Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий
статья по теме

Рыбакова Елена Васильевна

текст доклада  для педагогической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vneurochnaya_deyatelnost.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий

Рыбакова Е.В. учитель литературы

                                                            МОУ Ломовская СОШ Рыбинского МР

 

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, к учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и научить детей думать, анализировать,  отбирать необходимую информацию.

Человек по своей сути существо интегративное, и жить ему приходится в интегрированном мире. Если процесс «образование» рассматривать как интегрированный процесс, то в него одновременно входит обучение, воспитание и развитие.

Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Идея интегративного (синтезирующего) образования – одна из концептуальных идей современной школы.  Цель интегративного обучения – формирование целостного видения мира. «Интегративный подход предполагает целостность и единство всего педагогического “здания”: предмета и образца образования и воспитания, содержания и методик, преподавателя и ученика, методов и форм внеурочной деятельности. Интегративный синтез различных знаний в единое целое – это и есть начало общечеловеческого педагогического опыта».[1] 

В методике и педагогике существуют различные подходы к осуществлению интегрированного обучения, но, учитывая интегральную природу человеческой личности, все учёные сходятся в том, что интеграция создаёт целостную картину мира, учит ребёнка видеть взаимосвязи и противоречия, у учащихся формируется умение и желание использовать ранее полученные знания, готовит учащихся к управлению процессом собственного образования.

Интегрированный и интегративный подход к образованию [2] обеспечивает выполнение стандартных требований в разных направлениях модернизации образования. Отсюда актуальна в современной методике проблема межпредметных связей и их более высокого уровня – интегративных взаимодействий.

  Сельский школьник имеет меньше возможностей для развития специально ориентированных компетенций, поэтому  в  практику работы Ломовской СОШ, где приоритетным считается гражданское образование, включена интеграция общего и дополнительного образования детей в урочной и внеурочной деятельности.  Изучая проблему интеграции, учитывая накопленный опыт решения данных вопросов, мы последовательно решали свои исследовательские задачи: возможности интегрированной театральной деятельности в формировании личностных, коммуникативных и метапредметных универсальных учебных действий. Не умещаясь в рамках урока литературы, некоторые - спорные, яркие, любимые - темы требуют продолжения в игре, в творческом общении, во внеаудиторных занятиях.  Так появились вечера сонета  и авторской песни, литературные гостиные и литературно-музыкальные композиции. Школьная внеурочная деятельность по литературе  проводится в рамках театральной мастерской «Мы и театр», в которую входят театральный кружок «Аленький цветочек» для учащихся начальной школы и театральная студия «Глобус» для учащихся среднего и старшего звена.

Театральная деятельность обеспечивает интеграцию разных видов деятельности: литературно-сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной, благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора вида деятельности, выбора себя в искусстве, участия в создании гуманистических ценностей. Средствами выразительности театрального искусства являются слово, музыка, движение.

«Интеграция музыкального и театрального искусств создает эффект целостности, обеспечивает сознательное освоение детьми всех предлагаемых в театре видов искусства: чтение текстов совершенствуют артикуляцию, хореография дает основы сценодвижению, работа над композицией танца тесно связана с мизонсценированием; появляется возможность получить необходимые знания о форме музыкальных произведений, о своеобразии средств музыкальной выразительности».[3]

Искусство театра обладает поразительной способностью сливаться с жизнью. Современная педагогика также рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Сегодня в условиях развивающейся электронной культуры, засилья  средств массовой информации необходимо искать способы, которые  помогут противостоять этому процессу. 

Жизнь театрального искусства в школе - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни, это усвоение определенных знаний по разным предметам.

Знакомясь с ролью, изучая характер своего персонажа, ребёнок ориентируется в понятиях «хорошо» - «плохо», «положительно» - «отрицательно», происходит формирование нравственных ценностей. Соотнесение событий спектакля и поступков героя с общепринятыми этическими и моральными нормами позволяет учащемуся провести границу между добром и злом, помогает строить межличностные отношения и, возможно, сделать правильный личностный моральный выбор в соответствующей ситуации в будущем.

