"Профориентация обучающихся с ОВЗ через формирование их личностных результатов на уроке АФК"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Полученные на уроке АФК знания, умения, и УУД помогают ученику представить индивидуальную траекторию развития, учитывающую его сильные и слабые стороны, на основе которых построить личную профессиональную перспективу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178.36 КБ |
![]() | 15.7 КБ |
![]() | 36 КБ |
![]() | 20.04 КБ |
![]() | 18.48 КБ |
![]() | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/21/novost_o_konferentsii.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/27/ermilova.jpg)
Предварительный просмотр:
"Профориентация обучающихся с ОВЗ через формирование их личностных результатов на уроке АФК"
Понятие ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- слепых и слабовидящих обучающихся;
- обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
- обучающихся с задержкой психического развития;
- обучающихся с умственной отсталостью;
- обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
Помимо обучающихся с ОВЗ в нашем образовательном учреждении есть ученики, требующие организации специальных условий для освоения программы физической культуры. Это категория соматически ослабленных детей, имеющих функциональные нарушения в состоянии здоровья, подтвержденные документом, в котором отражена необходимость индивидуального подхода в обучении на уроках физической культуры. С этой целью проводится урок адаптивной физической культуры.
Приоритетными целями урока АФК является
- восстановление диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, обеспечивающих адаптацию.
- ускорение периода адаптации ребёнка к школьной деятельности,
- накопление физических ресурсов, требуемых для успешной образовательной деятельности
«Портрет выпускника» по ФГОС включает личностные, метапредметные результаты и универсальные учебные действия, необходимые для формирования активной жизненной позиции школьника.
Приобретенные в рамках урока АФК результаты предполагают возможность обучающемуся самостоятельно создать индивидуальную траекторию развития, учитывающую собственные сильные и слабые стороны, на основании которых он может построить личную профессиональную перспективу.
На основе ФГОС основными личностными и метапредметными результатами освоения программы АФК будут:
-Формирование способности к рефлексии, самооценке, анализу и самоанализу;
-формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-формирование способности определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование позиции направленной, на осознанное выполнение и пропаганду правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Особенности профориентации обучающихся с ОВЗ и отклонениями в состоянии здоровья. (Выступление школьного психолога)
Цель мастер-класса: показать возможности профориентационной работы с детьми с ОВЗ в рамках образовательного процесса на примере урока АФК.
Задачи:
- Определить личностные и метапредметные результаты, способствующие верному выбору профессии
- Выявить основные противопоказания при выборе профессии.
- Сопоставить перечень профессий соответственно критериям с учетом имеющихся противопоказаний: 1) «Запретные» (по показаниям), возможные (с определенными рисками) и рекомендуемые.
- Определить значение физического здоровья при выборе профессии.
Противопоказания при выборе профессии (указаны в раздаточном материале). См. приложение
Перечень профессий (представлен в раздаточном материале). См.приложение.
Участники мастер - класса сопоставляют перечень профессий соответственно критериям с учетом имеющихся противопоказаний: 1) «Запретные» (по показаниям), возможные (с определенными рисками) и рекомендуемые.
В конце мастер-класса подводится итог: работа участников сравнивается с эталоном (правильная дифференцировка профессий соответственно индивидуальным особенностям). Дискуссия.
Таким образом нельзя недооценивать важность развития у обучающихся с ОВЗ межпредметных и личностных компетенций, направленных на их дальнейшую социализацию.
Предварительный просмотр:
Атериа́льная гиперте́нзия или гипертония (АГ) — одно из самых распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанное со стойким повышением артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. Общепризнанной является нейрогенная теория гипертонии – это нарушение регулирующих артериальное давление центров, развивающееся в результате перенапряжения нервных процессов.
Противопоказания:
- значительное нервно-психическое или физическое напряжение, негативные эмоции (гнев, тоска, страх, злость или ревность, ссоры, конфликты),
- резкие колебания температуры и высокие температуры, условия измененного атмосферного давления,
- быстрые предписанные темпы,
- работы в ночную смену, командировки, недостаточный сон,
- работы в цехах с горячими металлами и другими опасными веществами,
- работы на высоте, у движущихся механизмов, длительное стояние на ногах,
- работы, связанные с воздействием явно выраженного шума и вибрации,
- неудовлетворенность своей работой
- неправильное питание, малоподвижный образ жизни.
Показания:
- ровное и доброжелательное расположение духа,
- виды деятельности, обладающие успокаивающим действием (медитация, аутотренинг, прогулки, вязание, и др.)
- диета, насыщенная калием и магнием, витамином С
- отказ от продуктов, возбуждающих нервную систему,
- физическая активность – постепенно повышающаяся, аэробного характера,
- циклические виды нагрузок (велосипед, пешие прогулки, коньки, лыжи, плавание и др.)
- рациональный режим дня: чередование работы и отдыха, питания и движения,
- отказ от вредных привычек,
- работы консультативного характера
Список профессий:
Почтальон, электрик, учитель, дизайнер по интерьерам, агроном, экономист, менеджер по продажам, хирург, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, фармацевт, повар-кондитер, швея, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, искусствовед, библиотекарь, машинист крана, ветеринар, диспетчер по управлению воздушным транспортом, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, программист, официант, переводчик, психолог.
