«КТО УДАРИТ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ ТВОЮ, ОБРАТИ К НЕМУ И ДРУГУЮ»
статья по теме

Кочуганова Любовь Алексеевна

ЗАЧЕМ  НУЖНА  И  НУЖНА  ЛИ  СЛУЖБА  ШКОЛЬНОЙ  МЕДИАЦИИ ?

 

Одной из первостепенных и актуальных задач российского образования является \

развитие школьной службы медиации как системы, призванной способствовать

разрешению конфликтов, обучать участников образовательного процесса  разрешать конфликты

цивилизованными способами,  альтернативными  авторитарным способам разрешения конфликтов 

которые в современных социально-экономических условиях широко применяются в образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx60.38 КБ

Предварительный просмотр:

УДК_______

 «КТО  УДАРИТ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ ТВОЮ,

ОБРАТИ  К НЕМУ  И  ДРУГУЮ»

Кочуганова Любовь Алексеевна

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино

Россия, г.Пущино

E-mail:  Ko4uganova@rambler.ru

       Аннотация: Одной из первостепенных и актуальных задач российского образования является развитие школьной службы медиации как системы, призванной способствовать разрешению конфликтов, обучать участников образовательного процесса  разрешать конфликты цивилизованными способами,  альтернативными  авторитарным способам разрешения конфликтов  которые в современных социально-экономических условиях широко применяются в образовательных организациях.

       Abstract: One of the primary and urgent tasks of Russian education is the development of school mediation services as a system aimed to promote conflict resolution, train the participants in the educational process to resolve conflicts in a civilized manner, alternative to the authoritarian methods of conflict resolution which in modern socio-economic conditions are widely used in educational institutions.

       Ключевые слова: организация, образование,  школа, конфликты, разрешение, служба, медиация; Organization, education, school, conflict, resolution, employment, mediation.

       Важнейшим ресурсом развития российского общества является система образования. Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс  обучения и воспитания, осуществляемый в образовательной организации.  Как социальный институт, образовательная организация объединяет общей целью большое количество разновозрастных и разностатусных людей. Администрация образовательной организации,  педагоги, вспомогательный персонал,  обучающиеся и их родители являются полноправными участниками образовательного процесса и естественно межличностного  взаимодействия  в его рамках. Многогранное межличностное взаимодействие участников образовательного процесса включает в себя и наличие конфликтов, так как там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества конфликты неизбежны. Конфликты были всегда  и  сегодня никому не надо доказывать о их наличии в образовательной организации. Безусловно, позитивный эффект разрешения конфликта может способствовать улучшению  межличностного общения в целом, но и сами конфликты при правильном к ним отношении, могут научить  оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения, приобрести навык выхода из сложных конфликтных  жизненных ситуаций. Цивилизованное разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её. Учитывая то, что воспитание детей происходит в пространстве личностных взаимоотношений, то образовательная организация призвана не только обучать, но и правильно воспитывать, то есть всячески способствовать усвоению обучающимися цивилизованных средств, формирующих нравственные качества личности. Кто должен заниматься воспитанием и вообще возможно ли  отделить  обучение от воспитания?  Воспитание - это не столько тематические мероприятия, которые направлены на формирование каких-то конкретных качеств и часто носящих формальный характер,  сколько постоянный процесс, в котором образ учителя играет первостепенную роль. Ученика воспитывает все: внешний вид педагога,  уровень его  эрудиции и социального интеллекта, морально-нравственные качества, а также умение договариваться и разрешать конфликты, но вот вопрос всегда ли взрослый (учитель, родитель, значимый взрослый, любимый герой…) способен собственным примером продемонстрировать подросткам различные способы и приемы разрешения конфликтов. На что нацелена  образовательная организация? На избегание конфликтов, на подавление конфликтов, на их изучение, на изучение ситуаций, конфликты провоцирующих, на поиск цивилизованных способов их разрешения или еще на что-то?

       Администрация образовательной организации должна  ориентировать всех участников образовательного процесса на коммуникацию, на развитие таких взаимоотношений, которые способствовали бы развитию социального интеллекта. В данном случае по определению В.Н. Кунициной социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем социального интеллекта является достаточная социальная компетентность. К сожалению, принятые во многих  образовательных организациях правила школьной жизни и способы реагирования на конфликты не способствуют развитию социального интеллекта: освоению обучающимися навыков цивилизованного общения, пониманию всего многообразия межличностных взаимодействий, культурных форм завоевания авторитета, отстаивания лидерских позиций, так необходимых  во взрослой жизни... Чаще всего взрослые участники образовательного процесса для разрешения конфликтов используют такие способы, как морализаторство, угроза наказанием, клеймение и формальное разрешение.

