Психологическая подготовка учащихся к олимпиаде (работа с одарёнными детьми)
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Психологическое сопровождение одарённых учеников. Психологическая подготовка к участию в олимпиадах. Цели олимпиады. Техники саморегуляции. Практические упражнения на релаксацию. Волевое дыхание. Гимнастика для глаз, для спины и плечевого пояса, для рук, для ног. Поведение во время тестирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая подготовка учащихся к олимпиаде (работа с одарёнными детьми) | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однажды Мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом. Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул. Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Мастер. — Иди за мной, — сказал он. Выйдя из лабиринта, Мастер, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел: — Посмотри вниз! С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони. — Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? — спросил Мастер. — Это несложно, — сказал ученик. — Нужно только внимательно присмотреться. — Найди его и хорошенько запомни, — велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав. — Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, — сказал Мастер, встретив ученика у выхода. — Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение. Желаю вам уметь подниматься над ситуацией!
Основной способ подготовки к олимпиаде – это самоподготовка. Цели олимпиады: – предоставить каждому ученику возможность проявить и далее развить свои способности. – тренировка навыков и умений.
Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов. незнакомая обстановка, ответственность. ограниченность времени на выполнение заданий.
Эмоции = факты – ожидания Если мы ожидали большего, а получили меньшее, то реакция будет отрицательной, скорее всего разочарование. Если мы получили больше, чем надеялись получить, то эмоция будет положительная. В зависимости от степени ожидания это может быть просто радость или безудержный восторг. Если ожидали что-то очень плохое, а получили просто плохое, то чувствуем облегчение. Если случившееся и ожидаемое совпали, то и эмоции будут нейтральными.
Стресс может быть связан и с самооценкой «олимпийца»: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности. Порой даже, способному ученику, трудно показать в должной мере знания, умения, навыки и способности.
Техники саморегуляции: упражнения на релаксацию, на концентрацию внимания, дыхательные техники самопомощи при волнении. Здесь важно создать атмосферу безмятежности и спокойствия. Уверенности «Я справлюсь!».
Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление ). Известно, что при эмоциональном напряжении, когда человек сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
"Волевое дыхание" Это упражнение необходимо для появления уверенности в своих силах и готовности действовать. (Повторяется несколько раз до появления результата) Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимайте руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад. После этого сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох с медленным одновременным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягайте мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Представьте себе, как руками вы прессуете воздух и направляете его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Важно создать позитивный эмоциональный настрой, снизить страхи, тревоги. Владеть навыками эмоциональной саморегуляции, приемами волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием.
замени волнение и самокритику подбадриванием себя . чувство уверенности одно из самых значимых качеств, определяющих успех в любом деле, в том числе в олимпиаде.
Всем участникам олимпиады удачи и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике.
В данной работе, предназначенной для подготовке одарённых детей из профильных социально-экономических классов к творческим проектам, олимпиадам школьного, городского и областного уровня. В данной разр...
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ
В статье освещаются вопросы отбора одарённых детей, работа с ними как на уроках, так и во внеурочное время, ньюансы работы с одарёнными именно по экономике....
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ как форма работы с одарёнными детьми
Доклад, подготовленный для выступления на районном методическом объединении учителей ОБЖ...
Работа с одарёнными детьми. Методика проведения олимпиад по биологии
Основные цели и задачи олимпиады школьников по биологии - пропаганда научных знаний и развитие у детей интереса к научной деятельности....
2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»
В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...