Самоанализ урока-как инструмент совершенствования работы учителя в условиях модернизации образования. Тезисы работы
статья на тему

Исследовательская работа учителя по проблеме Самоанализа урока учителем, как средстве совершенствования мастерства педагога.

Новизна работы заключается в представлении изменений подхода к самоанализу урока в рамках традиционного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС. Работа носит практический характер. Она содержит памятки и рекомендации для учителей.

Статья по теме опубликована в сборнике "Одаренность и ее развитие". Материалы Международной научно-практической конференции. Казань. 2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Самоанализ урока – как инструмент совершенствования работы учителя в условиях модернизации образования»

«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…»  В.А.Сухомлинский

                                                                                           

                                                                                                   МБОУ «Гимназия №52»

                                                                                            Приволжского района г. Казани

                                                                                                                учитель истории

                                                                                  высшей квалификационной категории  

                                                                                          Унжакова  Ольга Анатольевна.

Тезисы работы.

         Модернизация образования, новые стандарты накладывают на учителя особую ответственность. Самоанализ урока является необходимым и важным элементом  работы  педагога по совершенствованию своего труда.

        Актуальность темы очевидна. Современный урок отличается прежде всего тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание самоанализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации учителя  во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Учителя всегда работали над самоанализом своих уроков, но часто их критиковали за то, что  они просто пересказывают ход урока, объясняя  его этапы, содержание и методы работы.  Преподаватели не владели  навыками и компетентностью  по подготовке самоанализа  урока. Предъявляемые требования были неоднозначными и расплывчатыми. В связи с этим возникла необходимость проработать существующий материал по проблеме  и представить  рекомендации  и алгоритмы  самоанализа урока   в соответствии с новыми требованиями.

         Учитель должен однозначно понимать возможности самоанализа урока:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; 
-
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; 
-
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; 
-
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

 

          Педагогическая наука и опыт  выработали основные требования к анализу урока учителем.

   Основные требования к анализу урока учителем:

• цель и задача анализа темы;

• знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

• умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

• характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

• обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

• обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

• психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

• оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

• выполнение намеченных задач урока;

• оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

• умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

• удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

• намечаемые меры по устранению недостатков.

Существуют многочисленные подходы, типы, схемы, модели самоанализа  и оценки урока учителя. Все эти наработки заслуживают пристального внимания, изучения и практического использования.

            Изучение нормативных документов, требований ФГОС, педагогической и методической литературы, обобщение передового опыта учителей  выявило существенные изменения в подходах к самоанализу урока в новых условиях.

Что изменилось в подходах к самоанализу урока в новых условиях?

До введения ФГОС

По требованиям ФГОС

1. Чаще всего дается сразу после проведенного урока, обычно открытого или после посещения администрацией.

2.  Носит  большой эмоциональный оттенок

3.  Прослеживает содержание,  цели, этапы и методы работы на уроке.

4.  Часто носит отчетный, заранее подготовленный, формальный характер   и не является стимулом к совершенствованию работы.

5. Самоанализ  выступает как своего рода итог работы, не ставит перспективных целей.

  1. Требует  определенного времени после проведения урока.
  2. В связи с этим, самоанализ является необходимым для самого учителя, он объективно  мотивирует  его на совершенствование работы.
  3. Подготовка Самоанализа урока  требует от учителя определенной  компетентности, навыков. Необходимо выбрать вид самоанализа, его структуру.
  4. Учитель должен представить  детальный анализ своего урока  в соответствии с  планируемыми результатами
  5. Самоанализ  урока учителем является  этапом перспективного  планирования работы

               Впечатление от урока складывается не только на самом уроке, но и во время его обсуждения. Как же учителю выигрышно его проанализировать? Некоторые рекомендации:

-Определить и сформулировать требования к результатам освоения программы: личностные, метапредметные, предметные

-Привести примеры заданий и приемов работы, направленные на достижение результатов.

- Соотнести виды деятельности учащихся с УУД.

-  Что нового внес урок в процесс обучения и воспитания.

- Определить направления дальнейшей работы и резервы профессионального роста.

- Важно соблюдать меру. Анализируется не вся ваша работа, а отдельный урок.

- Учитель должен акцентировать внимание на соответствии урока современным требованиям в соответствии с ФГОС.

Таким образом, самоанализ урока не должен быть итоговой точкой работы учителя, не должен выполняться в угоду кому-либо. Этот вид работы педагога должен свидетельствовать о его профессиональном развитии, о высоком уровне ответственности за результаты своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа школы в условиях модернизации образования

Данная презентация содержит основные направления работы школы в условиях модернизации образования....

Презентация "Творчество учителя в условиях модернизации образования"

Презентация "Творчество учителя в условиях модернизации образования"...

Мониторинг – инструмент совершенствования деятельности учителя по улучшению качества образования.

Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для форми...

Самоанализ урока-как инструмент совершенствования работы учителя в условиях модернизации образования. Презентация

Презентация иллюстрирует работу учителя по теме, предлагает выводы и рекомендации...

Педагогическое эссе "Образ современного учителя в условиях модернизации образования"

Представленное эссе раскрывает образ современного учителя с позиций требований современного общества и образовательныхстандартов....