциала. Педагогический коллектив школы имеет большое влияние на становление личности учащихся, так способность учителей к инновационной деятельности сегодня считается одной из наиболее важных педагогических характеристик.

По определению педагогического терминологического словаря [2], инновационный потенциал — это описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов.

Тогда как Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения [5]

Инновация – это новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо). [3]

В отдельных случаях, инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим и представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [6, с. 29].

Еще одним подходом к пониманию сущности инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка. [7]

В области образования существует также множество мнений относительно того, чем является инновационный потенциал.

Педагогический терминологический словарь объясняет инновационный педагогический потенциал как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. [2] Сюда же включается желание.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и это привело к существованию разных подходов к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует термин «педагогическая инновация»: нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Из этого следует, что для инновационного потенциала конкретного педагога не является категоричным создание новшества в своей профессиональной деятельности. Новаторский потенциал может и часто сводится к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, подходе к ней.

Итак, несмотря на существование ряда определений, понятие инновационного потенциала достаточно размыто и отличается для разных областей применения.

 

 

2.    Реализация инновационного потенциала

2.1.        Факторы, влияющие на педагогический потенциал

Среди исследователей разработан целый комплекс на расчет взаимосвязи стремления к саморазвитию педагога, его готовности, желания отойти от уроков стандартного типа и факторов, способствующих этому.

Так, если рассматривать личность самого педагога, то можно воспользоваться комплектом анкет для определения уровня новаторства учителей, выявить общую картину потенциала коллектива и каждого педагога индивидуально. [4] (См. приложение)

Проанализировав существующие исследования (Корниловой Т.И., Зуевой Е. Н. и др.), опросив некоторых коллег различных педагогических категорий и основываясь на личный опыт, к факторам, влияющим на развитие инновационного педагогического потенциала, были отнесены следующие:

1)                нагрузка педагога: наличие времени на саморазвитие, требования в каждом конкретном учебном заведении к ведению документации и т.д.;

2)                рабочая среда: техническое оснащение, возможность обмена опытом как с коллегами «родственных» циклов предметов, так и с преподавателями несвязанных напрямую с данной учебной дисциплины, общение с методическим объединением и т.д.;

3)                потенциал учащихся: от уже выработанных навыков учащихся, имеющихся знаний, стремлений учащихся в изучении дисциплины, восприятия самого педагога и готовностью к восприятию инноваций…

Соответственно возникает необходимость разработки решений с учетом вышеперечисленных вопросов.

Однако прежде чем выдвигать соответствующие теории и предложения, следует разобраться, какими средствами инновационный потенциал реализуется в педагогической деятельности.

2.2 Средства реализации инновационного потенциала педагога

Проработав материалы по исследованию педагогического инновационного потенциала приходим к выводам, что наиболее четкое определение способов его реализации подано у Е.М.Горенкова. [1] В работах данного педагога-исследователя считается, что инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.

В понятии педагогической инновационной идеи заложены идеи возникшего нового подхода в реализации образовательных целей.

Инновацио́нный прое́кт  — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Данная деятельность является образцом разработки и поэтапной реализации сформулированной педагогической идеи. Чаще всего итогом является возникновение инновационной технологии.

Педагогическая технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса. [8]

Т.е. реализация возникшей инновационной идеи проходит с помощью применения инновационных технологий, которые в свою очередь являются положительным результатом разработанных инновационных проектов.

На данный момент существует неисчислимое количество таких технологий, классифицированных по различным критериям и уже практически применяемых в педагогической деятельности. Однако их количество и разнообразие выступают еще одной преградой в их освоении и практическом применении.

В данной работе особое внимание различным технологиям как таковым не уделялось, т.к. основным направлением деятельности считается организация оптимального пути ознакомления современного педагога с таковыми технологиями.

 

 

3.                Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление

Среди потенциальных препятствий на пути развития педагогического инновационного потенциала так же следует рассматривать следующие факторы: некая фобия встречи с нововведением, недостаток педагогического опыта, проблема самостоятельности и творчества, слабое мотивирование на профессиональный рост и недостаток технических средств.

Учитывая вышеперечисленные факторы, в результате работы над данным проектом были проанализированы способы ознакомления педагога с возникающими инновационными технологиями, а также определена и смоделирована система, способствующая реализации данной задачи;

Так были выведены следующие закономерности, способствующие развитию инновационного педагогического потенциала:

1)                уменьшение необходимости самостоятельного поиска и апробации инновационных технологий приводит к повышению стремления педагога к саморазвитию;

2)                доступ к ним без отрыва от рабочего места сделает необходимость использования инноваций менее тягостным и вынужденным;

3)                взаимообмен опытом с коллегами и специалистами содействует обогащению опыта педагога.

