МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
статья на тему

Васильева Людмила Валентиновна

Статья о применении ИКТ при работе с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Васильева Людмила Валентиновна (vaslyuda@mail.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 155» городского округа Самара (МБОУ Школа №155 г.о. Самара)

Аннотация

Рассматривается  использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одаренными детьми на уроках информатики, кружках, факультативах. Разнообразие информационных технологий позволяет учителю познакомить ребят с различными программами. Учащиеся выбирают именно те, где можно воплотить свои замыслы и фантазии, раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально.

Сегодня как никогда современному обществу нужны личности творческие неординарные. Такими являются одаренные дети.  Талантливая молодежь – это мощный потенциал страны, который позволит эффективно развиваться и решать социально-значимые задачи.

В этой связи работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является актуальной задачей общества. Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Одаренные дети – способные, творческие  – дети, которых надо выявлять и поддерживать, которым  необходимо расширять грани своих возможностей и видеть результат своего труда.

Основными признаками, на мой взгляд, которые проявляет одаренный ребенок, являются:

- познавательная активность;

- оригинальность и гибкость мышления;

- высокий уровень развития логического мышления;

- высокая концентрация внимания;

- отличная память;

- самостоятельность.

Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать, не используя современные информационные технологии, в том числе и компьютерные.

К информационным технологиям обучения относятся технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

На мой взгляд, работа  с одаренными детьми  невозможна без ИКТ. Что дают в работе информационно-коммуникационные технологии:

- получение любой полезной информации (не все книги есть в библиотеке или магазине),

- виртуальные экскурсии (можно побывать в любой точке мира, посетить памятные места, побывать в разных музеях),

- большой выбор фильмов,

- участие в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях,

- просмотр и создание мультимедийных проектов.

И это не весь перечень всего, для чего необходимо применять  ИКТ.

По мнению ряда исследователей  (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, А.В.Петров и др.), современное компьютерное образование является составной частью становления личности – ее развития, образования, воспитания.

При обучении информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), то есть аппаратным и программным средствам, к которым  относят прикладное программное обеспечение, не ограничиваю ребят рамками школьного курса (в настоящее время  это пакет программ Microsoft Office), а увлекаю учеников, интересующихся информатикой,  и знакомлю с дополнительными  компьютерными программами. Это  векторные графические редакторы CorelDraw, Corel PhotoPaint,  система автоматизированного проектирования Kомпас, программа для создания и редактирования видеофильмов Windows Movie Maker, Sony Vegas Movie Studio.  Некоторые особо одаренные дети осваивают самостоятельно дополнительное программное обеспечение, выходящее за рамки базового курса информатики. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Например, одаренные дети монтируют в программе Adobe Flash Player обучающие мультфильмы («Внимание, дорога!», «Знакомство с фракталами», «Экскурсия по Самаре»), моделируют буклеты, открытки и баннеры в графическом редакторе Adobe Photoshop, конструируют сайты, в том числе и о школьном музее, в программе Front Page, программируют роботов, применяя программу Lego Mindstorms home edition, создают познавательные фильмы в программах Sony Vegas, Movie Maker ( «Чапаев в Самаре», «Будь милосерден, человек!», «Берегите природу!»). В программе Macromedia Flash одаренные дети работают в качестве художников, аниматоров, веб-мастеров и программистов одновременно.

Немаловажную роль для одаренных детей играют Интернет-технологии, так как в сети Интернет существует достаточно много ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними. Интернет-олимпиады, викторины, интеллектуальные и творческие конкурсы, конференции, вебинары. Тематическая область подобных проектов  разнообразна.

Участие в сетевых телекоммуникационных проектах на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. Задача учителя увидеть, заинтересовать обучающегося и помочь  раскрыть его способности. Участвуя в таких дистанционных мероприятиях как межрегиональный интернет-конкурс с элементами проектной деятельности "Гагаринский взлёт", межрегиональное интернет-соревнование с элементами проектной деятельности «Галактяне» активный ученик приобретает дополнительные возможности, такие как:

-  учиться, выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала;

- получать профессиональную экспертизу своим творческим способностям и умениям;

- учиться использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

- иметь возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других удаленных учащихся.

Организация  работы с одаренными детьми с применением ИКТ технологий носит системный характер. В качестве итога  проводятся школьные конференции, фестивали с приглашением учащихся, которым предстоит изучать курс информатики. На этих мероприятиях одаренные дети  демонстрируют  свой продукт, рассказывают о его создании и знакомят с соответствующей компьютерной программой.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Важно объединить урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, развить групповую и индивидуальную форму внеурочной деятельности, создать систему исследовательской работы учащихся.

ИКТ обучения, при определенных условиях, возможно, использовать как эффективное средство для развития функции самореализации личности учащегося: компьютер позволяет создать  условия, при которых каждый ученик может реализовать себя в планировании, регулировании, целенаправленности своей деятельности.

Литература

1.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. – М., 2003.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» , утвержденная 4 февраля 2010 года Указом Президента Российской Федерации № пр-271.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО

в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми...

Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...

Модель организации работы с одаренными детьми на уроках математики

   Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....