Противопоказаны | Имеются риски для здоровья | Предпочтительные |
Предварительный просмотр:
Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья. Это происходит из-за того, что дыхательные пути чрезмерно реагируют на разные раздражители. В ответ на раздражение они сужаются и вырабатывают большое количество слизи, что нарушает нормальный ток воздуха при дыхании. Хроническое воспаление, которое наблюдается у больных бронхиальной астмой, делает дыхательные пути чувствительными к аллергенам, химическим раздражителям, табачному дыму и т.д. При их воздействии возникают отек и спазм бронхов, в этот момент бронхиальная слизь вырабатывается в большом количестве. Это затрудняет нормальное прохождение воздуха по дыхательным путям во время дыхания. Бронхиальная астма имеет аллергическую природу, поэтому навредить могут любые внешние условия, снижающие защитные функции организма.
Как и при других заболеваниях органов дыхательной системы, людям с бронхиальной астмой
Противопоказаны:
- значительные физические и нервно-эмоциональные нагрузки,
- неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы,
- пыль,
- токсические вещества,
- контакт с веществами-аллергенами,
- натуживание, задержка дыхания.
Показаны:
- дыхательная гимнастика,
- пение,
- плавание,
- пешие прогулки,
- аутотренинг, медитация,
- аэробная нагрузка,
- постепенность нагрузки.
Список профессий:
Дизайнер по интерьерам, менеджер по продажам, летчик-испытатель, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, фармацевт, воспитатель ДОУ, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, реставратор, машинист электропоезда, ветеринар, диспетчер по управлению воздушным транспортом, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, налоговый инспектор, пилот гражданской авиации, официант, врач-стоматолог.
Противопоказаны | Имеются риски для здоровья | Предпочтительные |
Предварительный просмотр:
ДЦП — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.
Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач-невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
В связи с тем, что церебральный паралич — нарушение или порок развития мозга, другие симптомы, которые связаны с мозговой дисфункцией, могут появиться у детей с церебральным параличом. Например, сниженная способность к обучению, косоглазие, нарушения слуха, плохая речь, нарушение глотания, слюнотечение и нарушение моторной координации. Примерно, у трети всех пациентов с церебральным параличом бывают припадки. Дети с церебральным параличом часто с трудом набирают вес и растут. Зачастую появляется целый комплекс других проблемных состояний, не связанных непосредственно с мозгом, но очень осложняющих жизнь человеку: проблемы с дыханием, остеопорозом и другие.
Противопоказания:
- значительные физические и нервно-эмоциональные нагрузки,
- удержание привычных положений мышц и поз,
- работа с потенциально опасными механизмами,
- повышенные зрительные нагрузки,
- ритмичные звуковые и зрительные сигналы.
Показания:
- физические упражнения, стретчинг, массаж,
- аэробная нагрузка,
- релаксация, аутотренинг, медитация,
- тренировка выпрямления и равновесия,
- развитие мелкой моторики, предметно-манипулятивной деятельности,
- развитие зрительно-моторной координации.
Список профессий:
Биолог, дизайнер по интерьерам, экономист, агроном, менеджер по продажам, летчик-испытатель, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, фармацевт, швея, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, библиотекарь, машинист крана, искусствовед, ветеринар, диспетчер по управлению воздушным транспортом, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, налоговый инспектор, программист, официант, переводчик.
Противопоказаны | Имеются риски для здоровья | Предпочтительные |
Предварительный просмотр:
Миопия – заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость. Различают три степени близорукости:
- слабую,
- среднюю,
- высокую.
Миопия высокой степени – это серьезное заболевание, приводящее к патологическим изменениям в сосудистой и сетчатой оболочках глаза, предрасполагающим к таким осложнениям, как отслойка сетчатки, глаукома, что может привести к полной потере зрения. Несмотря на катастрофическое распространение миопии в мире, методов лечения этого заболевания на данный момент не существует, поэтому в настоящее время близорукость входит в число важнейших социально-биологических проблем человечества.
Противопоказания:
- упражнения вниз головой,
- избыточное напряжение, натуживание,
- длительное напряжение зрительного анализатора,
- значительные нервно-эмоциональные нагрузки,
- тяжелая атлетика, прыжки, отжимания.
Показания:
- тренировка мышц глаза,
- правильный режим работы и отдыха с чередованием умственной и физической нагрузок,
- упражнения с переключением внимания,
- пребывание на свежем воздухе,
- аутотренинг, медитация,
- теннис, пинг-понг, бадминтон,
- закаливание, контрастный душ
Список профессий:
Почтальон, хирург, визажист, менеджер по продажам, летчик-испытатель, инженер, архитектор, нотариус, картограф, бухгалтер, дефектолог, пожарный, фармацевт, воспитатель ДОУ, химик-технолог, метеоролог, мастер маникюра, реставратор, машинист электропоезда, ветеринар, инспектор ГИБДД, электрогазосварщик, коммерческий агент, штукатур-маляр, налоговый инспектор, журналист, официант, врач-стоматолог.
Противопоказаны | Имеются риски для здоровья | Предпочтительные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-307694-1571137696.jpg)
Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
Итоговая работа по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...
Реализация личностных результатов на уроках географии в пятых классах
из опыта работы учителя географии Р.А. Афанасьевой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-458014-1403092453.jpg)
Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.
Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-129933-1506707443.jpg)
Активизация процесса обучения, как инструмент формирования личностных результатов на уроках географии.
Формирование личностных УУД на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/11/picture-383208-1715456292.jpg)
Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»
Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015641-1519548201.jpg)
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов (личностные результаты)
Личностные результаты обучающихся: учебная мотивация, коммуникабельность, воспитанность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541069-1417261098.jpg)
ОВИО «Наше наследие» как ресурс формирования духовно-личностных результатов обучения школьников
Материалы предназначены для учителей истории...