Формирование и развитие универсальных учебных действий естественно-математического направления.
статья на тему

 Для формирования и проверки сформированности универсальных учебных действий необходимо разрабатывать специальные (отличные от традиционных) задания и задачи.О таких задачах, в том числе авторских, идет речь в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_11_marta.docx27.93 КБ
Office presentation icon kompetentnostnye_zadachi.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

      Формирование и развитие универсальных учебных действий естественно-математического направления.

 Для формирования и проверки сформированности универсальных учебных действий необходимо разрабатывать специальные (отличные от традиционных) задания и задачи. Под такими  задачами, рассматриваемыми при изучении математики, понимаются задачи, целью решения которых является разрешение стандартной или нестандартной ситуации (предметной, межпредметной или практической по описанному в ней содержанию) посредством нахождения соответствующего способа решения с обязательным использованием математических знаний. Основной особенностью таких задач является получение познавательного результата для школьника.

       Важными отличительными особенностями  разработанных  задач от стандартных математических являются: значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося.

Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания (из разных разделов основного предмета - математики, из другого предмета или из жизни) на которые нет явного указания в тексте задачи.

 Информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов.

   Кроме выделенных трех обязательных характеристических особенностей, задачи , формирующие УУД, обычно имеют следующие отличия: по структуре эти задачи – нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределены некоторые из ее компонентов; наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия; наличие нескольких способов решения  причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

          Выделяются следующие типы таких задач:

1. Предметные  задачи: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в разных разделах математики; Полученный результат обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач (заданий).

2. Межпредметные  задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области

3. Практические задачи: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой, нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и приобретенные из повседневного опыта учащихся.

Данные в задаче, не должны быть оторваны от реальности (должны соответствовать действительности, например цены, размеры дома и т.д.). Полученный результат должен быть значим для учащихся, т.е. указана его область применения.

 Приведем пример предметной  задачи, направленной на формирование и развитие УУД. 1. На рисунке 1 изображен многогранник. Известно, что площади боковых граней, образующих прямой угол (АВС), равны S1и S2  . Можно ли вписать данный многогранник в цилиндр? Если можно, то выразите площадь боковой поверхности цилиндра через S1и S2  . Сформулируйте аналогичные задачи, используя данные, приведенные в каждой строке таблицы 1, и решите их. Охарактеризуйте результат каждой из построенных задач. Как Вы думаете, если в основании многогранника будет лежать произвольный треугольник, можно ли его вписать в цилиндр? Ответ обоснуйте.

Таблица 1

BC

AC

AB

S1

S2

Дополнительные данные

1

3

-

4

40

30

АА1=ВВ1=СС1

2

3

7

9

90

30

А1В1IIАВ

С1В1=СВ

3

5

9

-

-

-

АА1=ВВ1=СС1

Примечание к задаче 1. Данная задача соответствует следующим характеристическим особенностям:  - познавательная и профессиональная значимость получаемого результата (выводится формула нахождения площади боковой поверхности цилиндра через параметры многогранника, который вписан в этот цилиндр – формируется умение выводить формулы в общем виде и работать с ними; доказывается, что любую прямую треугольную призму можно вписать в прямой круговой цилиндр – это может быть использовано при решении других задач.

 - Условие задачи сформулировано как математическая ситуация, для разрешения которой используются знания, на которые нет явного указания в тексте задачи (например, из планиметрии, из алгебры - решение систем уравнений); - данные в задаче представлены в различной форме (текст, рисунок, таблица).

Кроме того:  - задача нестандартная (требуется дополнительное исследование условия, самостоятельный отбор знаний, которые нужны для решения задачи, а также неизвестен способ решения задачи); - наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия (в таблице приведены три различных случая, в которых предложены ситуации с избыточными, недостающими и противоречивыми данными).

Следовательно, в процессе работы с такой задачей развиваются следующие умения: -  предметные: выбор необходимых для решения знаний из разных разделов математики (планиметрия, стереометрия, алгебра), узнавание геометрического объекта и обоснование этого, путем применения определения и свойств многогранника), построение математической модели и работа с ней; - межпредметные: вывод формул в общем виде и работа с ними, работа с текстом, таблицей, работа с информацией (анализ, поиск и др.); - методические: поиск решения задачи, постановка вопросов к различным этапам решения, умение отличать компетентностные задачи от стандартных математических.

 Анализ задачников по элементарной математике и другой литературы показал, что задач, нацеленных на формирование и развитие УУД  недостаточно, поэтому нами были изучены пути и способы конструирования таких задач (см. схему 2). Сконструированная новая задача должна содержать в себе несколько отличительных особенностей, которые отличают ее от стандартных математических.

Приведу примеры авторских компетентностных задач, которые  мы составляли  сами для проведения различных внеклассных мероприятий. 

Остановлюсь на тексах заданий межмуниципальной математической игры «Решай, смекай, отгадывай».  Мы проводим ее уже 8 лет и стараемся задания составлять сами. На сайте учителя математики Парфеновой Е. В. Можно познакомиться с текстами задач по темам «История воздухоплавания», « Задачи по истории г. Колпашева» и др…

В ходе решения составленных нами  задач  учащиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- поиск информации из текста;

- обобщение полученной информации;

- выбор обоснования своего решения с использованием информации из       текста.

Задачи построены на  основе текста. Используются различные виды информации: текст, рисунки, таблицы.

В процессе решения задач такого типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

  • чтение текста;
  • поиск ответов на вопросы;
  • умение фиксировать информацию;
  • умение творчески мыслить и аргументировать ответы.
  • умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро-

вым, ознакомительным.

  • использовать знания, полученные в разных предметах: русский язык, чтение, окружающий мир, математика.
  • построение монологических ответов;
  • работа с избыточностью  информации, способность вычленять необходимое;
  • распределение и планирование рабочего времени.

Личностные и метапредеметные результаты обучения достигаются через осуществление перечисленных видов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие универсальных учебных действий естественно-математического направления. ПАРФЕНОВА Е. В. ТОПЧИЕВА О. Н. УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МАОУ «СОШ №2»

Слайд 2

Задачи, формирующие УУД: Разрешение стандартной или нестандартной ситуации (предметной, межпредметной или практической) посредством нахождения соответствующего способа решения с обязательным использованием математических знаний. Основная особенность - получение познавательного результата для школьника.

Слайд 3

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ : значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема по структуре эти задачи – нестандартные наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных наличие нескольких способов решения

Слайд 4

ТИПЫ ЗАДАЧ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД: Предметные Межпредметные Практические

Слайд 5

№ BC AC AB S1 S2 Дополнительные данные 1 3 - 4 40 30 АА1=ВВ1=СС1 2 3 7 9 90 30 А1В1 II АВ С1В1=СВ 3 5 9 - - - АА1=ВВ1=СС1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»

Данный материал посвящен формированию и развитию универсальных учебных действий с учетом специфики предмета "Иностранный язык"....

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....