      Морализаторство – его так много, что подростки чаще всего не реагируют, а вынужденно терпят нотации взрослых, осуждающих не только поступок, но и самого подростка. В отличие от ориентационно-нравственной беседы в которой полноправно участвуют двое или несколько собеседников, морализаторство - это монолог взрослого, который разрушает коммуникацию, вызывает в обучающемся отторжение даже тех норм, которые в иной ситуации он бы признал справедливыми.

      Угроза наказанием, клеймение  -  некоторые ученики, которые часто являются провокаторами или участниками конфликтов клеймятся  взрослыми участниками образовательного процесса учителями, а иногда и родителями как девиантные, маргинальные личности. Испытывая страх перед конфликтами из-за неумения использовать их как ресурс для воспитания, учитель пытается настроить «хулигана» на учебный процесс посредством строгого разговора с ним, отправляет его к администрации или психологам на «перевоспитание», использует давление одноклассников, навешивает ярлык. Бывает, что родители одноклассников пишут заявления  директору с просьбой освободиться от таких обучающихся так как  они мешают осваивать образовательные программы их детям. В итоге не получив желаемого результата образовательная организация в отношении таких учеников использует более серьезные угрозы: отчисление из школы, постановка на внутришкольный учет, на учет  в КДН и ЗП, ОДН, перевод на домашнее или семейное обучение, в другую школу….

       Формальное  разрешение конфликтов чаще применяется, когда конфликт произошел между учащимися начальной школы. В этой ситуации педагог, как правило, пытается  донести до участников конфликта, что в конфликте виноваты оба и поэтому нужно помириться. Часто такой метод срабатывает в начальной школе, но не работает в средней и старшей школе, так как ситуации, вызывающие конфликты между подростками становятся все более дифференцированными. 

       Рассмотрев наиболее часто используемые, взрослыми участниками образовательного процесса способы  разрешения конфликтов между  учащимися мы видим, что авторитарные установки  избавляют детей от самоорганизации и делают ненужным развитие нравственных качеств личности. Кроме того, авторитарные способы  способствуют: формированию скрытого - открытого противостояния, заниженной самооценки,  вытеснению агрессии, недоверию,  примитивизации отношений… Обучающиеся перенимают этот  опыт и несут его в среду своих сверстников, не зная других, более цивилизованных способов разрешения конфликтов. Причем эти же методы для разрешения конфликтов используют чаще всего и взрослые участники образовательного процесса: учитель-учитель, администрация-учитель, родитель-учитель, родитель-родитель. Такие авторитарные способы разрешения конфликтов ничему хорошему обучающихся не учат и не являются цивилизованными.  Переняв такой опыт для многих  школьников применение силы является основополагающим фактором во взаимоотношениях, они считают насильственное разрешение конфликтов одним из самых эффективных способов и несут свои разрушительные навыки в социум. 

       Для того чтобы подростки осваивали действительно цивилизованные формы общения и деятельности, взрослые должны  быть для них примером. Кроме того через не авторитарные способы разрешения конфликтов взрослые обязаны управлять процессами, происходящими в детских и подростковых сообществах.

      Для того чтобы понять какие именно цивилизованные способы разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса  приемлемы в современных кризисных социально-экономических условиях и являются максимально экономически целесообразными вспомним библейскую историю.

      Для ветхозаветных людей было нормой исполнять закон мести  «око за око и зуб за зуб», позволяющий отвечать злом на зло. Закон был издан не для того, чтобы люди друг у друга вырывали глаза, а для того чтобы  обижающий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает он обижаемого.  Закон дозволял  за зло отплатить только равным же злом, не больше. Однако,  наказанный обидчик раздражался и обижал еще больше, а обиженный снова старался ему отомстить, и зло таким образом возрастало, множилось и не имело конца. Так и сейчас, современное общество пронизано насилием, жестокостью, преступностью. Средства массовой информации не скупятся на трансляцию передач пропагандирующих зло. Дети и подростки напитываются негативной энергией, принимают все увиденное и услышанное как образец для подражания. Наступило время, когда зла очень много, дети и подростки  ведут себя агрессивно, нагло, и не только со сверстниками, но и с взрослыми - родителями, учителями.