Готовя спектакль по русской народной сказке «Морозко» вместе с педагогами воскресной школы при Благовещенском храме с. Дюдьково, мы учитывали не только особенности народных традиций, костюма, но и знакомились с православными традициями праздника Рождество. В школьном музее разыскали посуду, одежду, предметы крестьянского быта, получили разрешение на использование экспонатов в спектакле. Важно было погрузить ребят не только в сюжет пьесы, но и открыть нравственную суть христианских добродетелей: умение прощать, быть милостивым, смиренным и любящим. «Полюби ближнего своего, как самого себя», - именно эта заповедь Христа из Нагорной проповеди явилась главной идеей спектакля, где концовка была решена не как наказание за пороки, а прощение и возможность искупления вины.

Театральная деятельность позволяет школьнику самоопределяться и в профессиональных привязанностях, а в школьном театре можно быть и актёром, и режиссёром, и декоратором, и художником-осветителем, и гримёром, и хореографом, попробовать себя в разных социальных ролях.

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. В подростковый период происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Занятия театром в подростковом возрасте направлены на помощь в становлении самосознания подростка, на корректировку личностных проблем подростка.

В театральной работе с подростками большое место занимают литературно-драматические композиции. Использование литературно-драматических композиций позволяет значительно расширить репертуар, необходимый для данной возрастной группы. Подготовка сценического отрывка, который является органической частью большой композиции, повышает интерес к занятиям, ответственность, развивает чувство коллектива. Вместе с тем использование литературно-драматических композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися художественным чтением.

Литературная композиция «Лицей, который не кончается» (о Пушкине А.С. и его лицейских друзьях) возникла из традиции ежегодно отмечать Лицейский Пушкинский праздник 19 октября. Ребята посмотрели фильм «1814», заинтересовались жизнью воспитанников Царскосельского лицея, изучили биографии друзей Пушкина, постепенно составился сценарий. Возникла идея соединить две эпохи: так появились роли не только лицеистов, но и современников, которые пытались понять, что собой представляли люди другой эпохи, сопоставляли их со своими сверстниками, прогнозировали своё будущее.

Учащиеся, которые принимают участие в театральных постановках, по-новому относятся к урокам литературы, по-другому мотивируются на учебную деятельность,  у них возникает желание заняться поисковой деятельностью, «познакомиться» со своим персонажем кто бы он ни был: сказочный герой, историческая личность, учёный, поэт или государственный деятель. При создании зрительного и звукового образа спектакля у школьников формируется ощущение взаимосвязи всех выразительных средств  сценического искусства. Возникает инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации к спектаклю.

 Увлечение Пушкиным в школе было велико: информацию искали все, учителя литературы утверждали, что ребята с большим желанием учили стихи А.С. Пушкина, актёры собирали о своих героях сведения в книгах и Интернете, рассматривали живописные портреты 19 века и современных художников. Проявилось  универсальное коммуникативное учебное действие - совместное планирование праздника учителями и учащимися.

 Работа над ролью, ее толкование предстает перед школьниками как выстраивание интересной логики действий персонажа. Ученики сочиняют сценические биографии своих героев, ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Накапливается словарный запас, расширяются лексические значения слов, ребята учатся смысловому чтению, умению полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. В ходе игры проявляется уровень владения монологической и диалогической речью. Происходит применение ранее усвоенных знаний и умений и выработка новых: речевых, коммуникативных, творческих, практических.

В  год 200-летия Царскосельского лицея, 7 класс, занимающийся по программе Г.В. Москвина и Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, изучая биографию А.С. Пушкина, решил возродить спектакль  о лицеистах. Появилась новая трактовка: «Наставникам, хранившим юность нашу, // Всем честию и мёртвым,  и живым,// К устам подъяв признательную чашу,// Не помня зла, за благо воздадим!» Идея спектакля - благодарность  учителям. Появилось и новое название композиции: «Под сенью дружных муз!» В данном спектакле ребята проявили умение управлять и корректировать действия партнёров, умение разрешать возникающие в ходе общего дела конфликты и проблемы.

Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему,  которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника школы – это «образ компетентной, социально интегрированной и мобильной личности,  способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества».[4]

Как показывают психолого-педагогические исследования, старший школьный возраст - период жизненного самоопределения человека, период интенсивного формирования личности. Театр создаёт возможности формирования мировоззрения, целостной системы научных, нравственных и эстетических взглядов, с позиций которых старшеклассник воспринимает явления окружающего мира и определяет свое место в обществе.

