Интегрированный урок «Байкал – слеза на щеке Вселенной»
методическая разработка по естествознанию (7 класс) по теме

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через создание проектов по их разрешению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bayk.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Байкал – слеза на щеке Вселенной»

Авторы: Малахова Марина Викторовна, учитель географии

Петрова Елена Александровна, учитель биологии и экологии

Задачи урока :

Образовательные – Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через создание проектов по их разрешению.

Развивающие – развивать: умения всесторонне оценивать природные условия и ресурсы территории;

развитие умений работы с различными источниками информации: со справочными и публицистическими материалами, Интернет-ресурсами.

Формирование критического мышления.

Воспитательные – формирование нравственной , гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния ;

Формирование чувства любви к родной природе;

Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин ;

Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, репродукции иллюстраций) посвященными Байкалу;

совершенствование навыков общения.

Ход урока: 

Звучит мелодия  шума воды.

При входе в класс распределение на группы (зеленый – экологи, желтый – туристы, синий- гидрологи, географы – красный).

Учитель географии:

Здравствуйте, ребята и все присутствующие гости. Мы рады Вас приветствовать на нашей экологической мастерской.  

Закройте на минуту глаза и представьте, то место где бы Вы хотели сейчас очутиться (ответы детей). А сегодня мы совершим путешествие в гости к Байкалу.  А помогут нам в этом экологи, географы, гидрологи и туристы.

Для того, чтобы нам легче было узнавать друг друга оденьте атрибуты, которые лежат у Вас на столах.

Тема нашей мастерской «в гостях у Байкала».

Учитель биологии:

Хотелось бы начать наше занятие со слов Александра Твардовского:

Байкал – бесценный дар природы,

Да будет вечен на Земле.

Я знаю, что некоторые из Вас бывали на этом озере и уже многое о нем знают. Ребята, что Вам известно о Байкале? Ответы детей.

Много ли мы знаем о Байкале? (нет)

Учитель географии:

Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем.

Подумайте, и скажите, что бы Вы хотели узнать сегодня о Байкале? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Мы сегодня должны:

- изучить состав байкальской воды;

- продолжить совершенствовать умения работать с различными источниками информации.

- узнать о животных, охраняемых законом.

- познакомиться с основными достопримечательностями  озера.         

Итак, внимание, ребята! На ваших рабочих столах, на желтых листах представлена инструкционная карта, по которой Вы должны выполнить свое задание. На выполнение и обсуждение вам 15 минут.  

РАБОТА ДЕТЕЙ.

Учитель биологии.
«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», говорят сибиряки. Сейчас мы увидим  это чудо природы - озеро, которое является объектом мирового  наследия.

Учитель географии.

Вода - одно из самых загадочных веществ нашей планеты. В воде Байкала очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода. Слово группе гидрологов. 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГИДРОЛОГОВ.

Учитель биологии:

Внимание! Видеоролик. Основу промысла байкальской нерпы составляет ценный мех. Жир, мясо и внутренние органы животных используются ограниченно местным населением. Нерпа – это животное, нуждающиеся  в особом внимании и охране. А как нам защитить символ озера Байкала? На этот вопрос ответят нам экологи.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКОЛОГОВ.

Учитель географии

Природоохранные организации в бассейне озера Байкал представлены заповедниками, национальными парками и заказниками. Они выполняют работу нужную и полезную, знать об их существовании и местоположении необходимо. С заповедниками и их обитателями ознакомят нас группа географов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕОГРАФОВ.

Учитель биологии.

Величественное синее море Азиатского материка, вода которого по-прежнему чиста и прозрачна – это Байкал. Небольшой город у подножия Хамар-Дабана – это Байкальск. Красота великого озера, мощь и удивительная гармония его пейзажей, воспеты поколениями путешественников, ученых, писателей и поэтов. Удивительный природный заповедник Сибири и сегодня зовет, притягивает нас с прежней силой. Есть интересная закономерность: побывавший здесь, на Байкале хоть раз, обязательно мечтает вернуться в эти волшебные края снова и снова. Именно о достопримечательностях этого удивительного края и расскажет на группа туристов. 

