Классный час "Толерантность"
классный час (7 класс) на тему

Веровенко Ольга Александровна

Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная  проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов. Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Изменился и национальный состав городов. В нашем городе стали проживать, учиться люди  многочисленных национальностей. Все эти факторы породили то, что часть подростков оказалась под влиянием различного рода экстремистских рганизаций, религиозных и политических движений, пропагандирующих идеи насилия, расового и национального превосходства, непримиримости к людям иной веры. Не меньшую опасность представляет проникновение нетерпимости и дискриминация в систему межличностных отношений школьников. Поэтому вопрос толерантности актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_tolerantnost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Тренинг толерантных отношений»

В рамках программы «Правила правонарушений»

Форма: классный час – игра-дискуссия.

                                «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко                                            всем можно проявлять доброжелательность».

                                                                                                     Ж. Гюйо

                 «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Актуальность темы классного часа:                                                                                   Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная  проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов. Негативное влияние некоторых передач СМИ, переход страны к рыночным отношениям, глубокое расслоение общества, порождает в детях агрессивное поведение. Изменился и национальный состав городов. В нашем городе стали проживать, учиться люди  многочисленных национальностей. Все эти факторы породили то, что часть подростков оказалась под влиянием различного рода экстремистских рганизаций, религиозных и политических движений, пропагандирующих идеи насилия, расового и национального превосходства, непримиримости к людям иной веры. Не меньшую опасность представляет проникновение нетерпимости и дискриминация в систему межличностных отношений школьников. Поэтому вопрос толерантности актуален.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.

Цель: познакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности.     

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение                  вести позитивный диалог и аргументировать свою точку зрения, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем                   

             - осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире

         - развивать способности к сопереживанию                                                                                                                                                        - воспитывать уверенность и самоуважение

             - воспитывать понимание ценности каждого человека

             - ввести и закрепить определение термина “толерантность”

             - формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим     правам и правам других людей

Этапы проведения:                                                                                                Оформление доски – слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одобряю».    

 Вступительное слово учителя: « Окружающие меня люди»                                                  Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. В мире очень много несправедливости, горя и страданий.  До последнего момента никто ни мог сделать счастливыми всех людей. Но сейчас у нас есть шанс попробовать смоделировать справедливое и счастливое общество, где каждый сможет найти свое место, где не будет ни обиженных, ни угнетенных.  Для этого нужно всего лишь, чтобы каждый общался с похожими на него людьми, с теми, у кого есть что-то общее, например, размер ладошек. Наше общество должно быть веселым и беззаботным, потому что мы с вами будем играть. Самое главное условие этой игры все должны быть довольны и счастливы. Согласны с условием? Тогда начнем!

  Наступила весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что…

  Не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по-своему.

  Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?

  Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот.  Посмотрите на ваши ладошки – они у всех разные…

  Вывод:  (делают дети). Все люди разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то своё интересное, симпатичное.                                              Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами.

Учитель - дети:                                                                                                                                                 - Скажите, а какие из качеств вам нравятся в людях?

 - Уважаете ли вы в других то качество, которое вам нравится в вас самих?

 - Уважаете ли вы хорошие качества, которых нет у вас, в других?

 - Все ли люди заслуживают уважения? Почему?

 - Как вы выражаете уважение к другим?

 - Почему люди иногда проявляют неуважение к другим?

 - Что означает, когда мы говорим, что все люди заслуживают уважения?

  Как вы думаете – стала бы жизнь в нашем городе спокойнее и лучше, если бы люди проявляли больше уважения друг к другу?

  Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда  у нас возникает ощущение, что к ним придираются. Стремясь быть сильными, часто люди всё же остаются в одиночестве.

Как быть в этой ситуации? (Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки).

Какие же качества мы ценим в людях больше всего?

Учитель проводит небольшую игру на сплочение класса.

 «Инопланетянин». Основная задача игры – дать почувствовать участникам каждой группы, что они вместе, что их что-то объединяет, создать веселый, непринужденный настрой (класс делится на 2 - 3 команды в зависимости от численности класса).                                                                                                                                        Команды должны изобразить удивительного инопланетянина, причем каждый участник должен стать составной частью этого инопланетянина. Далее «инопланетяне» должны показать способ, которым они передвигаются, затем поздороваться и тепло попрощаться друг с другом.

У вас на столе лежат листы с изображением контура инопланетянина. Не важно, где живёт он, сколько ему лет.

Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь инопланетянину, чтобы он подружился с жителями на планете Земля.

(Из предложенного списка качеств дети выбирают и записывают на фигурке инопланетянина только положительные качества)

добрый   сильный   преданный    жадный    доверчивый     весёлый    злой       улыбчивый    трусливый         чуткий     смелый  обидчивый    честный      внимательный   великодушный  сочувствующий  заботливый    трусливый  верный    надежный    вежливый    особенный    отзывчивый     злопамятный   решительный    уверенный   капризный    любознательный    дружелюбный

 (предложить добавить свои качества)

Поочерёдно дети из групп называют выбранные качества.

А имеет ли значение цвет кожи или разрез глаз?    (ответы детей)

Стихотворение (читает ученик)

Дружба никогда границ не знает,                                                                                                   Нет преград для дружбы никаких.                                                                                           Дружба на земле объединяет                                                                                                          Всех детей – и черных, и цветных.

Пояснение учителя:

?    Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.                                                                                                                                                 ?    Сострадание – жалость, сочувствие, внимательность                                                                               ?    Великодушие – владение высокими душевными качествами, снисхождение к другим, готовность бескорыстно помогать.

А каким быть легче – добрым или злым?

Стихотворение (читает ученик)                                              

Быть легче добрым или злым?                                                                                                      Наверно легче злым.                                                                                                                   Быть добрым – значит отдавать                                                                                                      Свое тепло другим.                                                                                                                         Быть добрым – значит понимать                                                                                                              И близких, и чужих,                                                                                                                               И радости порой не знать                                                                                                      Заботясь о других.                                                                                                                  Конечно доброму трудней                                                                                                                 Но все же посмотри:                                                                                                                           Как много у него друзей,                                                                                                                  А злой всегда один.

Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ссориться  и ненавидеть друг друга. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья.

Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.

Ребята, посмотрите на человечков, которых вы сделали.

(Созданные фигурки прикрепляются на доску. Получился завершенный рисунок).

Что у них общего? (Голова, руки, ноги.)

Чем они отличаются? (Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз)

Совершенно верно, все мы разные, у каждого есть свои особенности. Не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы ЛЮДИ. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

Интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение и неприятие другого человека.

В то время как: (определения толерантности стараются сформулировать дети с помощью учителя)

- Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям

- Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше

- Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости - деловые отношения

Подведение итогов дискуссии в классе:

В процессе обсуждения ученики имеют возможность выразить своё отношение к полученным формулировкам (краткие формулировки записываются на доске).

Эмблема «Толерантность»

Ученики ищут сходство между рисунками, объясняя, что общего в этих рисунках, и выдвигают тезисы, которые отражали бы сущность эмблемы «Толерантность»:

- культура мира                                                                                                                                                                          - уважение права быть иным                                                                                                                                     - терпение                                                                                                                                              - доверие                                                                                                                                             - рука помощи                                                                                                                                        - дружба народов                                                                                                                               - терпимость к различиям                                                                                                                                              - доброжелательность                                                                                                                            - принимать других такими, какие они есть, так как каждый индивидуален                                                                                                                            - уважение человеческого достоинства                                                                   - способность поставить себя на место другого.

Заключительное слово учителя

Мы все разные, но быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательными к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...