ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.
статья на тему

Горнеева Оксана Дмитриевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей применения технологии развития критического мышления в математическом образовании обучающихся школ и студентов ВУЗов. Описываются примеры применения различных приёмов на всех стадиях технологии.  Особое внимание уделяется необходимости формирования мотивации к познавательной деятельности через развитие критического мышления.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kriticheskoe_myshlenie.docx84.42 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманитарные науки

УДК 372.851

Горнеева О.Д. (г. Кузнецк, МБОУ лицей № 21)

Николайчук С.Д. (г. Кузнецк, КИИУТ (филиал ПГУ))

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ  И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.

Статья посвящена рассмотрению особенностей применения технологии развития критического мышления в математическом образовании обучающихся школ и студентов ВУЗов. Описываются примеры применения различных приёмов на всех стадиях технологии.  Особое внимание уделяется необходимости формирования мотивации к познавательной деятельности через развитие критического мышления.  

Ключевые слова и фразы: технология развития критического мышления, математическая компетенция, приёмы технологии, мотивация.

Основная масса современных обучающихся школ и студентов  ВУЗов испытывает затруднение в восприятии сложного математического учебного материала. Связано это со  слабой  мотивацией к познавательной деятельности из-за недостаточного уровня развития критического мышления. А ведь в современном мире именно критическое мышление позволяет человеку определить собственные приоритеты в профессиональной деятельности и принять индивидуальную ответственность за сделанный выбор, прогнозировать  последствия своих решений и отвечать за них. И именно математическая компетенция способствует умению структурировать ситуацию, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция обучающегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.[1]

Принципиально изменяется позиция преподавателя, он перестает быть носителем “объективного знания”, которое пытается передать ученику. Его главной задачей становится формирование мотивации обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в приобретении багажа знаний. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний при осуществлении действий в направлении поставленных целей.

Особенностями критического мышления являются:

   Во-первых, самостоятельность. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные, убедившись в их доказательности.

   Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Именно благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

    В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Процесс обучения пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы, ставить собственные индивидуальные локальные цели,  а затем достигать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему преподаватель, владеющий приёмами данной технологии.

    В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.  

  В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагог, работающий в русле критического мышления, должен использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы. Таким образом, обучающийся  будет вырабатывать качества, необходимые для продуктивного обмена мнениями: терпимостью, умением слушать других, ответственностью за собственную точку зрения. [2]

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу обучения, при которой участники образовательного процесса активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания об окружающем мире.

Технология критического мышления базируется на коммуникативно-деятельностном принципе обучения, предусматривающем диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а компетентность, которая формируется постепенно, в ходе развития и обучения. Кроме того, обучающиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания,  изучать причины и последствия различных явлений и т.д.  Каждый обучаемый, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

 Применение данной образовательной технологии предусматривает следующие стадии проведения занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Первую стадию - вызов  называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном занятии, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Вторая стадия - осмысление  дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Эта  стадия  предусматривает  активную  работу  с  разнообразными источниками  информации:  таблицами,  схемами,  документами,  учебником.

Третья стадия - рефлексия – позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

Рассмотрим конкретные примеры применения наиболее подходящих в математическом образовании приёмов технологии критического мышления. 

На первом этапе целесообразно использование приёма «Таблицы знаний». Заполняя графу «Это я знаю», обучающиеся актуализируют текущие знания. Заполняя графу «Новые знания», обучающиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при изучении новой темы (рис. 1).

На данном этапе также целесообразен приём «Мозговой штурм». Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме, затем следует обмен информацией.

На втором этапе занятия возможно использование приема «Зигзаг». Данная стратегия используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого необходимо разбить изучаемый материал на смысловые части для работы нескольких групп обучающихся. Обучающимся выдаются задания различного содержания, над которыми они сначала работают индивидуально. Затем составляются новые группы так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Идеи и мнения по ходу рения задач обсуждаются, дискутируются и принимаются совместные решения. Затем обучающиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Например, обучающимся предлагаются задачи на вывод различных формул площади треугольника на основе известных формул площадей прямоугольника и параллелограмма, затем весь материал обобщается и систематизируется. (Задача № 1: Найди площадь прямоугольного треугольника, если известны его катеты, используя дополнительное построение и знание о площади прямоугольника. Задача № 2: Найди площадь треугольника, если известна его высота и сторона, к которой проведена эта высота, используя дополнительное построение и знание о площади параллелограмма. Задача № 3: Найди площадь треугольника, если известны две его стороны и угол между ними, используя дополнительное построение, определение синуса, формулу площади параллелограмма.)

Для обучения студентов ВУЗов на  втором этапе применения технологии критического мышления можно использовать приём «Продвинутая лекция», суть которого состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели. Преподаватель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активной работе.

К примеру, после того, как преподаватель приводит свой пример по теме занятия, он может дать возможность студентам сделать то же самое. Так, при рассмотрении понятия сложной функции можно предложить студентам привести пример сложной функции, представляющей собой суперпозицию заданного числа функций. В конце лекции целесообразно дать задание, выявляющее понимание студентами только что изложенной лекции: сделать определённый вывод на основе фактов, изложенных в лекции, переформулировать утверждение, рассмотренное в лекции при изменении каких-либо условий, сравнить два утверждения.  

На третьем этапе одним из наиболее эффективных является приём «Представление информации в кластерах».

Кластеры – графическая форма, суть которой заключается в том, что на листе записывается или зарисовывается основное понятие, а по сторонам от него фиксируются понятия (слова, формулы), с ним связанные.

К примеру, кластер одного из ключевых понятий темы «Тетраэдр» представлен на рис. 2.

                                               

        

В ходе обучения математике с использованием технологии критического мышления  решаются следующие задачи: обучающиеся учатся ставить цели и планировать деятельность по их достижению; учатся добывать нужную информацию, используя доступные источники, обрабатывать и передавать ее; совершенствуют навыки работы в команде, учатся высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение, вносить посильный вклад в достижение общего результата, грамотно использовать в речи математические термины и применять математические знания и умения в реальных ситуациях; приобретают навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Таким образом, используя технологию развития критического мышления, преподаватель способствует формированию у учащихся математической компетенции, необходимой для осуществления продуктивной и осознанной деятельности по отношению к объектам реальной действительности. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Список литературы:

  1. http://stud24.ru/pedagogy/primenenie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya/187523-546852-page1.html  Применение технологии развития критического мышления на уроках математики.

  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-571932.html Теоретические аспекты технологии критического мышления.

Сведения об авторах: Горнеева Оксана Дмитриевна, учитель информатики и математики первой квалификационной категории МБОУ лицея № 21 города Кузнецка.

Николайчук Светлана Дмитриевна, ст. преподаватель КИИУТ  города Кузнецка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...