Интегрированное мероприятие в 9-11 классах по биологии, экологии, география, химии, физике: «Урок чистой воды. Жемчужина Байкал».
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Хамуева Татьяна Николаевна

Внеклассное  мероприятие   по биологии, экологии, география, химии, физике раскрывает тему экологических проблем водных ресурсов на примере озера Байкал. Здесь рассматриваются вопросы роли воды в природе и  жизни человека, физические свойства воды,факторы загрязнения атмосферы, пути решения экологических проблем. А также  раскрывается уникальность озера Байкал (органический мир, природа и климат) как участника Всемирного наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_chistoy_vody.zip2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Хамуева Татьяна Николаевна, МБОУ «Посольская СОШ»  Республики Бурятия.

Интегрированное мероприятие в 9-11 классах по биологии, экологии, география, химии, физике:

«Урок чистой воды.  Жемчужина Байкал».

Цель:  Увеличение объема знаний об окружающей среде региона, привлечение внимания к экологическим проблемам воды, озера Байкал.

Задачи: 

Образовательная – Углубить знания учащихся о структуре, компонентах и свойствах  воды и естественных природных сообществ на примере водного биогеоценоза -  озера Байкал.

Развивающая – Продолжить развитие умения выделять главное, самостоятельно работать с текстом и рисунками,  и другими источниками информации, извлекая из них нужную информацию;  логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, в том числе с использованием ИКТ; развитие речевых умений. Продолжить формирование  умения учащихся пользоваться приобретенными знаниями, умениями, навыками при осуществлении познавательных целей и задач;    

Воспитательная – Продолжить формирование бережного отношения к фауне и флоре на примере своей местности, своего региона; более глубокое осознание роли человека в природе и потребности охранять окружающий мир.

Прогнозируемый результат: Учащиеся углубляют знания экологической культуры на примере изучения водного биогеоценоза своей местности – озера Байкал.

Подготовка: учащиеся заранее готовят презентации о Байкале (географическое положение, климат, животный и растительный мир)

Ход мероприятия:

Звук – журчание воды.

«… Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество… ею проникнуто и охвачено».

О каком веществе идет речь?

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о воде.

А встречу назовем – УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ. Слайд 1

Как вы думаете,  почему об этом мы будем говорить сегодня? Слайд 2

5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия. Это долгожданное решение начинает новую эпоху в охране озера.

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки:

Ученик:

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И все это – только вода.

Какую роль играет вода в природе и жизни человека?

Слайд 3 (ответы учащихся)

Слайд 4:

¾ поверхности планеты покрыто водой.

Общий объем водных запасов 1400000000 км3

из них:

97% соленая вода

2,2% ледники

в атмосфере 0,2% воды

0,6% пресная вода

10% мирового запаса пресной воды в о. Байкал

ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСНАЯ ВОДА?

Слайд 5 – ресурс

Работа в группах с текстом дополнительного материала (любые источники информации):

1 группа – текст А. Экзюпери «Что такое вода?»

 Гимном этому веществу стали строки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса ,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, неведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».

Ответьте на вопрос: Что такое вода?

Слайд 6 – основа жизни

2 группа – «Роль воды в живых организмах» (биология 6 кл)

Слайд 7 – растворитель, переносчик веществ

3 группа – «Физические свойства воды» (физика 7 кл)

Слайд 8 – терморегулятор

Сделает вывод: Что такое вода?

Слайд 9 -

ресурс

транспортная система

основа жизни

растворитель

переносчик веществ

терморегулятор

Слайд 10 -

Почему озеро Байкал внесли в список участников Всемирного наследия? Чем уникален Байкал?

Презентации учащихся: «Животный и растительный мир Байкала».

Пояснения к презентациям:

Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчленены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. Озеро занимает глубочайший материковый грабен, лежащий на активном меридиане 105 градусов восточной долготы. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон. По берегам Байкала зимой можно наблюдать ледяные гроты и набрызги. Температура поверхности слоев воды в Байкале летом +8–9 °С, а в отдельных заливах + 15 градусов. Температура глубинных слоев +3–3,5   °С. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров.

Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки гаммариды- бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех известных рачковых видов в мире. Около 90% массы рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Его длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром поверхности воды его насчитывается до 3 млн. Каждая такая эпишура в год очищает 15 кубических метров воды, и чем ее больше, тем чище вода. Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет назад, и все поколения питались только естественными соединениями. А если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.

Макрогектопус – рачок тоже бесцветный и трудно различимый, но более солидный- до 3 см. Он работает ассенизатором. Все, что перестает двигаться, отмирает, тонет – его пища.

Байкал славится также неповторимой красотой природы, исключительной прозрачностью воды, большим разнообразием растительного и животного мира.

По данным Лимнологического института в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира.

Голомянка – рыбка маленькая. Малая голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но биологическая масса ее в Байкале самая большая. Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она прозрачная, через ее хвостовую часть можно разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба живородящая, икру не мечет, а прямо производит на свет 1,5–2 тысячи личинок.

Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др. Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.

Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию, Англию. Возможно, в скором времени Байкал не будет единственным местом обитания омуля. Для увеличения численности омуля в Байкале, на его притоке Большая Речка создан рыборазводный завод.

На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа (тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.

Нерпа питается голомянкой и не ест никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень, похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу? В этом удивительном озере появиться может все, и нерпа появилась здесь совершенно независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Просто в данный период развития Земли пришло время пропасть из мирового биологического вещества динозаврам и появиться другим животным, в данном случае нерпам.