       Возвращаясь к истории, чтобы остановить  процесс приумножения зла, людям был дан новый закон       «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-41).  Это не значит, что вовсе не нужно разбираться в конфликтах и наказывать всякое зло, это значит, что делать это нужно цивилизованными способами. Когда дерзкий слуга первосвященника ударил Его в ланиту, не промолчал, не подставил ему другую ланиту, а кротко сказал: «если Я сказал… хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). Этот пример нам демонстрирует диалог (коммуникацию)  между конфликтующими сторонами, цивилизованное  прояснение конфликтной ситуации.

       Одним из цивилизованных способов разрешения конфликтов мы можем наблюдать в  международной деятельности президента Российской Федерации В.В. Путина. Он подставляет правую щеку, не отвечая на явные агрессивные нападки со стороны западных партнеров, то есть не отвечает тем же способом и тем самым не провоцирует конфликт и останавливает зло. Мы видим яркий пример цивилизованного способа недопущения, остановки, разрешения конфликтов  - цивилизованная коммуникация. Коммуникация В.В. Путина д-мастер класс по освоению цивилизованной коммуникации включающей в себя умение слушать и слышать, правильно, доступно, четко, ясно, аргументировано излагать свои мысли и не навязывать  их никому, держать паузу, отстаивать свою точку зрения, добиваться своего, сохраняя авторитет, лидерские позиции, личностные качества… Ориентируя школьников на достойную подражания коммуникацию, мы со временем увидим как подростковый социум начнет  «пpимеривание» этого опыта на себя, который  сыграет свою роль при формировании  индивидуального отношения к миру и людям. Развитые  коммуникативные качества позволят всем участникам образовательного процесса сохранять нормальные взаимоотношения в постоянно меняющихся условиях и тем самым не создавать конфликтных ситуаций, а если уж так случиться, что конфликт неизбежен эти качества позволят разрешить его цивилизованным путем.

       Если обида касается только тебя, когда от нее нет никому другому вреда, а в твоем сердце начинает кипеть чувство мести, тогда нужно попытаться побороть в себе чувство обиды и желание отомстить чтобы не позволить злу приумножиться. Побеждай врага своего великодушием и незлобием. «Если так будешь поступать, то не будешь и чувствовать обиды, а обидчик твой, хотя бы он был лютее всякого зверя, устыдится и не нанесет тебе другого удара; даже и за первый будет крайне обвинять себя, ибо ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых: они из неприятелей и врагов делаются их самыми близкими друзьями». Итак, еще один цивилизованный способ разрешения конфликтов. Мы призваны терпеть обиды, причиняемые каждому из нас отдельно. Терпение - это качество успешных людей, обида разрушает человека изнутри.Есть такой метод в психологии «Поступи нестандартно». Например, тебя обидели, не отвечай тем же, не держи в себе эту обиду, пересиль себя, угости обидчика конфеткой, сделай для этого человека что-то приятное, и  такой поступок приведет в замешательство обидчика, заставит задуматься над своим поступком, испытать чувство раскаяния за свое действие, попросить прощения и возможно даже поспособствует приобретению друга.

       Когда дело идет о спасении человека, о защите слабого, друга… тогда необходимо противостоять злу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). В обществе же  мы призваны защищать друг друга и быть готовыми даже умереть за ближнего. Очень модным стало в последнее время в подростковой среде снимать на мобильный телефон издевательства над кем-то из сверстников или слабых.  Хорошо бы было научить  подростков именно этому цивилизованному способу и тогда возможно нашлись бы подростки, которые вступились бы за обижаемых, остановив  зло.

       В основе образования включающего в равной степени в себя обучение и воспитание должна быть безусловная жертвенная любовь между участниками образовательного процесса, включающая в себя  умение цивилизованно общаться, желание понять, потерпеть,  стремление защитить, готовность оказать помощь…  Любовью гасить зло в самом начале.  Вспомнить русские сказки, на их примере учиться самим и учить обучающихся побеждать зло добром.

      Конфликты в образовательных организациях довольно частое явление и

идея необходимости работы с конфликтами медленно, но проникает в общество, издано много специальной литературы по конфликтологии, но управление конфликтами как осознанное действие в большинстве образовательных организаций не происходит.  

      Учить, воспитывать, направлять всех участников образовательного процесса на разрешение конфликтов цивилизованными не авторитарными способами могли бы школьные службы медиации. Главную роль в этих службах должна принадлежать  руководителю образовательной организации, который должен пройти курсы повышения квалификации по конфликтологии. Руководитель, особенно, если он использует  принцип единоначалия, выполняя свои должностные обязанности, должен хорошо владеть и уметь применять на практике цивилизованные способы разрешения конфликтов. В состав школьной службы медиации должны входить: педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, родители из членов родительского комитета и обязательно представители от каждого класса, желательно те, кто обладает  хорошо развитым социальным интеллектом. Основная  цель создания такой службы  в образовательной организации - примирение конфликтующих сторон, применяя не авторитарные способы разрешения конфликтов. Причем, в школьную службу медиации могут обращаться не только обучающиеся, но и учителя, родители – любой желающий из  участников образовательного процесса.

