интегрированный урок "Озеро Байкал"
методическая разработка по естествознанию (9 класс) по теме

Шляхова Людмила Александровна

Водные ресурсы, проблемы их использования и охрана на примере озера Байкал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oz._baykal.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : «Водные ресурсы, проблемы их использования и охрана на примере озера Байкал»

       Цель : сформировать знания учащихся о водных ресурсах и проблемах их использования на примере оз.Байкал. На основе знаний о проблемах охраны природы показать межпредметную связь географии, биологии, химии.

      Оборудование: карта : «Горы юга Сибири», планшет «Озеро Байкал», иллюстрации, диафильм.

ХОД УРОКА :

  1. Орг.момент.
  2. Изучение нового материала :
  1. Что такое вода? Что такое вода на Земле, в окружающей нас природе?  Разве вода- это не только та бесцветная жидкость, что налита в стакан, реки, озера, ручейки и, наконец, в океан, покрывающий почти всю нашу планету , всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь? Тучи , облака, туманы, несущая влагу всему живому на земной поверхности- это ведь тоже вода.

Безгранично многообразие жизни. Она всюду, где есть вода. Нет живого существа , если нет воды.

Оказывается вот эта простая вода в стакане- она бесценна. А всегда ли помнит об этом человек, используя ее?

  1. Использование воды человеком
  1. Сельское хозяйство
  2. промышленность
  3. коммунальные услуги
  4. транспорт
  5. электроэнергия.
  1. Водные ресурсы – воды суши , пригодные для использования в народном хозяйстве.
  2. Использование водных ресурсов:
  1. Водоснабжение населения (в сутки человеку требуется 300-400литров воды)
  2. Промышленность (на производство 1т. Сахара -100тыс. л.; 1т. Капрона-500 тыс.л.)
  3. Сельское хозяйство
  4. Транспорт водный
  5. Гидроэнергия

Наша страна располагает огромными запасами водных ресурсов. Равномерно ли они распределены по территории страны?

Какие районы богаты водными ресурсами, какие – бедны?

По карте определите, какие районы нашей страны богаты водными ресурсами?

Использование водных ресурсов мы рассмотрим на примере оз. Байкал.

Каждому русскому человеку дорог Байкал и мы по праву можем гордится этой удивительной и неповторимой жемчужиной сибирской природы.

Но самое большое значение имеет оз. Байкал.

Что вы знаете о нем?

Байкал – глубочайшее озеро мира. В нем сосредоточенно более 80 % доступных для использования пресных вод России и 20 % мировых .

В последние десятилетия , когда проблема дефицита чистой пресной воды в мире волнует все человечество, водная масса озера привлекает особое внимание.

«Суровую и живописную красоту Байкала трудно передать красками, словами. Байкал захватывает человека своим светом, своей водой, своими скалами и кедрами, нераскрытыми загадками, - и остается в человеке навсегда. И навсегда поселяется мечта : хотя бы еще раз побывать на Байкале, на этом удивительном озере- море».

В летнюю жару воды Байкала нагреваются всего до 10-12градусов по Цельсию . Зато осенью и зимой Байкал отдает накопленное тепло. Он долго сопротивляется льду. Только в январе Байкал сдается 40 градусным морозам.

При исследованиях ледовых явлений в годы образования донного льда выяснили, что ледяным панцирем на дне покрываются не только камни но и сваи причалов, различные предметы. По мере увеличения толщины, ледяная корка отрывается и всплывает, иногда с мелкими предметами, галькой.

Причина этого : при очень низкой температуре в поверхностном слое образуется вода с t= 0, при этом такая вода при перемешивании течения опускается на дно и превращается в лед.

Гидрохимический режим озера и его бассейна

Формирование химического состава вод в реках бассейна Байкал происходит в основном среди слабых выщелачиваемых изверженных и метаморфических пород архея и протерозоя.

Ионный состав воды стабилен в пространстве и во времени.

H2SiO613т.т. из них 31т.т. идет в Ангару, а 500т.т. на донные отложения, диатомовые водоросли и спикулы губок. Ионы железа (III) 29 т.т. минерализуются в течение года. Кислород  9,5-100 мг/л –насыщаемость 75%. В течение года фитопланктон вовлекает в круговорот 286т.т. азота, 62 т.т. фосфора,  300т.т. кремния, 1т.т. железа, выделяя при этом 10.5 млн.т. кислорода.

Эпишура- главный фильтратор , но с повышением температуры на 4 градуса – гибнет.

Усиление хозяйственной деятельности человека привело к изменению химического баланса. Годовой сток минеральных соединений- 7,32 млн.т., органических соединений-0,6 млн.т.

За 34 года жизни Байкальско – целлюлозно - бумажного комбината было сброшено 1,5 млрд.м2 промышленных стоков.

Работа по графику стоков.

      По данным Лимнологического института гибнет эпишура – рачки.

      Фильтрация рыбой ядохимикатов  вызывает болезнь Минамата.

НСО3 -+ Са2+ = Са(НСО3)2 –жесткость

Са(НСО3)2= СаСО3 + СО2 +Н2О

СО22О= Н2СО3

Са(НСО3)2+ Na2SO4= CaSO4 + 2NaHCO3

NaHCO3+ H2O= NaOH+ H2O+ CO2

Na- + CI-= NaCI –засоление

ВЫВОД: происходит минерализация, повышается кислотность воды.

t=80 -100  С              промышленность         t=20 -40 С

t2= 4,50 -0,1 0 С              энергия                  t=0,5 0 С

                                              =

                                 Гибель эндемиков

Вывод: происходит тепловое загрязнение.

Ветры:

  1. Сарма – северо- западный
  2. Баргузин- северо- восточный
  3. Култук -южный
  4. Верховик- северный

          ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛА:

  1. ЦБК
  2. Молевый сплав леса
  3. Наплыв туристов
  4. Неумеренный отстрел животных.

      Как помочь озеру ?

  1. Создание заповедников.
  2. Регулировка уровня загрязнения воды.
  3. Запрет на промышленную рубку леса и его сплав.

Пусть потомки, как сейчас современники, всегда будут горды тем, что именно у нас такое чудо природы, как Байкал.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Озеро Байкал и действия с рациональными числами"

Конспект интегрированного урока по математике и географии....

Интегрированный урок по теме "Озеро Байкал" (география, математика)

На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными ч...

интегрированный урок "Байкал-слеза на щеке Вселенной"

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через созда...

интегрированный урок "Байкал-слеза на щеке Вселенной"

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через созда...

Интегрированный урок «Байкал – слеза на щеке Вселенной»

Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через создание пр...

Интегрированное мероприятие в 9-11 классах по биологии, экологии, география, химии, физике: «Урок чистой воды. Жемчужина Байкал».

Внеклассное  мероприятие   по биологии, экологии, география, химии, физике раскрывает тему экологических проблем водных ресурсов на примере озера Байкал. Здесь рассматриваются вопросы р...

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...