 Интегративные театральные постановки формируют личностные универсальные учебные действия, направленные на самоопределение, развитие Я-концепции,   на  формирование  нравственных ценностей и идеологических взглядов  на историю и современность, на воспитание  этических норм.  Спектакли, связанные с историей страны  - литературно-музыкальной  композиция «С любовью в сердце и войной в судьбе» (по произведениям писателей-фронтовиков),   спектакль «Уж постоим мы головою за Родину свою!» (к 200-летию победы в войне 1812 года) -  пробуждают патриотические чувства в душах ребят.  Они начинают  глубже понимать, какие беды несет война, почему человек жертвует собой во имя других, кого можно считать настоящим героем. Эмоциональное воздействие текста бывает сильным и серьёзным, может повлиять на отношение  ребёнка к жизни, к миру, к людям    

 Коммуникативная деятельность формируется на каждом этапе создания спектакля, начиная с организации творческой группы. При формировании такой команды необходимо учесть факторы взаимной совместимости и слаженности, доброжелательности и партнерства. На этапе планирования и постановки  спектакля, деления на сцены и  мизансцены, в ходе репетиций  необходимо решить задачи  смыслового чтения, оценивания поступков персонажей, понимания характеров героев,  то есть формирование познавательных учебных действий.

В спектакле  по сказке  Г.Х. Андерсена «Соловей» формировались многочисленные универсальные учебные действия, присутствовали все интегративные связи: культура Китая стала связующим звеном. Сами шили костюмы, мастерили китайские веера, девочки 8 класса занимались хореографией танцевальных номеров спектакля. Всем хотелось влиться в общее коллективное дело, количество участников увеличивалось по мере постановки: появились роли цветов, лягушат, состязающихся поэтов, роли Любви и Болезни. В спектакле было задействовано 30 человек. Спектакль был отмечен дипломом «Лучшая сценография» в рамках XIV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга».

Самый важный этап в создании спектакля - исполнение перед зрителем. Исполнительская деятельность ученика направлена на достижение целостного представления о его герое, событии, процессе, которые отражаются в  спектакле. Исполнитель эмоционально настраивает себя на зрителя, находится в состоянии самоконтроля, он  должен быть готов к импровизации, к принятию неожиданных решений,  к корректировке не только своих действий, но и действий партнёра. В ходе спектакля проявляется сформированность  регулятивных учебных действий.

Рефлексивный  этап необходим начинающему актёру, он должен уметь самостоятельно оценивать свою деятельность и  анализировать игру партнёров. Системно-интегративный анализ  режиссёра после показа  спектакля  помогает  прогнозировать игру в следующих постановках.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому  принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место.

Внеаудиторные интегративные мероприятия являются стимулом расширения нравственного и культурологического кругозора учащихся, обеспечивают непрерывность и преемственность образовательно-воспитательного процесса на уроках и внеурочной деятельности как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий.

1.Адамко М.А. Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения. Материалы всероссийского научно-практического семинара. – Обнинск, 1990.

2.В.Зеленский. Словарь аналитической психологии

3.Некрасова Л.М. Театр как   вид искусства и его возможности в воспитании школьников. Университетский курс лекций. Санкт-Петербург,1997

4.Савина Л.Н. Интегрированные уроки литературы и методика их проведения в выпускном классе // Проблемы современного филологического    образования. Вып. 4.


[1] Адамко М.А. Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения. Материалы всероссийского научно-практического семинара. – Обнинск, 1990.

[2] Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. В.Зеленский. Словарь аналитической психологии

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса. 

[3] Некрасова Л.М. Театр как   вид искусства и его возможности в воспитании школьников. Университетский курс лекций. Санкт-Петербург,1997

[4] Савина Л.Н. Интегрированные уроки литературы и методика их проведения в выпускном классе // Проблемы современного филологического    образования. Вып. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной деятельности по химии, как компонент,способствующий формированию метапредметных универсальных учебных действий

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Использование полнофункционального мобильного лабораторного комплекса для формирования метапредметных универсальных учебных действий (ПМЛК).

В данной статье приведены примеры использования ПМЛК в исследовательской деятельности учащихся....

Портфолио - средство формирования метапредметных универсальных учебных действий

Цель языкового портфеля — способствовать развитию автономии обучаемого, обогащать его межкультурные знания, повышать языковую компетенцию и предоставлять возможность записывать свои достижения и...

"Коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников"

В данной статье автор делится личным опытом использования приема " Кластер" на различных этапах работы с учениками...

Игровой подход как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».

Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. ...