Коллективная творческая деятельность.
учебно-методический материал на тему
В этой статье вы узнаете, что такое КТД и почему оно так действенно в работе с детьми. Познакомитесь с этапами работы в детском коллективе и вместе с ним. Коллективная творческая деятельность, прежде всего, развивает в ребенке коммуникативные умения, навыки работы в группе. Развивает ответственность за свою часть дела и за общий результат. На деле можно с помощью наблюдения выявить талантливых организаторов и потенциальных лидеров и опираться на их инициативность в будущих мероприятиях. Главное педагогу, в этой деятельности, заинтересовать детей, это трудоемкая методика в первичном неразвитом коллективе, ведь педагог должен быть не организатором всего, а побуждать детей к организации и осуществленнии задуманного мероприятия ими. Ребята - субьекты деятельности. полноправные "рулевые", а педагог занимает позицию не "над ними", а "возле и вместе" с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТД | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит.
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. «Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.» (М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»)
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, родилась в середине 60-х годов ХХ века в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).
Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.
Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.
«Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе.» (И. П. Иванов, «Методика коммунарского воспитания»).
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Формы групповой деятельности отличаются от других форм прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
К формам групповой деятельности во вне учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.
Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.
Автор методики выделил несколько основных идей КТД:
•повседневная забота друг о друге;
•общие дела на пользу себе и другим людям;
•учитель – друг и советчик;
•основная работа в микроколлективах;
•весь процесс воспитания носит деятельностный характер;
•формирование микроколлективов происходит только через открытие перспективы дела;
•укрепление содружества старших и младших;
•чередование традиционных и творческих поручений.
КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Мотивом деятельности детей является их самоутверждение, самовыражение, самореализация.
По видам деятельности КТД классифицируются как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и другие.
При организации широко используются такие формы, как игра, состязательность, совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании, подготовке, проведении, и анализе КТД.
Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности
В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших
Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД.
КТД – это верный путь соединения и созидания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
КТД дают возможность:
Обучающимся:
•реализовать и развить свои способности;
•расширить знания об окружающем мире;
•приобрести навыки проектирования;
•проявить организаторские умения;
•закрепить коммуникативные навыки;
•формировать способности к рефлексии (анализу).
Педагогу:
•развивать творческий потенциал;
•совершенствовать организаторские способности;
•изучать коллектив;
•объединить воспитанников, педагогов, родителей;
•управлять процессом развития личности школьников;
•развивать рефлексивные способности.
В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (И. П. Иванов, «Методика коммунарского воспитания»).
Стадии организации КТД
Первая стадия – Предварительная работа. Педагоги и взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые затем могут быть предложены детям. Продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.
Вторая стадия – Коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми.
Этот разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.
Третья стадия – Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.
Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по – товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска и т. п.
Четвертая стадия – Проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно боятся отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из – за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также, боятся и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей для которых организуется дело, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.
Пятая стадия – Коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.
Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своём собственном и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.
Шестая стадия – Ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете воспитанники и воспитатели высказывали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями, говорили о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.
Приёмы проведения КТД
Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).
Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.
Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
Условия проведения КТД
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.
- Нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.
- Подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
- Учитывается опыт и знания учащихся, полученные в учебно – воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.
- Условия реализации и развития идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.
Коллективное творческое дело сегодня
В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:
- Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;
- Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;
- Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
- Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
- От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
- Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
- Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.
Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально – педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.
.
Список использованной литературы
- И. П. Иванов, «Методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.
- Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.
- М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.
- М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972 г.
- В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.
- В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические проблемы», Москва, МГУ, !989 г.
- Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.
- А. В. Петровский, «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.
- Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва, Педагогическое общество, 1998 г.
- http://nsportal.ru/
- http://socpedi.narod.ru/Rodnik/metod/ktd/ktd.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...
Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)
Коллективная художественная деятельность детей в школе, на занятиях в изостудии, в разных кружках, в летних лагерях...
Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования
В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и актив...
Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.
Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....
Коллективная творческая деятельность, подходы, технологии
В работе рассматривается влияние коллективной творческой деятельности обучающихся на развитие их коммуникативных навыков, лидерских качеств и творческих способностей...
Анализ коллективной творческой деятельности (презентация)
Презентация "Анализ коллекитвной творческой деятельности" поможет классным руководителям подвести итоги после проведения мероприятий, сделать выводы, получить рефлексию....