Как результат данного проекта выступают следующие предложения:

·                   на школьном уровне создать систему организованного посещения уроков коллег, как родственного цикла, так и других образовательных предметов (1-2 в неделю);

·                   на районном уровне в методический день посещать мастер-классы или консультации с методическим кабинетом (один раз в месяц);

·                   стимулировать применения инноваций поощрениями, при этом создав технические условия для применения инновационных технологий.

Список литературы:

1.                ‎aspu.ru/images/File/ilil_new/Gorenkov_uchitel.pdf

2.                didacts.ru/dictionary/1006/word/inovacionyi-potencial-pedagoga

3.                didacts.ru/dictionary/1010/word/inovacija

4.                isokgd.ru/.../awbwkyyknfazd%20xamjqxvpl%20rhvhdmjgskdtgns.

5.                Гребенюк, О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для ст-тов выс.учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004

6.                Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности Украины /М. Данько // Экономист. – 1999. – №10. – С. 26-32.

7.                Емельянов, С. Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона / С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская // Инновации. – 2006. – №2. – С. 20-32

8.                Терминологический словарь "Педагогические технологии" (Источник: О.С. Гребенюк, М.И.Рожков Общие основы педагогики)

 

 

 

Приложение А - Комплект анкет для определения уровня новаторства учителей

Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому

1.                Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

2.                Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

3.                Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

4.                Вы сотрудничаете с научными консультантами?

5.                Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

6.                Вы открыты новому?

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:

·                     критический уровень –  К < 0,45;

·                     низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;

·                     допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;

·                     оптимальный уровень – К > 0,85.

Анкета № 2: Информационная готовность педагогического коллектива

1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:

·                     на совещаниях и семинарах;  

·                     из средств массовой информации; 

·                     из книг по вопросам инноватики; 

·                     на совещаниях в школе; 

·                     из общения с коллегами в школе; 

·                     из общения с коллегами других школ.

Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива. 

Для оценки используют следующие показатели:

·                     критический уровень – К < 0,45;

·                     низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;

·                     допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;

·                     оптимальный уровень –  К > 0,85.

Анкета № 3: Мотивационная готовность педагогического коллектива  к освоению новшеств

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает 
к этому? Выберите не более трех ответов.

1.                Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2.                Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3.                Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4.                Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

5.                Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

6.                Потребность в лидерстве.

7.                Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8.                Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9.                Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10.           Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

11.           Потребность в риске, преодолении рутины.

12.           Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13.           Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета № 4: Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций

Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:

1.                Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

2.                Убеждение, что эффективно учить можно и по¬старому.

3.                Плохое здоровье, другие личные причины.

4.                Большая учебная нагрузка.

5.                Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.

6.                Отсутствие материальных стимулов.

7.                Чувство страха перед отрицательными результатами.

8.                Отсутствие помощи.

9.                Разногласия, конфликты в коллективе.

Примечание. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень ИППК.

Анкета № 5: Уровень новаторства учителей в школьном коллективе

К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Примечание. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК.
Программа развития ИППК является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности. Результатами ее реализации в практике работы школы являются:

на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;

·                     на организационном этапе – теоретическая готовность;

·                     на практическом этапе – практическая готовность;

·                     на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнями ИППК. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_potentsial1.docx78.15 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ КРАСНОПЕРЕКОПСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

        

Развитие инновационного педагогического потенциала

Республиканский конкурс проектов молодых педагогов «Шаги за горизонт»

Свительская Татьяна Петровна,

учитель английского, немецкого языка, специалист

2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Инновации и потенциал………………………………………………..4
  2. Реализация инновационного потенциала……………………………6
  1. Факторы, влияющие на педагогический потенциал……………….6
  2. Средства реализации инновационного потенциала педагога……..7
  1. Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление…………………………………………………9

Список использованной литературы………………………………………10

Приложение А - Комплект анкет для определения уровня новаторства учителей………………………………………………………………………...11


ВВЕДЕНИЕ

Инновации являются неотделимой частью современности. Век развития новых технологий не мог не отразиться и на образовательной системе.

Огромное количество исследований и переосмысление образовательной деятельности как инструмента подготовки нового поколения к реализации в жизненном пространстве привело к пересмотру как целей самой образовательной системы, так и средств их реализации.