       Какими средствами будет осуществляться примирение сторон?

        Основой деятельности школьной службы медиации является организация примирительной встречи конфликтующих сторон, в ходе которой обсуждаются способы цивилизованного выхода из конфликта.    Взрослый должен выступать не в роли  управленца наделенного правом наказывать, заниматься морализаторством, а в роли наставника наделенного правом делится своим жизненным опытом, придерживаясь при этом общей идеологии – воспитание патриота нашей Родины с высоким уровнем развития социального интеллекта, имеющего правильные социальные ориентиры. Любовь, дружба, взаимопонимание, взаимопомощь, выработка позитивного отношения к людям и событиям, а также постановка и реализация целей составляют основу человеческого существования, именно на это должна быть ориентировано современное российское образование. В конфликтной ситуации ученик должен выступать в роли полноправного участника межличностного взаимодействия. Защита взрослого равно как и защита ребенка   в ситуации конфликта должна быть однозначно направлена на примирение сторон при этом необходимо обучать и тех и других  бесконфликтной коммуникации и оптимальному поведению в различных конфликтных ситуациях. Школьная служба медиации является каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми через самих детей, между учителями через учителей, между родителями через родителей и через другие комбинации взаимодействия. Участники образовательного процесса - медиаторы являются проводниками таких норм, реализуя их в ходе разрешения конфликтных ситуаций. Медиатор сам должен применять цивилизованные способы разрешения конфликтов и организовать особую рефлексивную деятельность, направленную на изменение взглядов участников конфликта. Участники должны обсуждать сам процесс поиска выхода из конфликта и его результат, тем самым они приобретают новые навыки в социальном взаимодействии и осваивают способы их закрепления. В результате такой деятельности и происходит собственно процесс образования. Следовательно, воспитательно-обучающая деятельность осуществляется на материале конфликтов с помощью школьной службы медиации. Задача медиаторов повлиять на конфликтующие стороны таким образом, применяя цивилизованные способы разрешения конфликтов, чтобы отношения между ними изменились: от ненависти, злобы и агрессии стороны нужно подвести, склонить к взаимопониманию. Результат примирительной встречи- принимаются и реализуются обязательства по заглаживанию вреда и осуществляются по отношению друг к другу восстановительные действия: извинение, прощение, понимание, принятие, то есть такие простые действия, на основе которых держится общество. 

       Задача службы школьной медиации - обучение участников образовательного процесса не избегать конфликты, а управлять конфликтами, демонстрировать умение не авторитарного разрешения конфликтов с целью распространения этого опыта между всеми участниками образовательного процесса и трансляция его через них в социум.

       В завершении хотелось бы обратиться к Вам: «Не ждите когда кто-то, где-то, когда-то создаст службу школьной медиации, управляйте конфликтами, начните внедрять цивилизованные способы их разрешения уже сейчас и возможно Ваши действия  кого-то научат, кого-то направят на путь истинный, кому-то изменят судьбу, а кому-то спасут жизнь».

     Список использованных источников:

  1. Бянкин Алексей. Правила активного слушания [Электронный ресурс] http://www.yourfreedom.ru/navyki-aktivnogo-slushaniya (дата обращения: 30.05.2015)
  2. http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/15

 

  1. «БИОФАЙЛ» научно-информационный журнал [Электронный ресурс ] http://biofile.ru/psy/11502.html (дата обращения 07.05.2016)

  1. Библейская школа духовного совершенствования. Евангелие от Матфея. Мф. 5.38-42. Не противьтесь злу силою.  http://www.vedmedenko.org/lection.php?num=27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У тебя есть право на защиту

конспект классного часа...

интегрированный урок "Байкал-слеза на щеке Вселенной"

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через созда...

интегрированный урок "Байкал-слеза на щеке Вселенной"

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через созда...

Интегрированный урок «Байкал – слеза на щеке Вселенной»

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через создание пр...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

Методическая разработка классного часа «Земля – слезинка на щеке Вселенной»

Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание взаимодействовать с природой Задачи: - воспитать у детей стремление к познанию экологических знаний и личному участию в пр...