Использование мультимедийных средств и электронных пособий на уроках истории и обществознания
статья ( класс) на тему

Андреева Ольга Сергеевна

В статье содержится обощение опыта применения ИКТ- технологии на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных средств и электронных пособий на уроках истории и обществознания

Андреева Ольга Сергеевна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №65»

гУлан-Удэ

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Поэтому компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает школе в решении этой задачи – научить ребенка учиться. Как показал опыт, у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. В процессе использования информационно- коммуникативных технологий можно решить следующие задачи:

  1. повышение мотивации изучения истории.
  2. формирование компетентности в сфере критического мышления и логики.
  3. привитие навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами.

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории способствует:

  • овладению каждым учеником знаниями по истории на минимальном базовом уровне;
  • формированию у учащихся умения работать с исторической информацией и навыков самостоятельного приобретения знаний;
  • стимулированию познавательного интереса к предмету, а значит эффективности обучения, повышению мотивации
  • осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования
  • индивидуализации обучения и снижению эмоциональной напряженности учащихся в процессе работы;
  • расширению форм внеурочной работы по предмету; реализации межпредметных связей.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Интеграция ИКТ способна придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в материал. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

При проведении уроков истории обществознания я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). На слайдах можно предложить учащимся образцы оформления рефератов, сообщений, эссе, создать памятки и алгоритмы решения познавательных задач, словарики по темам, воспроизвести ленту времени, использовать интерактивные задачники для повторения и закрепления материала. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр, недели истории, подготовке к олимпиадам и экзаменам.

Еще одним направлением внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс – использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам. Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

Таким образом, процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет

• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

• индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

• самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

• осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Использование мультимедийных технологий в процессе проведения интернет-уроков истории

Проведение Internet-урока требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать. Здесь и повышение мотивации учащихся, их интереса  к предмету, развитие дивер...

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...