Выступление ТУРИСТОВ.

Учитель географии.

К мысли о необходимости активно защищать природу от самих себя люди пришли достаточно давно - еще в XIX веке. Нельзя сказать, что с тех пор в этом благородном деле

удалось ощутимо преуспеть, но благодаря природоохранному движению, на Земле еще сохранились участки относительно Дикой Природы.

Учитель биологии: Мы рады, что у нас получилось такое увлекательное и интересное путешествие в гости к Байкалу.

Сейчас хотелось бы понять насколько вы были внимательны. У вас на столах лежат карточки двух цветов: Красный и  Синий.

Мы будем предлагать утверждения, а вы поднимаете карточку, если согласны – красную, не согласны – синюю).

  1. С древнейших времен и до наших дней нерпа принадлежит к ценным объектам промысла. (да)
  2. Наряду с узаконенной охотой по-прежнему происходит браконьерство. (да)
  3. Достопримечательностью Байкала является мыс Игольный (нет).
  4. От Усть – Илимска до Байкала можно добраться только по воде (нет)
  5. В воде Байкала очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода (да).
  6. Нуждается ли озеро в охране? (да)

Учитель географии.

Ребята, на уроке байкаловедения мы с вами разучивали стихи. Кто может рассказать стихотворение о Байкале? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Инструктаж к выполнению работы

« Охрана нерпы».

  1. Внимательно прочитайте предложенный текст о нерпе.
  2. Из пластилина вылепите нерпу.
  3. Определите место обитания нерпы и поместите ее на макет Байкала.
  4. Из текста выделите основные условия, существования нерпы (вылепите их из пластилина, расположите в правильной последовательности так, чтобы у Вас получилась картина, свидетельствующая о том, что нерпу необходимо защищать).
  5. Составьте лозунги для защиты нерпы (каждый участник свой лозунг), напишите их на самоклеющихся листочках.  
  6. Подготовьтесь к защите своей работы и сформулируйте основные выводы.

Инструктаж к выполнению работы

«Изучение заповедников и их обитателей».

  1. Изучите карту «Заповедники Байкала».
  2. Определите место нахождения заповедников на озере Байкал.
  3. Соотнесите выданные фотографии с картой и заполните кроссворд и на коллаже прикрепите место расположения заповедника и животного охраняемого в этом заповеднике.
  4. Подготовьтесь к защите своей работы и сформулируйте основные выводы.

Инструктаж к выполнению работы

«Достопримечательности Байкала».

  1. Внимательно прочитайте предложенный текст о достопримечательностях Байкала».
  2. Изучить карту «Достопримечательности Байкала». Определить место нахождения известных достопримечательностей на карте.  
  3. Определите на чем можно добраться до этих мест (картинки).  
  4. Составить маршрут от  Усть – Илимска  до мест отдыха.  
  5. Подготовьтесь все разместить на общем коллаже.
  6. Подготовьте рекламу достопримечательностей (устно).

Инструктаж к выполнению работы

«Показатели качества воды и сравнение качеств байкальской воды с другими образцами»

1.Изучите этикетку на бутылке.

2.Откройте пробку в бутылке.

3.Налейте воду из бутылок в стаканчики.

4.Попробуйте воду на вкус, запах и рассмотрите на цвет.

5.Сделайте выводы о качестве байкальской воды (используйте материал «Свойства байкальской воды».

Основные нормируемые показатели качества питьевой воды:

 Общая минерализация – 100 – 1000 мг/л,

Кальций - 30-140 мг/л,

Хлориды – не более 350 мг/л,

Сульфаты – не более 500 мг/л,

Железо – не более 0,3 мг/л.