Среди тесно связанного треугольника «учитель – знания – ученик» особое внимание всегда уделялось способам и технологиям взаимодействия преподавателей и учащихся. Так инновационный потенциал первых часто играет решающую роль в процессе восприятия и усвоения материала, передаваемого вторым.

В разработке данного проекта были поставлены следующие задачи, с решением которых выстраивались дальнейшая работа:

  1. определение инновационного потенциала как понятия;
  2. выявление факторов, влияющих на инновационный потенциал педагогов;
  3. определение средств реализации педагогического потенциала;
  4. выявление путей развития новаторского педагогического потенциала;
  5. разработка системы взаимодействия квалифицированных кадров для развития инновационного потенциала  педагога.

Так, данный проект направлен на выявление всех факторов, влияющих на стремление педагога к развитию собственного мастерства и его обучение новым способам профессиональной деятельности.


  1. Инновации и потенциал.

Модернизация образовательной системы требует от педагогических работников соответствия и постоянного развития их созидательного потенциала. Педагогический коллектив школы имеет большое влияние на становление личности учащихся, так способность учителей к инновационной деятельности сегодня считается одной из наиболее важных педагогических характеристик.

По определению педагогического терминологического словаря [2], инновационный потенциал — это описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов.

Тогда как Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения [5]

Инновация – это новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо). [3]

В отдельных случаях, инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим и представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [6, с. 29].

Еще одним подходом к пониманию сущности инновационного потенциала является ресурсный подход, согласно которому инновационный потенциал рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка. [7]

В области образования существует также множество мнений относительно того, чем является инновационный потенциал.

Педагогический терминологический словарь объясняет инновационный педагогический потенциал как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. [2] Сюда же включается желание.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и это привело к существованию разных подходов к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует термин «педагогическая инновация»: нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Из этого следует, что для инновационного потенциала конкретного педагога не является категоричным создание новшества в своей профессиональной деятельности. Новаторский потенциал может и часто сводится к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, подходе к ней.

Итак, несмотря на существование ряда определений, понятие инновационного потенциала достаточно размыто и отличается для разных областей применения.


  1. Реализация инновационного потенциала
  1. Факторы, влияющие на педагогический потенциал

Среди исследователей разработан целый комплекс на расчет взаимосвязи стремления к саморазвитию педагога, его готовности, желания отойти от уроков стандартного типа и факторов, способствующих этому.

Так, если рассматривать личность самого педагога, то можно воспользоваться комплектом анкет для определения уровня новаторства учителей, выявить общую картину потенциала коллектива и каждого педагога индивидуально. [4] (См. приложение)

Проанализировав существующие исследования (Корниловой Т.И., Зуевой Е. Н. и др.), опросив некоторых коллег различных педагогических категорий и основываясь на личный опыт, к факторам, влияющим на развитие инновационного педагогического потенциала, были отнесены следующие:

  1. нагрузка педагога: наличие времени на саморазвитие, требования в каждом конкретном учебном заведении к ведению документации и т.д.;

  2. рабочая среда: техническое оснащение, возможность обмена опытом как с коллегами «родственных» циклов предметов, так и с преподавателями несвязанных напрямую с данной учебной дисциплины, общение с методическим объединением и т.д.;

  3. потенциал учащихся: от уже выработанных навыков учащихся, имеющихся знаний, стремлений учащихся в изучении дисциплины, восприятия самого педагога и готовностью к восприятию инноваций…

Соответственно возникает необходимость разработки решений с учетом вышеперечисленных вопросов.

Однако прежде чем выдвигать соответствующие теории и предложения, следует разобраться, какими средствами инновационный потенциал реализуется в педагогической деятельности.

2.2 Средства реализации инновационного потенциала педагога

Проработав материалы по исследованию педагогического инновационного потенциала приходим к выводам, что наиболее четкое определение способов его реализации подано у Е.М.Горенкова. [1] В работах данного педагога-исследователя считается, что инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.

В понятии педагогической инновационной идеи заложены идеи возникшего нового подхода в реализации образовательных целей.

Инновацио́нный прое́кт  — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Данная деятельность является образцом разработки и поэтапной реализации сформулированной педагогической идеи. Чаще всего итогом является возникновение инновационной технологии.

Педагогическая технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса. [8]

Т.е. реализация возникшей инновационной идеи проходит с помощью применения инновационных технологий, которые в свою очередь являются положительным результатом разработанных инновационных проектов.

На данный момент существует неисчислимое количество таких технологий, классифицированных по различным критериям и уже практически применяемых в педагогической деятельности. Однако их количество и разнообразие выступают еще одной преградой в их освоении и практическом применении.