Не менее привлекательна древесная и травяная растительность Байкала. Она одевает берега Байкала и оживляет окружающие его горы, делает их нарядными и живописными. Осенью, когда растительность принимает различную окраску, берега Байкала особенно красивы.

Тайга сплошным пологом покрывает отроги Баргузинского хребта от самых берегов Байкала. Темнохвойная тайга – настоящее украшение и богатство Подлеморья. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Они не боятся ни ураганных ветров, ни суровых температур этих мест. Рядом с ними соседствуют лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде больше в Сибири не живет так много бурых медведей, как на берегах Байкала), горностай, бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось, таежный северный олень и другие. Из птиц – кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка, рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал – это уникальная природная лаборатория.

На Байкале нередко бывает тихая погода, но из долин в сторону озера дуют сильные ветры. Наиболее известны Баргузин, дующий из долины Баргузина, и Сарма, дующий из долины реки Сармы. Ветры на Байкале сильные, порывистые, что крайне опасно для судов, особенно поздней осенью, когда на озере бушуют штормы.Байкал отличается большим количеством часов солнечного сияния. Например в поселке Большое Голоустное оно доходит до 2524 часов и является рекордным для России. Дней без солнца в году здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.

Вернемся к названию урока «Урок чистой воды».

Что значит чистая вода?

Выполните опыт: Определите пригодность воды для питья.

Перед вами находятся образцы воды, выполнив эксперимент по инструктивной карточке, сделайте выводы: Пригоден ли данный образец для питья.

1 – байкальская вода

2 – вода из-под крана

3 – вода болотная

Как может отразиться употребление на вашем организме воды под № 3?

Почему воду (№1,2) необходимо кипятить перед употреблением?

Бездумная эксплуатация природных вод человеком становится причиной истощения благодатной влаги. Давайте выясним основные факторы загрязнения гидросферы.  Работая с текстом (Ануфриева Е.Н., Компанец О.Н. Обобщающий урок «Гидросфера».// Химия в школе, №7 2001 г, стр. 28), найдите факторы и назовите их.

Слайд 11 - Сточные воды, нефтяное загрязнение, кислотные дожди, радиоактивное загрязнение.

Слайд 12 - А что угрожает Байкалу?

Назовите основные угрозы сохранению всемирного наследия озера Байкал.

Слайд 13 -

С хозяйственной деятельностью человека связаны изменения во всех без исключения биогеоценозах, и эти изменения в преобладающем большинстве ведут к ухудшению состояния природных сообществ. В этих условиях сохранение живого  покрова Земли, в том числе и озера Байкал стало насущной задачей человечества.  

Слайды 14-15 –  В России 75 заповедников 1,5 тыс. заказников, несколько тысяч памятников природы, 22 национальных парка. В том числе в Бурятии, 3 (Баргузинский, Джергинский, Байкальский) заповедника, 2 (Тункинский, Забайкальский) национальных парка, 3 государственных природных заказников федерального значения и 17 заказников регионального значения.

Однако лишь созданием заповедников и заказников нельзя остановить деградации природы. Интенсивность вредного воздействия человека на природу вышла за пределы возможностей биологического саморегулирования живых систем.

Слайд 16 -

Пути выхода из сложившегося кризисного состояния природы дает наука экология.

Эти пути образно назвал известный американский эколог Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг», вышедший в русском переводе в 1974 г. Он выделил 4 исходных принципа, позволяющих установить гармоничные взаимоотношения человека и  общества с природой, обеспечить существование биогеоценозов и сохранить биосферу в целом.

Эта программа получила название «Законы экологии».

Прочитайте их, и объясните, как они применимы к нашему озеру?

Слайд 17 – 

Все связано со всем,

Все должно куда-то деваться,

За все надо платить,

Природа знает лучше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет.

Уникальность Байкала:

- Как водоем и как природная лаборатория изучения видообразования.

- Единственный на Земле источник чистой питьевой воды (воды слабоминерализована и самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия, чем во всех других водоемах).

Признание исключительной ценности Байкала для всего человечества означает не только присуждение высшего титула, и всевозможную помощь мирового сообщества для сохранения жемчужины Сибири для будущих поколений.

Слайд 18 – 

Ученик:

“Как отливает зеленью волна,
Когда светило дня над ним восходит,
Когда в него спускается луна
И звезды следом за собой уводит.
Байкал: на многих фото
Развозят по земле у лона вод.
Скалистый берег где-то оживает,
И говорить с Байкалом станет кто-то.
Язык его поймут в любой стране,
В любом краю, с любого расстоянья.
Я слушаю, он дышит в тишине.
Как внятен всем простой язык дыханья!”

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов «Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная  игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов«Звёздный час  по географии, химии, биологии, экологии»Девиз: «Чтобы победить, на...

Декада Естествознания (химия, физика, биология, экология, география).

Внимание!  20 – 30 января в МАОУ СОШ №107 проводится               декада Естествознания (химия, физика, биология, экология, ...

отчет по предметной неделе биологии, экологии и химии

отчет о проведении предметной недели...

«Легенды о цветах» сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС (интеграция биологии, экологии и досуга)

Авторы разработки предлагают увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия в форме музыкального спектакля-сказки, где каждому найдётся дело по душе. Роли в спектакле исполняют пе...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»

Тема выступления на  августовской конференции учителей естественнонаучного курса....

План работы с одаренными детьми по биологии, экологии и химии

Цель:Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития ода...

Технологическая карта по химии к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Чистые вещества и смеси" 8 класс Рудзитис, Фельдман...