Психологическая подготовка учащихся к олимпиаде (работа с одарёнными детьми)
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Бычкова Светлана Андреевна

Психологическое сопровождение одарённых учеников. Психологическая подготовка к участию в олимпиадах. Цели олимпиады. Техники саморегуляции. Практические упражнения на релаксацию. Волевое дыхание. Гимнастика для глаз, для спины и плечевого пояса, для рук, для ног. Поведение во время тестирования. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка учащихся к олимпиаде работа с одарёнными детьми Материал подготовила Бычкова Светлана Андреевна педагог-психолог МОАУ «Гимназия № 7» (полного дня)

Слайд 3

Однажды Мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом. Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул. Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Мастер. — Иди за мной, — сказал он. Выйдя из лабиринта, Мастер, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел: — Посмотри вниз! С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони. — Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? — спросил Мастер. — Это несложно, — сказал ученик. — Нужно только внимательно присмотреться. — Найди его и хорошенько запомни, — велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав. — Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, — сказал Мастер, встретив ученика у выхода. — Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение. Желаю вам уметь подниматься над ситуацией!

Слайд 4

Основной способ подготовки к олимпиаде – это самоподготовка. Цели олимпиады: – предоставить каждому ученику возможность проявить и далее развить свои способности. – тренировка навыков и умений.

Слайд 5

Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов. незнакомая обстановка, ответственность. ограниченность времени на выполнение заданий.

Слайд 6

Эмоции = факты – ожидания Если мы ожидали большего, а получили меньшее, то реакция будет отрицательной, скорее всего разочарование. Если мы получили больше, чем надеялись получить, то эмоция будет положительная. В зависимости от степени ожидания это может быть просто радость или безудержный восторг. Если ожидали что-то очень плохое, а получили просто плохое, то чувствуем облегчение. Если случившееся и ожидаемое совпали, то и эмоции будут нейтральными.

Слайд 7

Стресс может быть связан и с самооценкой «олимпийца»: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности. Порой даже, способному ученику, трудно показать в должной мере знания, умения, навыки и способности.

Слайд 8

Техники саморегуляции: упражнения на релаксацию, на концентрацию внимания, дыхательные техники самопомощи при волнении. Здесь важно создать атмосферу безмятежности и спокойствия. Уверенности «Я справлюсь!».

Слайд 9

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление ). Известно, что при эмоциональном напряжении, когда человек сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

Слайд 10

"Волевое дыхание" Это упражнение необходимо для появления уверенности в своих силах и готовности действовать. (Повторяется несколько раз до появления результата) Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимайте руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад. После этого сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох с медленным одновременным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягайте мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Представьте себе, как руками вы прессуете воздух и направляете его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.

Слайд 13

Важно создать позитивный эмоциональный настрой, снизить страхи, тревоги. Владеть навыками эмоциональной саморегуляции, приемами волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием.

Слайд 14

замени волнение и самокритику подбадриванием себя . чувство уверенности одно из самых значимых качеств, определяющих успех в любом деле, в том числе в олимпиаде.

Слайд 16

Всем участникам олимпиады удачи и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике.

В данной работе, предназначенной для подготовке одарённых детей из профильных социально-экономических классов к творческим проектам, олимпиадам школьного, городского и областного уровня. В данной разр...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ

В статье освещаются вопросы отбора одарённых детей, работа с ними как на уроках, так и во внеурочное время, ньюансы работы с одарёнными именно по экономике....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ как форма работы с одарёнными детьми

Доклад, подготовленный для выступления на районном методическом объединении учителей ОБЖ...

Работа с одарёнными детьми. Методика проведения олимпиад по биологии

Основные цели и задачи олимпиады школьников по биологии - пропаганда научных знаний и развитие у детей интереса к научной деятельности....

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...