В данной работе особое внимание различным технологиям как таковым не уделялось, т.к. основным направлением деятельности считается организация оптимального пути ознакомления современного педагога с таковыми технологиями.


  1. Препятствия на пути развития инновационного педагогического потенциала и их преодоление

По итогам исследований, для развития инновационного потенциала в педагогической среде необходимо преодолеть следующие препятствия: некая форма боязни перед встречи с новым, слабое мотивирование на профессиональный рост, проблема самостоятельности и творчества, недостаток педагогического опыта и технических средств.

Учитывая вышеперечисленные факторы влияния на инновационный потенциал педагога, проблемы, встречаемые на пути к его развитию, структуру и иерархию взаимодействия педагогов, в результате данного проекта были проанализированы способы ознакомления педагога с возникающими инновационными технологиями, а также определена и модулирована система, способствующая реализации данной задачи;

Результаты работы над проектом привели к следующим закономерностям, способствующим развитию инновационного педагогического потенциала:

  1. уменьшение необходимости самостоятельного поиска и апробации инновационных технологий приводит к повышению стремления педагога к саморазвитию;

  2. доступ к ним без отрыва от рабочего места сделает необходимость использования инноваций менее тягостным и вынужденным;

  3. взаимообмен опытом с коллегами и специалистами содействует обогащению опыта педагога;

  4. систематическое и контролируемое выполнение действий на развитие педагогического потенциала способствует изменению отношения к необходимости введения инноваций.

Так мы предлагаем:

  • на школьном уровне создать систему организованного посещения уроков коллег как родственного цикла, так и других образовательных предметов (1-2 в неделю);

  • на районном уровне в методический день посещать мастер-классы или консультации с методическим кабинетом (один раз в месяц);

  • стимулировать применения инноваций поощрениями, при этом создав технические условия для применения инновационных технологий.

Данное предложение может быть представлено в следующем схематическом виде:

(смотреть электронное приложение)


Список литературы:

  1. aspu.ru/images/File/ilil_new/Gorenkov_uchitel.pdf
  2. didacts.ru/dictionary/1006/word/inovacionyi-potencial-pedagoga
  3. didacts.ru/dictionary/1010/word/inovacija
  4. isokgd.ru/.../awbwkyyknfazd%20xamjqxvpl%20rhvhdmjgskdtgns.
  5. Гребенюк, О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. для ст-тов выс.учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004
  6. Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности Украины /М. Данько // Экономист. – 1999. – №10. – С. 26-32.
  7. Емельянов, С. Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона / С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская // Инновации. – 2006. – №2. – С. 20-32
  8. Терминологический словарь "Педагогические технологии" (Источник: О.С. Гребенюк, М.И.Рожков Общие основы педагогики)


Приложение А - Комплект анкет для определения уровня новаторства учителей

Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому

  1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
  2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
  3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
  5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  6. Вы открыты новому?

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:

  • критический уровень –  К < 0,45;
  • низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
  • допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
  • оптимальный уровень – К > 0,85.

Анкета № 2: Информационная готовность педагогического коллектива 

1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:

  • на совещаниях и семинарах;  
  • из средств массовой информации; 
  • из книг по вопросам инноватики; 
  • на совещаниях в школе; 
  • из общения с коллегами в школе; 
  • из общения с коллегами других школ.

Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива. 

Для оценки используют следующие показатели:

  • критический уровень – К < 0,45;
  • низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
  • допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
  • оптимальный уровень –  К > 0,85.

Анкета № 3: Мотивационная готовность педагогического коллектива  к освоению новшеств 

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает 
к этому? Выберите не более трех ответов.

  1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
  5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
  6. Потребность в лидерстве.
  7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  11. Потребность в риске, преодолении рутины.
  12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета № 4: Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций 

Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:

  1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
  2. Убеждение, что эффективно учить можно и по¬старому.
  3. Плохое здоровье, другие личные причины.
  4. Большая учебная нагрузка.
  5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
  6. Отсутствие материальных стимулов.
  7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
  8. Отсутствие помощи.
  9. Разногласия, конфликты в коллективе.

Примечание. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень ИППК.

Анкета № 5: Уровень новаторства учителей в школьном коллективе

К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Примечание. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК.
Программа развития ИППК является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности. Результатами ее реализации в практике работы школы являются:

на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;

  • на организационном этапе – теоретическая готовность;
  • на практическом этапе – практическая готовность;
  • на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнями ИППК. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Организационно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала педагогических работников МАОУ «Гимназия №1»

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность призван...

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...